ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей по экологии


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ДЕРЖАВА»




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей по экологии.

Вид программы: модифицированная.

Направление программы: эколого-биологическое.

Срок реализации: 2012-2017 гг. Возраст детей: 7–11 лет.





Педагоги дополнительного образования

Ермакова Елена Александровна

Резникова Любовь Викторовна

Рябова Ирина Михайловна

Сидорова Татьяна Петровна


Обнинск

2013



Структура программы:

  1. Введение.

  2. Пояснительная записка.

  3. Цели и задачи.

  4. Аспекты обучения.

  5. Формы, методы и приёмы обучения.

  6. Содержание разделов программы.

  7. Ожидаемые результаты.

  8. Формы подведения итогов.

  9. Тематическое планирование. Приложение 1.

  10. Календарно-тематическое планирование. Приложение 2.

  11. Список используемой литературы. Приложение 3.



«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

В.А.Сухомлинский

1. Введение.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Чувства и ум ребёнка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. У ребёнка формируется ответственное отношение к природе, сопереживание ей, понимание неразрывной связи человеческого общества, живой и неживой природы.

Основы экологического сознания и экологической культуры следует начинать закладывать с первых этапов обучения ребёнка в школе. Младший школьный возраст – период формирования основ нравственно-экологической позиции личности. У ребёнка вырабатывается осознанное отношение к окружающему миру, определение своего места среди других живых организмов, стремление общаться и сопереживать им.

2. Пояснительная записка.

Одной из актуальных проблем современности является гуманизация общества, поворот человечества к милосердию и состраданию. Зёрна многих добродетелей закладываются в душу человека с раннего детства, и здесь немаловажную роль играет школа. Данная программа воспитывает экологическую грамотность у детей, формирует их собственный жизненный опыт по взаимодействию с окружающим миром.

«Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить»- писал Альберт Швейцер. Осознание ребёнком своего места во Вселенной, понять значение его как части природы – вот задачи курса.

В данной программе использованы некоторые идеи и темы из существующих программ по экологическому воспитанию и образованию младших школьников: «Игровая экология» (Т.В.Шпотова, Л.П.Старых), «Экология» (Е.Г.Новолодская), «Экология в формах и красках»(В.А.Самкова), «Дом, в котором я живу: моя первая экология» (В.А.Самкова, А.С.Прутченков), «Экология. Наблюдаем и изучаем» (А.Т.Зверев), «Наш чистый дом» (В.А.Самкова, Г.П.Сапожникова).





3.Цели и задачи.



Личностными результатами освоения программы являются:

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, различные жанры декоративно-прикладного искусства и т.д.);

-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

-овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности;

-освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности

-формирование приёмов работы с информацией;

-развитие коммуникативных умений и овладение опытом вести диалог, участие в группе.

Предметными результатами являются:

-сформировать представление об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

-наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения курсов естественных наук;

-владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке,за домашними питомцами;

-знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Воспитание личностного отношения к природе как жизненно важной ценности, общему дому всех живых организмов, и осознание ребёнком своего места в природе и своей роли в её сохранении.

Задачи:

  • заложить основы экоцентрического сознания у младших школьников, предусматривающего ориентированность на отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных партнёров человека;

  • через соприкосновение ребёнка с миром природы, его сложностью, многообразием и величием, воспитывать в нём уважение к любому живому существу и гуманное отношение к нему – формировать элементы экологической культуры;

  • показать взаимозависимость живых организмов друг от друга и взаимосвязь самих сообществ как необходимость сохранения природного равновесия на планете;

  • выделить пути решения некоторых экологических проблем человечества: защита воды, воздуха, почвы от загрязнения, сохранение многообразия видового состава растительного и животного мира, поддержание природного равновесия, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей; познакомить учащихся с мероприятиями по охране природы во всём мире, в России в своём регионе;

  • формировать у младших школьников ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, познакомить с различными оздоровительными системами, показать зависимость развития и сохранения здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • формировать систему экологических знаний.

4.Аспекты обучения.

А) Философско-нравственный, предусматривающий осознание младшими школьниками основных идей курса экологии:

  • планета Земля – общий дом, среде обитания всех живых организмов, космическое чудо, дарящее всё необходимое для жизни и порождающее саму жизнь;

  • главный фактор здоровья людей – здоровая планета Земля, как человек заботится об окружающей среде, так он и относится к своему здоровью.

Б) Нравственно-этический, включающий формирование стремления у детей к созиданию экологически здоровой среды обитания вокруг себя и к самосозиданию, т.е. очищению своей внутренней душевной среды – «своего внутреннего жилища», когда ребёнок не зазубривает правила поведения, а размышляет над сутью каждого поступка, видит его корни.

«Там, где я наношу вред какой либо жизни, я должен ясно осознавать, насколько это необходимо. Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного». Альберт Швейцер

В) Региональный компонент, отражающий особенности природы той местности, где живут учащиеся.

5. Формы, методы и приёмы обучения.

  • Экскурсии

  • Урок в природе

  • Предметный урок

  • Экологический утренник

  • Деловая экологическая игра

  • Тестирование

  • Устный журнал

  • практикум-моделирование (таблицы, схемы, пищевые связи, экологические прогнозы);

  • защита экологических проектов;

  • конкурсы экологических газет, плакатов;

  • выставки декоративно-прикладного творчества;

  • тренинги.

При обучении используются:

-наглядные пособия;

- элементы театрализации;

- игры-задания;

-видеофильмы;

-аудиозаписи;

-художественная литература;

-энциклопедическая литература;

-географические карты.

6.Содержание разделов программы.

1 раздел «Введение в экологию» знакомит с наукой; с отличием планеты Земля от других; с историей Земли; появлением человека и его ролью в охране природы; разнообразием природы; разнообразием связей в природе.

2 раздел «Экология сообществ» знакомит группами экологических факторов среды и особенностями сред жизни организмов: водной, почвенной и наземно-воздушной; среды обитания человека – дом, улица, город; природных сообществ – лес, луг, поле, водоём; знакомит с пищевыми связями и экологическими ситуациями.

3 раздел «Экология человека» закладывает основы ответственного отношения к своему здоровью, рассматривает правила здорового образа жизни, различные оздоровительные системы, помогающие предотвратить или исцелить организм от заболевания с помощью природных сил.

4 раздел «Экология растений» знакомит с жизненными формами растений, процессами дыхания, питания, распространения.

5 раздел «Экология животных» знакомит с жизненными формами животных, разнообразием видов, особенностями органов, видами жилищ, отношениями, приспособлениями к среде обитания.

6 раздел «Прикладная экология» даёт представления о мероприятиях по охране природы в мире, России, в своём регионе; выделяет отрицательные и положительные моменты деятельности человека в природе, разрабатывает экологический кодекс жителей планеты Земля.

7. Прогнозируемые результаты.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • что изучает наука экология;

  • видовое разнообразие растительного мира;

  • жизненные формы растений

  • видовое разнообразие животных;

  • места обитания животных;

  • правила поведения человека в природе;

  • правила личной гигиены.

Уметь:

  • определять виды растений по внешним признакам;

  • определять животных по внешним признакам;

  • классифицировать птиц на зимующих и перелётных;

  • изготавливать простейшие кормушки;

  • что такое Красная книга;

  • выполнять правила поведения в природе и их пропагандировать;

  • соблюдать правила личной гигиены.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • среды жизни живых организмов и их отличия;

  • группы экологических факторов окружающей среды;представителей животного и растительного мира разных природных сообществ, их взаимосвязи и приспособления к условиям окружающей среды;

  • группы животных по способу питания;

  • некоторых животных-фильтратов водоёмов и животных -почвообразователей;

  • виды загрязнений окружающей среды и способы их возможной профилактики;

  • примеры экологических катастроф;

  • сущность природного равновесия;

  • особенности деятельности заповедников и заказников.

