Образовательные ресурсы экологического воспитания школьников




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 70

с углубленным изучением отдельных предметов»

Кировского района г. Казани













Образовательные ресурсы экологического воспитания школьников










Методические рекомендации

для учителей биологии

разработала учитель биологии

Павлова Н.В.
















Содержание


1. Экологическое воспитание – необходимое условие учебно - воспитательного процесса…………………………………….....3-4

2. Список литературы……………………………………………..5

3. Приложение

1) Разработка урока по биологии в 6 классе по теме «Лишайники»……………………………………………………6-12

2) Разработка устного журнала «Наша чистая планета»…13-17

3) Методические рекомендации по проведению экологического кружка………………………………………..18-20





















Экологическое воспитание – необходимое условие

учебно - воспитательного процесса


Цель экологического воспитания в школе – формирование у учащихся ответственного отношения к природе, которое подразумевает понимание того, что сам человек является частью природы. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе.

Задачами экологического воспитания являются: воспитание экологического сознания учащихся; знакомство с взаимосвязью и взаимодействием живых организмов в природе; рассмотреть проблемы города, республики, нашего жилища и быта, наконец нашего здоровья с точки зрения экологии; создание условий для творческой самостоятельности детей; воспитывать бережное отношение к природе.

В обществе возрастает понимание значимости экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения. Проблема экологии, состояния окружающей среды и качества жизни, может быть решена только нашими совместными усилиями в этом направлении. Задачи открыть красоту в природе, которые учитель ставит перед учащимися, должны быть неразрывно связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требуют комплексного подхода. Существует два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию.
Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с природой, а затем к установлению связей между природой и искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей средой.
Педагоги нашей школы широко используют массовые формы и методы пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это лекции, беседы, рассказы, объяснения, читательские конференции. Действенны и приемы воспитания на примере поощрения. В коллективе традиционно организуются соревнования и конкурсы, выставки, художественные кружки, вечера и праздники, посвященные заботе о природе.
Учителя выступают при этом как консультанты и советчики. Пример педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу. Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из природных материалов.

Для наиболее успешного формирования отношений учащихся к действительности школа организует трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания учащихся налагают отпечаток многие факторы: жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. Поэтому большую роль играют целенаправленные действия педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение ответственности, приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения, соревнование и личный пример воспитателя.

В нашей школе активно ведётся экологическая работа. Проводятся экологические акции: «День защиты животных», «День Птиц», «День Здоровья»; предметная неделя по экологии как форма учебно-воспитательной работы, экскурсии – форма организации экологического воспитания учащихся, уроки, внеклассная работа, летняя практика на пришкольном участке.

Большое внимание уделяется просветительской работе и пропаганде экологических знаний, а также  изучению природы и заповедных мест Татарстана. Проводятся конкурсы экологических плакатов, листовок, рисунков.

Помимо природоохранной работы учащиеся занимаются научно-исследовательской работой. С июня месяца 2012г. наша школа является участником Республиканского сетевого научно-практического проекта «Здоровье моей школы». Школа получила мобильную экологическую лабораторию для проведения замеров параметров школьной среды. Ученики проводили в течение лета работу по экологическому мониторингу окружающей среды – воды, воздуха, осадкам, почвы. Мониторинг проводится 2 раза в месяц и будет продолжаться в течении всего учебного года. Учащиеся под руководством педагога нашей школы Павловой Н.В. проводили исследования и направляли всю информацию в Центр информационных технологий Республики Татарстан для формирования сводной интерактивной карты.

В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.






Список литературы


1.Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суровегина И. Т. Охрана природы в

школьном курсе биологии. М., 1977.

2. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание //

Высшее образование в России. – 1994. - №4. – С. 40 – 43.

3. Об экологическом образовании. Обзоры // Вестник высшей школы. – 1990. -

9. – С. 47 – 55.

4. Экология, культура, образование. Материалы к конференции / Редкол. Н.

М. Мамедов и др. – М.., 1989. – 242с.

5. «Международные экологические акции в школе». Автор – составитель Г.А. Фадеева, издательство «Учитель», г. Волгоград

6. Экологическое воспитание в школе. Автор – составитель Е.М. Вавилина, издательство «Учитель», г. Волгоград

7. Экологическое воспитание в школе 5-9 классы. Автор - составитель Е.М.Вавилина, Влгоград.

8. «Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, лабораторный практикум, задания и упражнения». Петунин О.В. Ярославль. Академия развития, 2007

9. Красная книга республики Татарстан

10. Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.

11. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

12. Экология в экспериментах. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Издательский центр «Вентана-Граф», 2006 – 384с.





Интернет – ресурсы


1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%82

2. http://www.my-works.org/text_41965.html

3. http://love-energy.ru/collection_Earth/earth.htm

4. http://love-energy.ru/collection_Earth/zemlja_gemchygina.htm

5. http://nature-photographing.com/ru/photo/all/dscf1574.jpg.html

6.http://go.mail.ru/search?q=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE

7. http://www.my-works.org/text_41965.html







Урок в 6 классе по биологии

"Лишайники. Общая характеристика и строение»



Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов.

Задачи:

  • Показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания.

  • Познакомить учащихся с экологическими группами лишайников.

  • Раскрыть роль лишайников в природе и в жизни человека.

  • Актуализировать знания учащихся по терминам "грибница", "симбиоз", "паразитизм".

Оборудование: коллекция лишайников, таблицы «Лишайники», «Водоросли», «Грибы», мультимедийная установка, экран, презентация на тему "Лишайники".



Ход урока

I. Актуализация знаний. Выполнить тестовые задания.

Тест по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» 1 вариант

1. Грибы не относят к растениям, а выделяют в особое царство, так как:

а) грибы питаются готовыми органическими веществами

б) грибы имеют клеточное строение

в) грибы способны использовать энергию света для фотосинтеза

г) грибы живут только в симбиозе с другими организмами

2. Плодовое тело шляпочного гриба образовано:

а) шляпкой и ножкой б) шляпкой и мицелием

в) ножкой и мицелием г) микоризой

3. К пластинчатым шляпочным грибам относятся:

а) подберёзовик б) подосиновик в) белый гриб г) груздь

4. Ядовитым грибом для человека является:

а) волнушка б) лисички в) мухомор г) подберёзовик

5. Мукор относится к:

а) дрожжевым грибам б) плесневым грибам

в) ржавчинным грибам г) трутовым грибам

6. Грибница пеницилла состоит из:

а) одной разросшейся клетки с ядром

б) многоклеточной ветвящейся нити

в) одной ветвящейся клетки со множеством ядер

г) множества многоядерных клеток

7. Споры шампиньона расположены:

а) в кистевидных спорангиях б) в головчатых спорангиях

в) в трубочках плодового тела г) на пластинках плодового тела

8. Дрожжи:

а) являются ценным пищевым продуктом

б) вредят лесному хозяйству

в) используются в хлебопечении

г) вызывают заболевания сельскохозяйственных растений

9. Спороносная стадия развития у ржавчинных грибов располагается:

а) на зерновках хлебных злаков б) на стволах деревьев

в) на листьях и стеблях растений г) на плодах плодово-ягодных культур



10. Грибы не могут размножаться:

а) семенами б) спорами в) вегетативно г) половым путём

Тест по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» 2 вариант

1. Грибы питаются:

а) синтезируя органические вещества из неорганических

б) поглощая неорганические вещества из окружающей среды

в) впитывая органические вещества из окружающей среды

г) образуя органические вещества за счёт энергии света

2. Прочность клеточной оболочки грибам придаёт:

а) пектин б) хитин в) целлюлоза г) гликоген

3. К трубчатым шляпочным грибам относится:

а) волнушка б) лисичка в) мухомор т г) подберёзовик

4. Ядовитым грибом для человека является:

а) сыроежка б) груздь в) бледная поганка г) маслёнок

5. Рыжики относят к:

а) дрожжевым грибам б) плесневым грибам

в) шляпочным грибам г) трутовым грибам

6. Грибница мукора состоит из:

а) одной разросшейся клетки с ядром

б) многоклеточной ветвящейся нити

в) одной ветвящейся клетки со множеством ядер

г) множества многоядерных клеток

7. Споры пеницилла расположены:

а) в кистевидных спорангиях б) в головчатых спорангиях

в) в трубочках плодового тела г) на пластинках плодового тела

8. Опёнок осенний:

а) вредит лесному хозяйству

б) используются в хлебопечении

в) вызывают заболевания сельскохозяйственных растений

г) является ценным пищевым продуктом

9. Хлеб, выпеченный из дрожжевого теста, становится лёгким и пористым, так как:

а) в тесте образуется углекислый газ б) в тесте образуется азот

в) тесто содержит много жира г) тесто содержит много соли

10. К грибам, получающим органические вещества из корней деревьев, относятся:

а) мукор б) дрожжи в) пеницилл г) подберёзовик



II. Изучение нового материала.

Учитель. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов?

Ученики. Грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами.

Учитель. Что такое симбиоз?

Ученики. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам или одному из них.

Учитель. Каждый знает, например, что подосиновики нужно искать там, где растут осины, подберезовики — в березовых лесах. Оказывается, что шляпочные грибы растут вблизи определенных деревьев не случайно. Те «грибы», которые мы собираем в лесу, — только их плодовые тела. Само же тело гриба — грибница, или мицелий, — живет под землей и представляет собой нитевидные гифы, пронизывающие почву. От поверхности почвы они тянутся к кончикам древесных корней. Под микроскопом видно, как гифы, словно войлоком, оплетают кончик корня. Грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз корня дерева и гриба?

Ученики. Симбиоз гриба с корнями высших растений называют микоризой (в переводе с греческого — «грибокорень»).

Учитель. Но грибы способны вступать в симбиотические взаимоотношения не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз грибницы гриба и одноклеточных зелёных водорослей называется лишайником.

Лишайники представляют довольно большую и своеобразную группу комплексных организмов, которые состоят из грибов, находящихся в постоянном симбиозе с водорослями. Их можно встретить на почве, на стволах и ветвях деревьев, на камнях и на других субстратах. Иногда лишайники сплошь покрывают эти субстраты. До конца 60-х годов прошлого столетия лишайники рассматривались как обычные целостные растения, а видимые под микроскопом зелёные клеточки внутри их тела считали хлорофиллоносной тканью. Однако в 1867 году русские ботаники А.С. Фамицын и И.В. Баранецкий открыли, что зелёные клетки в лишайнике – не что иное, как одноклеточные водоросли. В том же 1867 году швейцарский учёный С. Швенденер доказал, что лишайник есть сочетание гриба с водорослью. Через два года немецкий ботаник А. Де Барии для обозначения сущности взаимоотношений ввёл термин «симбиоз», т.е. сожительство двух организмов. Жозеф Питон де Турнефор — впервые объединил лишайники в отдельную группу (в составе мхов). Эрик Ахариус— «отец лихенологии», выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал их.

Лишайники – неприхотливые организмы. Они растут в самых бесплодных местах. Их можно встретить и в безжизненной пустыне, и на голых скалах, и на крайнем севере.

На земном шаре насчитывается около 26000 видов. В Республике Татарстан в настоящее время выявлено всего около 230 видов лишайников.

Различают три основные группы лишайников:



Лишайники

Кустистые

Листоватые

Накипные



В зависимости от субстрата на котором произрастают лишайники можно выделить основные экологические группы:

эпифиты – лишайники, произрастающие на коре деревьев (67% лишайников РТ)

эпиксилы - лишайники, обитающие на гниющей древесине (29%)

эпигеиды – напочвенные лишайники (22%)

эпилиты - лишайники, произрастающие на камнях (15%)

лишайники, произрастающие на субстратах, созданных человеком (кирпич, цемент и др.) (5%).



Самостоятельная работа учащихся с учебником. Используя текст учебника заполните таблицу «Особенности строения лишайников»

Группы лишайников

Особенности строения

Примеры лишайников

Кустистые лишайники

Их слоевища по внешнему виду напоминает кустарничек высотой до 50 см. Эпифитные повисающие лишайники (уснея) могут достигать 6м.

Ягель, цетрария, уснея

Листоватые лишайники

Имеют округлую форму с изрезанными краями. Прикрепляются к субстрату пучками грибных гиф.

Ксантория настенная, пармелия

Накипные лишайники

Имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом. Обитают на камнях, на коре деревьев.

Леканора, бацидия

Для нормальной жизнедеятельности лишайникам нужен свет и влага. Лишайник питается так: нити гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках зелёных водорослей в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. Лишайники впитывают влагу всей поверхностью тела, главным образом влагу дождей, росы и туманов. Продолжительность жизни большинства лишайников 50-100 лет. Обычно лишайники растут очень медленно. За 1 год их прирост составляет 1-3 мм.

Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, появляющихся внутри их тела. Тело лишайника разрывается под давлением их разросшейся массы, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Лишайники называют индикаторами чистого воздуха. В основном их можно встретить в лесу или в сельской местности, в городе лишайники встречаются редко. Лишайники очень чувствительны к соединениям серы и свинца.

Самостоятельная работа учащихся с учебником. Выпишите в тетрадях значении лишайников в природе и в жизни человека.

