Окружающий мир "Обычаи разных народов" 1 класс

МБ ОУ Починковская СОШ



Урок по предмету "Окружающий мир" 1 класс

Тема: "Обычаи разных народов"

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Учитель: Ерохина Е.В.

Место урока в системе уроков: Раздел «Мы – часть окружающего мира».

Педагогическая цель: формировать представление о разнообразии национальных характеров, обычаев, праздников; познакомить с некоторыми праздниками и обычаями.

Предметные результаты:

Обучающийся научится: называть обычаи своей страны, местности; познакомиться с национальной кухней и национальными традициями.

Получит возможность научиться: различать обычаи разных стран, из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные:

у обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; представления о здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные:

Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.



Познавательные:

Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные:

Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости;

Получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая работа; объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, деятельностный.

Образовательные ресурсы:

Фотографии, иллюстрирующие обычаи разных народов, интерактивная доска SmartBoard, проектор, компьютер, флипчарт для SmartBoard.





Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ИКТ

  1. Эмоциональный настрой

(2 мин)

Личностные: мотивация

учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.



Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья!



Посмотрите внимательно на доску.








Здороваются с гостями











Эмоциональный настрой учащихся.


Слайд №1

















Просмотр клипа «Родной край», звучит куплет песни Газинура Хазигалеева.


2. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

(2 мин)

Личностные УУД: наличие познавательных интересов.

Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; логические – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.


-О каком родном навек крае поётся в этой песне?



-Что такое Россия?



- На земле существует много государств, кто помнит сколько?

-Что имеет каждая страна?







-Какие бывают государства?





- Какое самое большое по площади государство? А самое маленькое?

- В каком государстве проживает больше всего людей?

- На прошлом уроке мы говорили с вами о разнообразии стран мира, о том, какие разные на свете города, люди, живущие в них, языки, на которых они говорят.

-Как вы думаете, есть ли в других странах праздники, которые празднуем мы в России?

-Все ли люди, говоря «да» кивают в знак согласия?

-Все едят одинаковую еду?



- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?



- Сегодня мы узнаем о различных обычаях, еде, праздниках разных стран.

В этой песне поётся о России.



Россия – это государство.



Около 200.



Каждая из них имеет свою территорию, столицу, границы, органы власти.

Государства бывают большие и маленькие.



Россия – самое большое, а Ватикан – самое маленькое.

В Китае проживает больше всего людей.

















Ответы учащихся.















Предположения учащихся.

Слайд №2















Слайд №3







































Слайд №4

3.Усвоение новых знаний и способов действий. (36 мин)

1. Определение способов действий.

(1 мин)



  1. Работа с иллюстрациями учебника.

(3 мин)











































  1. Работа в группах сменного состава.

(2 мин)



















































4.Работа с учебником в микрогруппах

(по 4 человека).



(5 мин)



















































































5.Исследовательская деятельность групп



(3 мин)

































6.Продолжение работы с учебником.



(5 мин)

























































7.Ф/мин под песню «Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами»



(2 мин)



















































8.Продолжение работы с учебником.





(2 мин)











































9.Включение в систему знаний о традиционных национальных блюдах и повторение (работа в парах).



(5 мин)









































10.Сообщения учащихся о традициях, существующих в родной местности и семьях.



(8 мин)






























Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска нужной информации в учебнике; логические – осуществление анализа, сравнения объектов.

Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии.


- Откуда, из каких источников мы можем обо всём этом узнать?







-Итак, обратимся к учебнику (с. 33).

- Рассмотрите иллюстрации. - Что скажете о нижнем рисунке справа?

- О рисунке в центре?



- Как ведут себя люди на рисунке слева?

- Предположите, что бы это означало?



- Действительно, люди живут в разных домах, в разных странах, у них свой язык, свои обычаи, но в любой стране есть обычай приветствовать друг друга.

- Кто вспомнит больше вариантов приветствия на родном языке?



- Что же мы желаем, приветствуя друг друга?

- Хотите научиться здороваться так, как это принято в других странах – и с помощью слов и с помощью жестов?

- Самое главное – приветствовать другого человека нужно стоя и глядя ему в глаза. Встаньте и поприветствуйте своего соседа по парте и других ребят:

- по-русски: - Добрый день!

- по-французски: - Бонжур!

- по-немецки: - Гутен таг!

-по-английски: - Гуд монинг!

- как люди в племени маори в Новой Зеландии - приветствуя друг друга, потираются носами

- как латиноамериканцы, которые обнимаются при встрече.

- Научите дома взрослых здороваться так, как это принято у других народов.

- Какой вывод сделаем?







-Проверим правильность наших утверждений по учебнику. Прочитайте текст на с.33 по группам (4 группы) и расскажите, чтобы все узнали содержание.



















































-Задайте вопросы друг другу.





























- Какие слова вы слышите впервые или значение каких вам незнакомо?

- О значении слов можем узнать из толкового словаря, от взрослых людей.













- Кто же нам объяснит, что такое обычай? Традиция?







-Молодцы! Теперь нам понятны все слова.



Возвращаемся к учебнику с.33. Посмотрите на остальные иллюстрации. Скажите одним словом, что на них изображено?

- Что представляем, когда слышим это слово?

- А какой из этих праздников проводят в России?

-Что такое Масленица? (Масленица – весёлый древний славянский праздник прощания с зимой, длится он целую неделю. Символ Масленицы – солнечный круг, который всё ярче разгорался, удлиняя дни, поэтому пекли блины круглые, как солнышко, девушки водили хороводы и катались на санях вокруг села. И, конечно же, изготавливалось чучело Масленицы, которое сжигалось в последний день.)

-Как вы отмечали этот праздник?











-Масленица – это весёлые песни, задорные частушки, танцы и хороводы, которыми люди встречали весну. Я предлагаю вам послушать песню и немного отдохнуть, подвигаться.

Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами

Чучело зимы сжигаем, в хороводе распеваем



Здравствуй милая весна,

Мы с тобой соседствуем.

Здравствуй, красная весна,

Мы тебя приветствуем.

Здравствуй, красная весна,

Мы тебя приветствуем.



Ароматными блинами мы весну прославим с вами.

Все в природе оживает, хитро солнышко мигает.



Я пригрею василей,

Побежит с горы ручей.

Поднимусь повыше я:

«Здравствуй, красная весна!»

Поднимусь повыше я:

«Здравствуй, красная весна!»



-А как называется другой праздник, изображённый на с.33?

-В какой стране проводят карнавалы?

- Карнава́л— праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом. Аналогичен нашей восточнославянской Масленице, это тоже своего рода проводы зимы. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями. Участники карнавала надевают яркие многоцветные костюмы и маски любимых героев. По традиции детям можно шутить, разыгрывать взрослых, кататься на карусели.



-Ни один праздник не обходится без праздничного стола.

В США много ресторанов быстрого питания, где можно купить гамбургеры, чизбургеры, хотдоги.

Германия прославилась вкусными сосисками.

Россия – пирогами с мясом, рыбой или икрой, борщом, пельменями и блинами.

Англия – овсяной кашей и пудингами.

Работа в парах – укажите стрелками, какие блюда являются традиционными в каждой из этих стран.





Поднимите руки, кто допустил 2 ошибки? 1 ошибку?

Кто не сделал ошибок?

Молодцы, все старались.





В России традиционно проводятся разные праздники. Всем известен древний обычай встречать гостей хлебом-солью, пожимать руку при встрече (означает, что нет оружия). Доброй традицией стало уступать место в транспорте пожилым людям, уважать старших, заботиться о стариках.

Дома, опираясь на задание учебника на с.33, вы должны были спросить у взрослых, какие обычаи существуют в нашей местности и какие праздники являются самыми любимыми в вашей семье? До урока вы многие уже приносили свои сведения, некоторые оформили их в виде собственных проектов, хотелось бы теперь послушать ваши сообщения.

