Образовательный материал

Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Агрыз
Агрызского муниципального района

Программа
проектной деятельности во внеурочное время
в рамках образовательного стандарта II поколения.
1 класс.
ТЕМА: Моя семья.
Выполнила: Урюпина Е. А.
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МОУ СОШ №3

Агрыз, 2011 г.
Пояснительная записка
Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе можно отнести организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является методом, идущим от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность, выводит педагогический процесс из стен школы.
При организацией проектной деятельности, основная задача направлена на развитие качеств личности. Мера этого развития и является главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя. Необходимо обеспечить единство интеллектуального, эмоционального и нравственного развития, что делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять: чувство патриотизма, любви к природе, к людям.
По данным психологов, умения позволяющие ребёнку проектировать собственное исследование формируется только к концу 3 класса при условии, что учитель организует эту деятельность и стимулирует ее. Развитие круга исследовательской деятельности начинаю с самого близкого ребёнку – таких проектов, как «Моя семья», «Моё генеалогическое древо». Дети узнают о школьных годах родителей, их достижениях в работе и трудностях. Проект «Моё генеалогическое древо» дал толчок к социальному и нравственному самоосознанию. Многие впервые узнали, что у них так много родственников, что имя они получили в честь прабабушки или прадедушки, среди которых оказалось много героических людей. Родители отметили, как изменилось отношение к пожилым членам семьи, ребята стали интересоваться их жизнью, проявлять заботу.
В класс вошла живая история вместе с проектом «Книга памяти», где ребята собрали материалы об участниках ВОВ своей семьи. После такой работы акция возложения цветов к памятнику воинам-освободителям приобрела личностную значимость для каждого ребёнка.
Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать. Считаю, что вовлекать учеников начальной школы в проектную деятельность нужно обязательно, иначе в средних и старших классах не удастся достичь желаемых результатов проектно-исследовательской деятельности. А задачей родителей является поддержка интереса в проектно- исследовательской деятельности и оказание посильной помощи своему ребёнку.
В основе методов проекта и исследований положены:
Умение находить решение проблемы творчески
Развитие познавательных умений и навыков учащихся
Умение ориентироваться в информационном пространстве
Умение самостоятельно конструировать свои знания
Умение критически мыслить
Этапы работы над проектом
Мобилизирующий этап ( пропедевтика, подготовка)
Основной этап (актуализация знаний, планирование работы, исследовательская деятельность, результаты и выводы)
Представление готового продукта ( итоговое занятие, буклет, презентация, рисунок)
Оценка процессов и результат работы.

Место данной программы является неотъемлемой частью гражданственно- патриотического воспитания. Программа является:
Социально-педагогической
Организационно-педагогической
Актуальность этой программы в том, что младший школьный возраст это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если ребенок научится любить близких он приобретет способность быть уверенным в себе. Кроме того социальный опыт ребенка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то что он пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. По стандарту образования II поколения родители и учитель составляют единый тандем в развитии ребенка. Роль родителей в исследовательской деятельности ребенка велика. Если родители откликнулись на призыв ребенка к совместной деятельности, поделились своим опытом, знанием – то такой ребенок в школе разовьет свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знанием».
Педагогическая значимость
Стимулирует творчество и самостоятельность
Сочетает коллективное и индивидуальное творчество
Реализует принципы сотрудничества учащегося и учителя
Открывает возможность формирования жизненного опыта
Развивает личность ребенка
Задачи
1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
2. Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Реализация данной программы предполагает ожидаемый результат:
Формирование ведущих интегративных качеств личности
Самопознание, самовыражение, самореализация, инициативность
Формирование коллективизма
Педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами такими как, родители и школа.
Творческий подход.
Устойчивый интерес к истории своей семьи.
Уважительное и доброжелательное уважение к людям.
Содержательные линии программы:
Образовательные линии — содержат идеи, характеризующие культурные и исторические особенности семьи
Ценностные линии – предполагают формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на семейные ценности
Деятельностные линии — побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии — предусматривают развитие творческих способностей учащихся исследовательских умений и навыков.
Технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний
Формы контроля
Проект
Буклет, рисунок
Презентация (при помощи родителей)
Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, исследовательский;
Основные методы воспитания: убеждения;
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
применение индивидуальных, групповых форм обучения;
формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию, делать выводы;
Оборудование и техническое сопровождение:
Мультимедийные энциклопедии
Интернет ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Материалы на печатной основе: учебники, справочники, энциклопедии, фотоальбомы.