1) Значение лишайников в природе:

- являются первопроходцами безжизненных пространств,

- участвуют в почвообразовании,

- участвуют в разрушении горных пород,

- являются временным убежищем для клещей, гусениц, пауков, клопов и т.д.,

- являются пищей для клещей, гусениц и копытных животных.

2) Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:

- являются кормом для животных,

- некоторые виды лишайников использует в пищу человек,

- являются индикаторами загрязнения воздуха,

- является сырьем для химической промышленности (производство лакмуса),

- используют в медицине для получения слизистых отваров,

- в парфюмерии для получения эфирных масел,

- раньше из них получали красивые и стойкие красители для тканей и пряжи.



Задание на дом: параграф 55, ответить на вопросы после параграфа. Знать основные термины. Повторить тему «Бактерии. Грибы. Лишайники».

III. Закрепление знаний и умений

1) Что получает гриб от водоросли в симбиозе?

2) Что получает водоросль от гриба в симбиозе?

3) Почему лишайники называют «первопроходцами жизни»?

4) Как размножаются лишайники?

5) Каково практическое значение лишайников?













Устный журнал «Наша чистая планета»


Цель: Формирование экологических знаний у школьников, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы.

Задачи:

1) Воспитывать экологическую культуру школьников, учить бережно относиться к растениям, учить беречь родную Землю.

2) Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника.

3) Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание).

Форма проведения: урок – устный журнал


Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете об основных проблемах загрязнения окружающей среды. Узнаете о животных исчезнувших с лица Земли по вине человека и находящихся на грани исчезновения. Узнаете о положительной роли растений и животных в природе и необходимости их охраны.

Давайте посмотрим на нашу планету. Сейчас она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи.

Лесов и рек немало, их много на Земле,
Они любовь и счастье подарят друг тебе.
Они очистят воздух и жажду утолят,
И в жаркий летний полдень от зноя защитят.

Леса ты береги и не руби так зря.
И знай, что вся Земля – родная мать твоя.
Прекрасней не найти нигде гармонии такой.
Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!

Многие специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и «лёгкие» планеты – леса, их количество стремительно уменьшается. Это видно даже из космоса. Затуманились «глаза» Земли – озёра, моря и океаны.

Ребята, то что вы сегодня увидите, - это журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наш и корреспонденты. Они и расскажут о том, что здесь изображено.

1 корреспондент.


Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Что это? (воздух)

Речь идёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане, привыкли называть его небом.

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.


Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы, пыль и выхлопные газы? Что же мы сможем сделать, чтобы воздух был чистым?

(Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зелёных наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени.)


2 корреспондент. Следующая страничка нашего журнала – зелёная страничка жизни. Почему она зелёная?

(Она зелёная потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.)

Жить в зелёном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь мелькает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!


Толь всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись!

Главная наша забота – чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки Красной книги. Какие животные ждут нашей помощи?


1) Бабочки. Украшают леса, сады, парки. Особенно хороши они весонй. Увидев бабочку, люди стараются её поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками.

2) Жаба. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жаб для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще не на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых.


Учитель. Эти животные и другие пострадали от человека: бабочки из-за своей красоты, лягушки и жабы из-за своего внешнего вида, хищные птицы из-за непонимания людьми их роли в природе.


В длинном списке исчезнувших видов значится тур - дикий бык, живший на территории Европы. В 18 веке была истреблена морская корова - водное млекопитающее. Немногим более 100 лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России.


Многие виды животных находятся на грани вымирания или сохранились только в заповедниках. Такова судьба бизонов, зубров. На Дальнем Востоке почти полностью истреблен пятнистый олень.


Резко сократилась численность уссурийского тигра в результате освоения территорий в пределах его ареала. Тигри́ный са́ммит (Международный форум по проблемам, связанным с сохранением тигра на Земле) прошёл в Санкт-Петербурге в Мариинском дворце с 21 по 24 ноября 2010 года. Он собрал в городе на Неве глав правительств, ученых и экспертов из 13 стран. В 2008 году под личным контролем Владимира Путина была запущена программа «Амурский тигр», программа изучения амурского тигра с целью его сохранения в дикой природе. Председателем попечительского совета Русского географического общества является премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. На "тигрином саммите" была принята Глобальная программа восстановления тигра в границах его исторического ареала и проект Декларации глав правительств о совместных усилиях по сохранению тигров.

В Тихом океане ежегодно погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться.

Переходим на следующую страничку нашего журнала. Приглашаем наших корреспондентов.


3 и 4 корреспонденты. А теперь давайте отправимся на волшебную «Полянку здоровья»

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мято, пижма, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережём и охраняем.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвём не на потеху,

Отнесём мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.