Уметь:

  • объяснять взаимосвязи в природе;

  • выделять ценностный смысл для жизни человека его сред обитания – дома, улицы, города;

  • моделировать ярусы леса, пищевые цепи и пирамиды;

  • моделировать и объяснять процесс распределения энергии Солнца;

  • разрешать некоторые экологические ситуации;

  • пропагандировать знания об охране природы, лично участвовать в практических работах.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • историю создания Красной книги, её виды, цветные страницы книги;

  • растения и животных из Красной книги России и своего региона;

  • значение природы для живых организмов;

  • компоненты неживой и живой природы;

  • жизненные формы растений, их типы и отличительные признаки;

  • жизненные формы животных, их типы и отличительные признаки;

  • группы животных по внешним признакам;

  • особенности слуха, зрения и звуков у животных;

  • виды жилищ животных;

  • виды отношений между животными.

Уметь:

  • объяснять взаимосвязи растений, животных и человека, их экологические сходства и отличия как биологических видов;

  • выделять жизненные формы растений и их приспособления к условиям среды;

  • объяснять процессы дыхания и питания растений;

  • определять жизненные формы животных и их приспособления к условиям среды;

  • находить отличительные признаки каждой группы животных по внешнему виду;

  • объяснять роль хищников в природе;

  • создавать свою Красную книгу, «Жалобную книгу природы».

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • компоненты здоровья человека;

  • природные факторы оздоровления;

  • формы и правила закаливания;

  • правила здорового образа жизни;

  • виды оздоровления организма человека;

  • заказники и заповедники нашего региона.

Уметь:

  • объяснять причины экологических катастроф и их последствия;

  • выявлять связь здоровья человека со здоровьем планеты;

  • выполнять правила поведения человека в природе, объяснять их необходимость;

  • выделять отрицательные и положительные стороны деятельности человека в природе;

  • характеризовать каждый вид оздоровления организма человека.

Примерное распределение учебного материала по классам:

Раздел программы

1класс

2класс

3класс

4класс

Всего

Введение в экологию

3 часа

8 часов

4 часа

4 часа

19 часов

Экология сообществ

2 часа

20 часов



22 часа

Экология человека

1 час



19 часов

20 часов

Экология растений

14 часов


11 часов


25 часов

Экология животных

6 часов


13 часов


19 часов

Прикладная экология

7 часов

5 часов

5 часов

10 часов

27 часа

Итого

33 часа

33 часа

33 часа

33 часа

132 часа

Внеклассные занятия по экологии проводятся 1 раз в неделю с 1 класса по 4 класс.

Возраст детей: 7 – 11 лет.

Вид детской группы: профильная, состав постоянный.

Длительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2-4 классы – 45 минут.

Занятия проводятся в зависимости от формы в хорошо проветриваемом помещении, на улице, в актовом зале, в музеях, в заповеднике, в библиотеке.



8. Формы подведения итогов.

  • конкурсы;

  • тесты;

  • олимпиады;

  • экологические праздники;

  • выставки.

Приложение 1.

Тематическое планирование для 1 класса.

Введение в экологию. Что изучает экология. Интересные истории. Ключевые слова. Экология сообществ. Пищевые цепи. Кто кого ест.

Экология человека. Личная гигиена.

Экология растений. Видовые различия деревьев и кустарников. Листья деревьев и кустарников. Форма листа. Осенние листья. Семена и плоды деревьев и кустарников. Определение возраста деревьев. Травянистые растения. Листья травянистых растений. Корни травянистых растений. Названия растений. Первоцветы.

Экология животных. Животные нашего края. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Кормушки для птиц. Места обитания животных. Кормушки для птиц.

Прикладная экология. Растения из Красной книги. Животные из Красной книги. Преображение природы. Календарь весенней природы. Загрязнение снега. Деятельность талой воды.

Неделя экологии в апреле.

Тематическое планирование для 2 класса.

Введение в экологию. Экология – наука о доме. Отличие планеты Земля от других. История Земли. Соседи человека по планете. Охраняемые природные участки. Появление человека. Роль человека в охране природы. Летние наблюдения.

Экология сообществ. Среда обитания живых организмов. Среда обитания – дом. Дома литературных героев. «Этномир» – культурный центр. Среда обитания – улица. Из истории улиц города. Среда обитания – город (село). Знай родной город.

