Образовательный материал


Научная публикация.
Экологическое образование школьников при изучении географии в 6-9 классах.
Вступление.
Одна из важнейших задач современной школы -формирование системы экологических знаний учащихся ,воспитание высокой экологической культуры поведения. Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического образования и воспитания, полученного на уроках географии. Одной из важнейших задач учителя географии в современной школе является формирование у учащихся представления о взаимосвязях природы и человека, последствиях антропогенного воздействия на природу, развитие потребности общения с природой и личного участия в мероприятиях по её улучшению и защите.
Экологический подход к образованию должен иметь место не только на уроках географии, но и на других уроках естественнонаучного цикла. Поэтому учителя должны объединить свои усилия для формирования экологически грамотных личностей, способных применять полученные в школе навыки экологической культуры в жизни.
Наиболее важное место в формировании экологической культуры принадлежит ,по моему мнению, географии. Так как на уроках географии во всех классах с 6 по 11 изучают основные аспекты взаимосвязи человека с окружающей средой.
Экологическое содержание школьного курса географии.
Школьный курс географии во многом превосходит другие дисциплины по экологической направленности, по числу изучаемых экологических проблем.
В процессе формирования экологической культуры на уроках, учащиеся проходят три этапа:
6 класс - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение полученных знаний..
7-8 классы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный.
9, 10, 11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. В 11 классе -проведение семинаров «Глобальные экологические проблемы мира».
При проведении уроков во всех классах, учитель географии ставит перед учащимися вопросы, отвечая на которых, учащиеся выделяют основные экологические проблемы, определяют положительные и отрицательные влияния на окружающую среду и определяют пути их решения.
Для стимуляции познавательного интереса учащихся к экологическим проблемам, учитель может проводить уроки-диспуты, используя следующие вопросы:
В чем сущность природной экологической катастрофы, вызванной извержением вулкана?
В чем опасность захоронения радиационных отходов в Мировом океане? (или Безопасно ли сбрасывать радиоактивные отходы в глубоководных районах океана?)
Может ли освоенность Западно - Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья в России быть более 50%?
Где на территории Африки можно встретить первозданные саванны и всех их обитателей?
Почему происходит периодическое нагревание поверхностных вод в центре, на востоке тропической зоны Тихого океана и каковы его последствия?
Почему корабли первооткрывателей Ю.Америки не наносили столько вреда, как современные судна?
Какой ботаник в начале XX в. установил центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений? В наше время они сохранились? Почему?
Каково участие человека в изменении рельефа материка? Назовите положительные и отрицательные стороны.
В Южной Америке можно урожай получать несколько раз в год. Какой урон приносит почве такой подход к природе?
Изменился ли видовой состав обитателей рек, после того, как стали уничтожать пираний с помощью специально разработанной «экологически чистой» отравы?
В Южной Америке можно урожай получать несколько раз в год. Какой урон приносит почве такой подход к природе?
Почему район Амазонии и территорию Сибири называют «легкими планеты»? Что происходит сейчас? Как это отразится в будущем?
Как современное развитие экономики Бразилии изменило природу страны?
Почему, растительность и животный мир Андийских стран и так скудные, последнее время вызывают тревогу?
Экологические вопросы в курсе «Экономическая география»:
Какие экологические проблемы возникли с размещением ряда ГЭС и ГРЭС в Поволжье?
Почему сельскохозяйственные специализации меняются при перемещении с севера на юг? Какие приемы используют для получения урожая и, к каким экологическим проблемам это приводит?
Основная проблема земельных ресурсов – водная и ветровая эрозия. Какие ваши предложения по спасению этих самых плодородных почв России?
Какие изменения произошли с отменой крепостного права до индустриализации района, связанные с экологией?
Как развитие разнообразных отраслей машиностроения изменилась экология района?
Как большой миграционный приток населения изменил экологию?
В районе 3 города – миллионера. Какую с связи с этим нагрузку испытывает естественный ландшафт?
Почему население России испытывает нехватку чистой пресной воды, хотя по запасам водных ресурсов страна занимает одно из первых мест?
Почему Уральский и Поволжский экономические районы долгие годы являются экологически бедственными? Приведите конкретные примеры загрязнений и их причины.
Почему строительство нефтепровода в Китай перенесли значительно южнее озера Байкал? В чем положительные стороны события для сохранения экологии региона России?
Почему жителям России небезопасно находиться под дождем без зонта?
В чем заключается ответственность японцем в природно-антропогенной экологической катастрофе 2011 года? Каковы ее последствия?
Резиновые уточки для детей китайского производства с затонувшего 30 лет назад судна в Тихом океане находят и в наши дни в США, Дании и других странах мира. Какие природно-антропогенные процессы экологического характера подтверждает данный факт?
Почему Мехико самый экологически загрязненный город мира?
Назовите мировые аналоги транссибирской магистрали. Какие экологические проблемы вызвало их строительство?
Экологическое содержание уроков при изучении географии Ленинградской области в 8-9 классах.
Тема урока Экологические знания Экологические умения Ценностные ориентации
Введение Природная среда жизни населения области Проведение анализа состояния здоровья населения различных частей Ленинградской области. Зависимость здоровья от состояния природной среды.
Природный облик области. Как использует человек природные объекты(реки, озёра, леса, парки) Ресурсное и средообразующее значение компонентов природы. Их экологические проблемы Описание эколого-географического положения. Оценка значения и состояния природных компонентов. Чтение экологической карты Средообразующее значение компонентов природы
Население области и его культура Влияние природных факторов на местные особенности населения области. Хозяйственная деятельность населения, связанная с природными условиями Ленинградской области. Оценка благоприятных и неблагоприятных природных условий в сельской местности и в городе. Выявление особенностей сельского и городского образа жизни. Чтение экологической карты ,с использованием интернет- ресурсов. Влияние реки Невы на население области. Историческая взаимосвязь природной среды и трудовых навыков населения.
Хозяйственный облик Ленинградской области Влияние промышленности и сельского хозяйства на природную среду. Деление отраслей промышленности на сильно, средне и мало загрязняющие. Природные предпосылки возникновения ряда промышленных отраслей и сельского хозяйства. Связь сельскохозяйственной специализации районов с природными условиями Оценка воздействия отраслей хозяйства на природную среду ( по картам и на экскурсии).Изучение одного из предприятий в районе промзоны »Парнас»и описание его по плану.
Обоснование размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства природными предпосылками Понимание роли природных предпосылок в развитии и размещении отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также влияние местного хозяйства на природу. Необходимость рационального природопользования и охраны природы
Экологические проблемы Ленинградской области и пути их решения Факторы, изменяющие природную среду. Экологическое состояние территории и акватории области. Экологические проблемы, пути их решения Оценка состояния природной среды по экологической карте и данным наблюдений в своей местности. Определение по экологической карте эколого-географических районов и их характеристика. Описание территориальных экологических проблем. Использование критериев оценки экологической ситуации Понимание необходимости бережного отношения к природной среде и охраны природы. Соблюдение правил личного поведения в природе и в городе
Подведение итогов в виде урока-беседы. Подведение итогов изучения географии своей области. Что мы узнали о состоянии природной среды нашей области и необходимости бережного отношения к ней. Как нужно относиться к особо охраняемым природным территориям Обобщение: что мы можем узнать по экологической карте. За какими изменениями природы, наиболее важными для здоровья, необходимо наблюдать Значение географических знаний для поддержания природной среды в равновесии

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.