Знаете ли вы целебные травы? (ромашка аптечная, мать-и-мачеха, алоэ, каланхоэ, чистотел, крапива, медуница, земляника, клюква и др.)


Известно свыше 12000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине, и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знайте, что собирать эти растения можно только там,проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.


Учитель. Подумайте! Какое правило поведения на природе надо знать, чтобы растений было много вокруг?

(Не собирать огромные букеты полевых цветов, особенно тех, которые редки, т.е. занесены в Красную книгу; не рвать цветы просто так и не топтать их. Помогать высаживать новые деревья и кустарники на улицах города)

Пойдём дальше - на синюю страничку. Приглашаем нашего 5 корреспондента.

5 корреспондент.


Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Без воды на Планете не мыслимо что-то живое.
И вода вездесуща – и в недрах, и над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.


Эта страничка о воде.

  1. Где больше воды на Земле? (в океане – 96%)

  2. А где ещё находится вода?(в реках, в озёрах, в подземных водах)

  3. Снег – это тоже вода, и облака – вода. В океане вода какая? (солёная)

  4. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек? (нет)

  5. Что нужно делать, чтобы сохранить наши реки, моря и океаны чистыми? (ставить очистные сооружения, не бросать пластиковые пакеты и полиэтиленовые мешки в реки, озёра, не бросать стеклянные бутылки или их осколки в реки)


Учитель. А сейчас мы с вами составим синквейн на тему «Наша чистая планета». Синквейн – это стихотворение из 5 строк.

1-я строка – название синквейна.

2-я строка – два прилагательных.

3-я строка – три глагола.

4-я строка – фраза на тему синквейна.

5-я строка – существительное.


За одну минуту под музыку ученики составляют стихотворения.


И в заключение - обращение к человечеству. Каждый из вас на цветных листочках фломастером пишет пожелания, обращения к человечеству – что нужно, чтобы наша планета ещё долго оставалась самой красивой и самой чистой. Листочки не забудьте подписать. На магнитиках прикрепить листочки к доске.

Будем же беречь свою Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе, и каждый в отдельности.


На этом мы и завершаем наш урок.

Пусть завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!

























Методические рекомендации по проведению

экологического кружка


Пояснительная записка


Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Данная программа экологического кружка составлена учителем биологии МБОУ «СОШ №70»» Павловой Н.В.Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 7 – 11 классов.

Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Программа для творческого объединения рассчитана на групповые творческие работы одаренных и увлеченных детей.

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы делится на три части: «Общая экология», «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить. Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя.

В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду. В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, конференциями.




Содержание программы экологического кружка

(для учащихся 9 классов)


1.Введение - 2 часа.

Предмет экологии. Факторы абиотические и биотические. Антропогенное воздействие и результат. Экологические проблемы и последствия.

2. Водная среда обитания - 10 часов.

Значение воды в природе и жизни человека. Вода и живые организмы. Применение воды человеком. Проблемы загрязнения воды. Изучение качества речной, родниковой и водопроводной воды. Отчет о проделанной работе.

Практические работы:

1) «Изучение качества водопроводной воды. Сравнение качества водопроводной и речной воды»

2) «Загрязнение поверхностных вод»


3. Наземно- воздушная среда обитания - 7 часов.

Состав воздуха. Значение воздуха. Флора и фауна. Экология растений. Изучение структуры красной книги республики Татарстан. Охрана воздушной среды. Причины и последствия загрязнения воздуха. Анализ пылевого состояния атмосферы. Влияние транспортных выбросов на флору и фауну воздушной среды.

Экологическая викторина.

Лабораторная работа:

1) Изучение структуры красной книги республики Татарстан

2) Изучение биологии охраняемых видов растений.

Практические работы:

1) Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта

2) Анализ экологического состояния почвы



4. Почвенная среда обитания – 6 часов

Состав почвы. Значение почвы. Причины и последствия загрязнения почвы. Охрана почвы. Влияние транспортных выбросов на фауну почвы.

Практические работы:

1) Определение уровня кислотности почвы

2) Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.



5. Экология города - 10 часов.

Факторы, влияющие на здоровье человека, экологическое состояние города. Уборка пришкольной территории, посадка клумб. Экосистема пришкольного участка: видовой состав растений и животных, экологическое состояние. Учебно – исследовательская конференция «Эрудит».

Экологический светофор.

Лабораторная работа: «Описание городских экосистем»

Практические работы:

1) Изучение экологического состояния пришкольной территории









Добавить комментарий