Лес – природное сообщество. Леса планеты. Ярусы смешанного леса. Растительное сообщество леса. Животное сообщество леса. Белкинский парк. Группы животных по способу питания. Пищевые связи.

Луг – природное сообщество. Заливные луга рек. Водоем - природные сообщества.

Поле – природное сообщество. Способы защиты урожая.

Прикладная экология. Экологические катастрофы. Экологическое равновесие. Животные и растения из Красной книги нашей местности. Значение экологического прогнозирования в хозяйственной деятельности человека. Необходимость сохранения природного равновесия во имя будущего планеты.

Неделя экологии в апреле.

Тематическое планирование для 3 класса.

Введение в экологию. Природа и мы. Значение природы в жизни растений, животных и человека. Природные компоненты. Необходимость сохранения видового разнообразия представителей растительного и животного мира. Летние наблюдения.

Экология растений. Растение – живой организм. Видовое разнообразие растительного мира. Жизненные формы растений: дерево, кустарник, полукустарник, трава. Процессы дыхания и питания растений. Значение растений в природе. Приспособления растений к условиям среды обитания: листовая мозаика, листопад, длинные корни у пустынных растений и т.д. Развитие растений по временам года. Распространение семян и плодов растений: по воздуху, по воде, с помощью животных и человека.

Экология животных. Животные – живой организм. Экологические сходства и отличия растений и животных как биологических видов. Жизненные формы: наземные(бегающие), подземные(роющие), древеснолазающие, воздушные(летающие), водные(плавающие). Разнообразие животных по внешним признакам: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Как животные видят. Особенности зрительного аппарата у разных животных. Как животные слышат. Особенности слуха у разных животных. Как животные «говорят». Разнообразие звуков, издаваемых животными, их смысловое значение. Особенности и виды жилищ животных: гнездо, нора, хатка, берлога, и др. Для чего животные строят себе жилища. Приспособления животных к среде обитания: защитная форма, меняющаяся окраска, оборонительные выделения и др. Отношения между животными: конкуренция, хищничество, паразитизм, взаимодействие с пользой для обоих.

Прикладная экология. Красная книга (история создания, виды), цветные страницы книги. Создаём свою Красную книгу. Создаём «Жалобную книгу» природы. Эколого–психологический тренинг.

Неделя экологии в апреле.

Тематическое планирование для 4 класса.

Введение в экологию. Экология в системе культуры. Будущее нашей планеты. Мир глазами эколога. Летние наблюдения.

Экология человека. Человек – часть природы, живой организм. Экологические сходства и отличия растений, животных и человека как биологических видов. Среда обитания человека – город (село). Место человека в природе среди других организмов. Экологические факторы, влияющие на здоровье человека: радиация, загрязнения и др. Виды загрязнений окружающей среды: химическое, биологическое и шумовое, возможности их профилактики. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Человек как экологический фактор. Понятие о здоровье как жизненно важной ценности. Здоровье человека и его компоненты: движение, режим дня, чистота, выбор одежды, рациональное питание, отказ от вредных привычек, положительные эмоции, закаливание, оздоровление. Вита – жизнь. Золотые правила питания: сыроедение, свежеедение, разнообразие и др. Правила здорового образа жизни: соблюдение чистоты жилья и тела, трудовой и двигательный режим. Понятие о саморегуляции организма человека. Главный фактор здоровья человека – здоровая планета Земля. Природные факторы оздоровления: Солнце, воздух, вода, запахи, растения. Закаливание и оздоровление организма. Оздоровление водой (система Кнейпа, учение «Детка» Порфирия Иванова). Влияние талой воды на функции организма человека. Формы закаливания: загорание, прогулки, купание, босохождение. Правила закаливания: психологический настрой, постепенность и систематичность, комплексность и др. Ароматотерапия. Влияние запахов на самочувствие человека. Роль фитонцидов в оздоровлении организма человека. Фитотерапия. Общение с растениями, сбор и использование целебных растений для оздоровления организма. Сокотерапия. Энзимы – элементы сырой пищи, способствующие её перевариванию в организме и поглощению кровью. Оздоровление человека фруктовыми, овощными и ягодными соками. Употребление продуктов пчеловодства: прополиса, мёда, маточного молочка, пчелиного яда для оздоровления организма. Здоровье семьи.