Примерные темы проектов
Мои мама и папа в школьные годы.
Увлечение моих родителей.
Самые мудрые женщины в моей семье ( о бабушках и прабабушках).
Мои дедушки (прадедушки) .
Традиции и реликвии моей семьи.
Достижения и гордость моей семьи.
Что означает моя фамилия. Мои предки.
О чем мне рассказал семейный фотоальбом?
Мое генеалогическое дерево.
Мои предки в истории города Агрыз.
Вклад моих предков в годы войны.
Книга памяти.
Профессиональная династия моей семьи.
Любимый семейный праздник.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Примерные темы проектов предлагаются на родительском собрании (тема: проектная деятельность в начальной школе). Родители вместе с детьми могут предложить свою тему проекта.

Программа

Тема занятия
Форма проведения
Вид проектной деятельности
Примечание

МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП

1
Введение.семья: прошлое,настоящее, вечное.
Беседа
Составление пословиц и поговорок о семье

2
Мои родители
Игра «Познакомь меня»
Рисунок

3
Мои бабушки и дедушки
Игра «Познакомь меня»
Рисунок

4
Из бабушкиного сундука
Выставка изделий

5
Мои братья и сестры, кузины и кузены
Игра «Познакомь меня»
Рисунок

6
Любимый семейный праздник
Беседа
Рисунок

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

7
Я и моя семья
Игра — путешествие
Рисунок семьи для буклета

8
Я и моя семья (инсценирование)
Театральная постановка
Сценка

9
Моя фамилия и имена
Беседа

Узнать у родителей о происхождении фамилии из источников

10
Моя фамилия и имена
Беседа
Составление буклета
Узнать у родителей о происхождении фамилии из источников

11
Профессии в моей семье
Беседа
Рисунок

12
Традиции моей семьи
Беседа

Узнать у родителей о традициях семьи

13
Реликвии семьи
Беседа
Рисунок
Узнать у родителей о реликвиях семьи

14
Гордость (достижения) моей семьи
Беседа

Исследовать материал об орденах, медалях и почетных знаках членов семьи

15
Любимое блюдо моей семьи
Игра
Рисунок

16
История моей семьи. Составление генеалогического дерева
Беседа
Рисунок — проект
Спросить у родителей о своих предках. Сделать подборку фотография

17

История моей семьи. Составление генеалогического дерева

Подготовка к защите проекта

Спросить у родителей о своих предках. Сделать подборку фотография

18
История моей семьи. Составление генеалогического дерева
Подготовка к защите проекта

Спросить у родителей о своих предках. Сделать подборку фотография

19
О чем рассказал мне семейный альбом? Исследование семейного альбома.

Сообщение и выставка фотографий семейного альбома

20
Любимый семейный праздник
Беседа
Рисунок

21
Папа, мама, я — спортивная семья
Беседа об увлечениях семьи
Рисунок

22
Выбор темы проекта

Составление буклета из рисунков
Обращение к родителям с обсуждением темы проекта

23
Работа над проектом
Составление плана проекта
По выбору

24
Работа над проектом

25
Работа над проектом

26
Работа над проектом

27
Работа над проектом

28
Защита проекта
Конференция
Буклет рисуночный, презентация

29
Резерв

30
Резерв

31
Резерв

32
Резерв

Литература для учителя
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.  М.: АРКТИ, 2003. 
Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Журнал Начальная Школа №48, 2004
Литература для ученика
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Э. Машковская «Я маму обидел»
Э. Тувим «Бабушкины руки»
Л. Петрушевская « Гимн семье»
Р. Гамзатов «Мой дедушка»
Словарь русского языка Ожегова
Энциклопедия «Все обо всем»
Энциклопедия «Потомучка»

15

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *