Обучающий комплекс EduTouch как инструмент развития познавательной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии

Интервью: «Обучающий комплекс EduTouch как инструмент развития познавательной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии».

Опыт использования в «Детском доме-интернате №1» в Петергофе

Нет «необучаемых» детей,
нужно просто уметь любить их такими,
какие они есть. 

Перспективным направлением развития коррекционного образования сегодня является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогу сделать процесс обучения привлекательным для детей, наполнить его новым содержанием, сделать его практически направленным.

Задача состоит не только в том, чтобы вооружить учеников знанием по предмету, научить их решать определенные задачи и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, a и в том, чтобы развить у детей с умственной отсталостью внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь учебный процесс направлен на социализацию и адаптацию ребенка с ОВЗ в обществе.

Разумеется, новые технологии не способны избавить ребенка от особенностей развития и снять все возникающие в связи с этим сложности. Однако осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, дает ему веру в свои силы.

Примером эффективного использования новейшего оборудования и компьютерных программ в коррекционной педагогике является

Детский дом-интернат № 1, г.Петергоф

Наряду с реабилитационными кабинетами, где учащиеся получают индивидуальную медицинскую, психологическую, физкультурно-оздоровительную поддержку, в учреждении есть специальные сенсорные комнаты, релаксационные зоны, а также учебные классы с современным оборудованием для обеспечения комплексной психолого-педагогической, социальной, трудовой и социокультурной реабилитации.

  

Кабинет сенсорики в ДДИ №1

Мультимедийный класс для работы с особыми детьми

В 2014 году в «Детский дом-интернат №1» была поставлена современная

Мультимедийный класс в ДДИ №1. Мультимедийная система EduTouch и детская интерактивная доска QOMO KidzBoard

В начале 2015 году на базе учреждения открылся специализированный мультимедийный класс, в котором система используется для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся.

С сентября к работе с EduTouch приступила педагог-дефектолог Ремшу Олеся Юрьевна, которая видит множество возможностей, создающих позитивные условия для обучения воспитанников дома-интерната.

Ремшу Олеся Юрьевна, педагог-дефектолог Детского дома-интерната № 1

Пока в мультимедийном кабинете с системой занимаются 25 учеников с умеренной умственной отсталостью.

Уроки проходят 2 раза в неделю индивидуально с каждым учащимся, а продолжительность занятия составляет от 15 до 25 минут.

Работа с применением интерактивной системы EduTouch ведётся по следующим направлениям: развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование, развитие цветового восприятия и социально-бытовая ориентировка, и некоторым другим.

Как отмечает Олеся Юрьевна: «У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая мотивация на обучение. Система EduTouch помогает решать эту проблему и предлагает таким ученикам изучать многие вещи в увлекательной для них форме».

На занятиях Олеся Юрьевна использует как различные дидактические материалы, так и задания специализированного программного решения:

«Функционал системы дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в данном классе, с конкретным ребенком. Большим плюсом является наличие комплекса дидактических материалов, которые не только помогают ребятам активизировать совместную деятельность зрительного и моторного анализаторов, но и сами по себе привлекательны и приятны на ощупь, как, например, деревянные кубики, пластиковые коврики разных цветов. Это всё стимулирует познавательную активность, помогает создать благоприятные условия для увлекательного обучения».

  

Примеры дидактических материалов системы EduTouch. Деревянные кубики и пазлы.

Игровая мотивация естественным образом переходит в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Все уроки в мультимедийном классе строятся не по принципу разделения учеников на уровни развития, а по индивидуальной схеме:

«Я занимаюсь с детьми с разной степенью умственной отсталости, и ко всем ним нужен свой подход. Задания системы легко адаптируются под индивидуальные особенности каждого ученика и не требуют каких-то особых для этого усилий. С помощью системы я могу подготовить урок, коррекционное занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся. А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники».

Обучайся играя!

Занятия с младшими школьниками Олегом и Юрой* с умеренной умственной отсталостью, всегда начинаются с игры.

«Игровой подход в обучении помогает развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности. При проведении этих занятий мы создали условия для знакомства учащихся с доступной по содержанию им сказкой, развития у неговорящих или плохо говорящих детей невербальных средств коммуникации», — комментирует педагог.

Виртуальный друг – лучший помощник детей

Отдельное внимание Олеся Юрьевна уделяет Памуди, виртуальному другу-помощнику по работе с заданиями системы EduTouch. В доме-интернате его зовут Вовой или Пашей – в зависимости от развития речи у учащихся.

Виртуальный герой системы Edutouch — Памуди

«Моим ученикам очень нравится, что они не одни справляются с заданиями системы, что у них есть друг, хоть и виртуальный, который всегда их подбадривает. Детям нравится получать от него комментарии, ведь похвала учителя – это одно, а дружеская вера и опора – совсем другое. Наши уроки построены таким образом, что дети будто помогают Памуди решить задачи, что, в свою очередь, помогает им, развивать социализацию и коммуникативные навыки».

Математика наглядная

С помощью математического блока заданий ученики не только элементарно учат счет, но и закрепляют названия цифр:

«Наши математические знания мы закрепляем и визуально, и тактильно, используя кубики и другие дидактические материалы, а также подкрепляя это всё специальными заданиями программного обеспечения. Я назвала одно из заданий «Магазин игрушек» — там детишки собирают для виртуального друга понравившиеся предметы и заодно учатся считать их и сопоставлять визуальные образы с цифрами».

  

Младшие школьники ДДИ №1 с умеренной умственной отсталостью в работе с системой EduTouch

Таким же способом в доме-интернате дети постарше изучают элементарные математические операции, как сложение и вычитание, а также геометрические фигуры.