Прикладная экология. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки России и других стран и их роль в сохранении и приумножении редких растений и животных. Заповедники и заказники нашего региона. Отрицательное влияние человека на состояние природы: загрязнение воды, воздуха и почвы, браконьерство, лесные пожары и др.Сохранение природы: восстановление лесов, защита воды, воздуха и почвы от загрязнения, деятельность экологических комитетов. Организаций взрослых и детей. Включение детей и подростков в природоохранную деятельность – требование времени. Игра «Счастливый случай».

Неделя экологии в апреле.















Приложение 2.

Примерное календарно-тематическое планирование в 1 классе.

сроки

тема

1.


Что такое экология. Экологические памятки.(творческая гостиная)

2.


Игра «Интересные истории».

3.


Экскурсия «Деревья и кустарники».

4.


Нарисуй дерево. (презентация о красоте деревьев)

5.


Удивительные листья. (презентация про осенние листья)

6.


Семена и плоды деревьев и кустарников.

7.


Экскурсия «Травы».

8.


Лист - важнейший орган травянистых растений.(практическое занятие)

9.


Корни травянистых растений.

10.


Экскурсия «Осенний лес».

11.


Осенние листья.(Презентация о б осенних пейзажах в искусстве)

12.


Форма листа.

13.


Сколько лет дереву?

14.


Игра «Названия растений».

15.


Животные наших лесов. (игра «Наши соседи»)

16.


Перелётные птицы.

17.


Зимующие птицы.

18.


Места обитания животных.

19.


Игра «Лабиринт».

20.


Растения из Красной книги.

21.


Эти удивительные животные. (путешествие по страницам Красной книги)

22.


Кормушки для птиц.

23.


Изготовление кормушек для птиц.(практическое занятие)

24.


Игра «Кто кого ест».

25.


Кого не хватает в пищевой цепи? (презентация про комаров)

26.


Экскурсия «Загрязнение снега».

27.


Календарь весенней природы.(конкурс знатоков)

28.


Экскурсия «Талые воды».

29.


Эти удивительные растения. (игра «Умники и умницы»)

30.


Экскурсия «Пробуждение природы».

31.


Нарисуй цветущие растения.

32.


Игра «Ключевые слова».

33.


Секреты здоровья. (познавательная игра)













Приложение 2.

Примерное календарно-тематическое планирование во 2 классе.

сроки

Тема

1.

06.09

Летние наблюдения.

2.

13.09

Экология – наука о доме.

3.

20.09

Планета Земля в Солнечной системе. (устный журнал)

4.

27.09

История Земли.

5.

04.10

Соседи человека по планете.

6.

11.10

Охраняемые природные участки.

7.

18.10

Появление человека.

8.

25.10

Роль человека в охране природы.

9.

01.11

Среда обитания живых организмов.

10.

15.11

Среда обитания – дом. (ролевая игра «Интернет-магазин бытовых приборов»)

11.

22.11

Дома литературных героев. (презентация сказочных домиков)

12.

29.11

Экскурсия в «Этномир».

13.

06.12

Среда обитания – улица.

14.

13.12

Из истории улиц города. Экскурсия в городской музей.

15.

20.12

Среда обитания – город.

16.

27.12

Экскурсия – узнай родной город.

17.

17.01

Лес – природное сообщество.

18.

24.01

Леса планеты.

19.

31.01

Ярусы смешанного леса. Экскурсия.

20.

07.02

Растительное сообщество леса.

21.

14.02

Животное сообщество леса. (театрализованное представление «В гостях у жителей лесного царства»)

22.

21.02

Белкинский парк вчера, сегодня, завтра…..

23.

28.02

Группы животных по способу питания.

24.

07.03

Пищевые связи.

25.