Мы можем об этом узнать из учебника и других книг, из Интернета, из рассказов учителя и родителей и других взрослых.





- Люди едят разную пищу.

- На людях разная одежда.



- Они касаются носами.



-Приветствие. Знакомство. Различают друг друга по запаху.















Здравствуй(те). Доброе утро, день, вечер. Привет. Салют. Рада тебя (вас) видеть.



Добра, здоровья, счастья.























































-Люди в разных странах едят разную пищу, по разному одеваются, у них разное поведение.





1 группа

У людей, живущих в разных концах земли, есть много общего. Но немало и различий: свои законы, обычаи и традиции.



2 группа

Так, жители России в знак согласия кивают головой. Совсем недавно у болгар это означало отрицание.



3 группа

Французы любят жареных лягушек, а мы едим варёных раков.



4 группа

На одном из островов Индийского океана младенцу приписывают сразу 60 лет. С каждым годом его возраст уменьшается. Значит, по их счёту, вам сейчас 52-53 года!

- Какое действие выполняем мы в знак согласия? (киваем головой)

Что это означает у болгар? (нет)

Что любят русские, а что французы? (русские-раков, французы- лягушек)

Что отличает одно государство от другого? (законы, обычаи, традиции)

- Я слышу впервые слово традиции и обычаи.



Работа в группах – одна группа ищет значение слова традиции в словаре, другая ищет значение слова обычаи в словаре, а отдельные ученики пытаются выяснить значения этих слов у взрослых.

- Обычай-унаследованный от предков способ поведения.

Традиция - передача чего-либо.











- На иллюстрациях видим праздники.

- Мы представляем смех, шутки, песни, танцы.

- В России и у нас в селе Починки проводят Масленицу.



Ответы детей.





























Рассказы учеников о праздновании Масленицы с демонстрацией фотографий.





Учащиеся выполняют движения под музыку.

























































- Карнавал.





- Карнавалы проводят в Венеции, Бразилии, Германии, Франции







































































Работа в парах: (на парте лежит 1 рабочий лист) обсуждают в парах, а затем находят соответствия и соединяют стрелками.

Проверка.





































Индивидуальные выступления учащихся.


Слайд №5











Слайд №6









































































Слайд №7











Слайд №8



Слайд №9

















Слайд №10











Слайд №11

















































































Слайд №12

























Слайд №13















Слайд №14















Слайд №15

































Слайд №16













Слайд №17



























































Слайд №18





Слайды № 19,20,21,22

















































Слайд №23







Слайд№24



Слайд №25





Слайд №26



Слайд №27















































Слайд №28
























4.Подведение итогов.

(3 мин)


Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение формулировать своё мнение и позицию.


-Возвратимся к тем вопросам, которые ставили в начале урока.

-Во всех странах одинаковые праздники?

-Все народы имеют похожие традиции и обычаи?

- Какой вывод сделаем?







-Зачем нам нужно знать обычаи и традиции других народов и народов России?





-А сейчас:

Упражнение для глаза

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в надписи моей. (индивидуальная работа)

- Какое слово получилось? Толерантность означает уважение, терпение.




Ответы учащихся.













- Люди в разных странах проводят разные праздники, у них разные обычаи и традиции.

- Чтобы уважать и ценить обычаи и традиции, образ жизни, поведение народа.



На партах у каждого ученика лежит 1 рабочий лист, в котором он вычёркивает повторяющиеся буквы



-Толерантность.

Слайд №29





















Слайд №30









Слайд № 31

5.Рефлексия и самооценка

(2 мин)

Личностные УУД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов урока.

Регулятивные УУД:

умение оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.


На доске изображение лесенки. Возьмите красный магнит, если урок очень понравился, и вам есть о чём рассказать родителям, синий, если урок был хороший, зелёный, если на уроке было скучно, и прикрепите магнит на той ступеньке лесенки, куда бы вы поставили себя на этом уроке.

- Спасибо за урок!

Дети прикрепляют магниты.

Слайд № 32



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.