«Для развития математических представлений, памяти и мышления, мы используем кубики, выстраивая их в несколько рядов, аналогично одному из заданий программы. Затем делаем подсчет, сколько кубиков помещается в верхнем ряду, сколько – в нижнем. Иногда фигуры из кубиков мы обводим на листочках, чтобы еще понимать визуально, какие перед нами геометрические фигуры и из скольких кубиков они сложены».

Развиваем сенсорику и мелкую моторику

Олеся Юрьевна отмечает, что система помогает задействовать основные сенсорные системы ребёнка, особенно кинестетическую:

«Безусловно, большим плюсом системы является стол особой конструкции с большими рабочими кнопками. Детям не просто нравится нажимать на них, но и самостоятельно выбирать с помощью них задания, решать упражнения, чувствуя при этом свою независимость. Это касается и детей с нарушениями двигательных функций. У меня есть ученица, которая практически полностью парализована, но благодаря столу с такими удобно расположенными кнопками она вовлекается в учебный процесс. После взаимодействия с системой и столом её руки становятся заметнее более расслабленными. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным, доводят навыки ребенка до автоматизма, т.е. переводят на уровень подсознания».

  

С помощью деревянных пазлов учащиеся младшего возраста учатся развивать зрительную память и находить соответствия между картинками на экране и на деревянных блоках.

«Для начала Олег и Юра берут картинки из дидактических материалов, после чего прикладывают к этим картинкам соответствующие им пазлы из деревянных блоков. Постепенно дети запоминают соответствие образа на картинке и на отдельных блоках и самостоятельно учатся складывать пазл, а также находить уже соответствия изображениям на экране. К тому же, процесс выполнения этих заданий создает условия для формирования у ребят представления о величине предметов, для коррекции внимания и восприятия, развития пространственно-величинных отношений окружающей действительности».

  

Изучаем цвета и учимся рисовать

По мнению современных учёных, наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.

В системе EduTouch это реализовано в блоке заданий по изучению цветов. Олеся Юрьевна использует сначала дидактические материалы, например, цветные пластиковые коврики, куда сверху ученики кладут предметы или карточки с таким же цветом, как у каждого коврика: желтые – на желтый коврик, зеленые – на зеленый и т.д. А затем приступает к повторению и закреплению знаний с помощью компьютера, раскладывая на каждую кнопку карточку с определенным цветом:

Олег и Юра изучают цвета с помощью системы EduTouch

«Олег у нас егоза и ему бывает сложно усидеть на одном месте. Но яркие учебные материалы и задания системы помогают ему концентрировать внимание. Он уже постепенно распознает цвета и их различия, сопоставляет образы из заданий программного обеспечения с цветами окружающих предметов. А вот маленькому Юре с синдромом Дауна очень нравится раскрашивать картинки, особенно весёлого клоуна. Заодно в этом уроке мы еще раз повторяем и закрепляем знания о цветах и цифрах», — комментирует Олеся Юрьевна, «во время учебного процесса подобные задания снимают у детей усталость, повышают заинтересованность в обучении, заряжают новой энергией. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками».

  

Олег и Юра изучают цвета с помощью системы EduTouch

Наглядность – лучший мотиватор

Несмотря на еще относительно непродолжительное использование системы EduTouch, Олеся Юрьевна отмечает положительные сдвиги в развитии учащихся:

«Для моих учеников, в том числе Олега и Юры, изучение многих предметов и понятий окружающего мира началось именно с работы на данной системе. И я вижу, какой для них это стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Система позволяет создать эффект присутствия («Я это видел!»), и у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше, реализовать свои потенциальные возможности, взаимодействовать с другим человеком, проявить или поделиться с ним своим эмоциональным состоянием».

Эмоции и чувства

Педагог также отмечает совсем иной эмоциональный настрой на занятиях с системой, нежели при использовании традиционных наглядных пособий:

«Дети проявляют большее желание участвовать в уроках, стали чувствовать себя более комфортно, перестали бояться выполнять задания. Система EduTouch постепенно помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, ведь дети работают и с мелкими дидактическими материалами типа кубиков, и с большими сенсорными кнопками. Благодаря ярким дидактическим материалам и заданиям программного обеспечения, учащиеся стали лучше вовлекаться в индивидуальную и совместную деятельность, обогащать свой эмоциональный и интеллектуальный опыт, преодолевать негативизм к общению со взрослыми, смягчая эмоциональный дискомфорт».

Рассуждая о потенциале использования подобных систем, Олеся Юрьевна подытоживает:

«Наши учащиеся, несмотря на свои особенности развития, как и остальные дети, любят современные гаджеты, будто рождены с ними в руках. Компьютерные технологии позволяют им не только получить мощный заряд мотивации и позитивного настроя, но и во многом упрощают их будущую социализацию, адаптацию и интеграцию в информационное общество, ведь многим из них затем предстоит поступать в училища и жить самостоятельно, вне стен нашего дома-интерната».

Как уже показывает опыт «Детского дома-интерната №1», проведение нетрадиционных уроков с использованием современных инновационных средств является одним из путей повышения интереса к изучению программного материала. Такие уроки способствуют установлению положительного эмоционального контакта между всеми участниками, помогают формировать позитивные качества характера детей. Дети учатся сдерживать свои желания, развивают чувство ответственности перед товарищами, воспитывают волевые качества. А это все делает процесс обучения более эффективным.

* В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Кодексом профессиональной этики журналиста» реальные имена учащихся «ДДИ №1» заменены на вымышленные.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Аристипп
globuss24.ru © 2024 – образование для всех
00
вверх