14.03

Луг – природное сообщество. (беседа-диалог «»В гостях у жителей Царства лугов)

26.

21.03

Водоём – природное сообщество. (игра «Поле чудес»)

27.

04.04

Поле – сообщество, созданное человеком. (игра-путешествие)

28.

11.04

Способы защиты урожая.

29.

18.04

Экологическая катастрофа. (деловая игра)

30.

25.04

Экологическое равновесие. (праздник «Тайник Вселенной»)

31.

16.05

Красная книга животных и растений нашей местности.

32.

23.05

Экологический прогноз. (игровой журнал)

33.


Природное равновесие. (игра «Брейн-ринг»)







Приложение 2.

Примерное календарно-тематическое планирование в 3 классе.

сроки

Тема

1.


Летние наблюдения.

2.


Природа и мы.(конкурс знатоков)

3.


Растение – живой организм.(игра «Умники и умницы»)

4.


Жизненные формы растений.

5.


Процессы дыхания растений.

6.


Процессы питания растений.

7.


Развитие растений по временам года: зима.

8.


Развитие растений по временам года: весна.(театрализованная игра)

9.


Развитие растений по временам года: лето.

10.


Развитие растений по временам года: осень.(КВН)

11.


Приспособление растений к условиям среды.

12.


Приспособление растений к условиям среды.

13.


Обобщающее занятие по разделу. (деловая игра)

14.


Животное – живой организм.(познавательная беседа)

15.


Разнообразие животных по внешним признакам.(звери,птицы,насеком.)

16.


Разнообразие животных по внешним признакам.(пресм.,земнов.,рыбы)

17.


Как животные видят.(звери, птицы, насекомые)

18.


Как животные видят.(пресм., земнов., рыбы)

19.


Как животные слышат.(звери, птицы, насеком.)

20.


Как животные слышат.(пресм., земнов., рыбы)

21.


Как животные «говорят».(звери, птицы, насекомые)

22.


Как животные «говорят».(пресмык., земнов., рыбы)

23.


Особенности и виды жилищ животных.

24.


Приспособление животных к среде обитания.(форма, окрас, способность к полёту)

25.


Приспособление животных к среде обитания.(пресс-конференция)

26.


Отношения между животными.

27.


«Жалобная книга» природы.(деловая игра)

28.


История создания Красной книги, её виды.

29.


Цветные страницы Красной книги.

30


Создаём свою Красную книгу.(творческая мастерская)

31.


Эколого – психологический тренинг.

32.


Сохранение видового разнообразия.

33.


Значение природы в жизни растений, животных и человека.











Приложение 2.

Примерное календарно-тематическое планирование в 4 классе.

сроки

Тема

1.


Летние наблюдения.

2.


Экология в системе культуры.

3.


Будущее нашей планеты.(пресс-конференция)

4.


Мир глаза эколога.

5.


Человек часть природы.

6.


Моё окружение.

7.


Здоровье человека и его компоненты.

8.


Экологические сходства и отличия раст.,живот. и чел.,как биолог. видов.

9.


Экологические факторы, влияющие на его здоровье.

10.


Правила здорового образа жизни.

11.


Закаливание и оздоровление организма.

12.


Оздоровление водой.

13.


Рациональное питание.

14.


Витамины.

15.


Золотые правила питания.

16.


Аромотерапия.

17.


Фитотерапия.(устный журнал)

18.


Лечебные чаи.

19.


Сокотерапия.

20.


Волшебные энзимы.

21.


Употребление продуктов пчеловодства.

22.


Папа, мама, я – здоровая семья.

23.


Обобщающее занятие по разделу.

24.


Игра «Счастливый случай».

25.


Отрицательное влияние человека на природу.

26.


Сохранение природы.

27.


Деятельность экологических организаций.

28.


Заповедники, заказники, национальные парки мира.

29.


Заповедники, заказники, национальные парки России.

30.


Заповедники, заказники, национальные парки нашего региона.

31.


Экскурсия в Приокско-террасный заповедник.

32.


Включение учащихся в природоохранительную деятельность.

33.


Включение учащихся в природоохранительную деятельность.














Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.