Образование – это бесконечный процесс совершенствования (из опыта досрочного введения ФГОС ООО)

Образование – это бесконечный процесс совершенствования

(из опыта досрочного введения ФГОС ООО)

Рыжкина Нина Валерьевна,

директор МОУ «Гимназия №1 им. В.Я.Шишкова»

г.Бежецка Тверской области


Человека невозможно ничему

обучить, можно только помочь

открыть это в самом себе.

Галилео Галилей

Школа – место, где дети не только учатся. Дети здесь живут. Очень хочется, чтобы эта жизнь была насыщенной интересными событиями, чтобы обучение приносило удовлетворение, а ребенок шел на урок с радостью. Чтобы урок был интересным, он должен удовлетворять стремление ребенка к познанию, желание выразить и раскрыть свою личность.

Все это побудило педагогов гимназии изменить отношение к организации образовательного процесса в классах, работающих по ФГОС НОО, ФГОС ООО, изучать и использовать развивающие образовательные технологии, откорректировать цели обучения, максимально использовать IT-технологии.

Сегодня на первое место встает формирование и развитие способностей ученика:

  • самостоятельно очерчивать учебную проблему;

  • формировать алгоритм ее решения;

  • контролировать процесс;

  • оценивать результат.

Новый стандарт отличается реализацией системно-деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.

Внедрение ФГОС ООО в нашей гимназии официально началось с 1.09.2012 г. в 5а классе. В эту работу включилось 13 педагогов-предметников и 3 педагога доп. образования, психолог гимназии.

Каковы наши первые шаги?

  1. Подготовлены кадры через курсы повышения квалификации.

2. Подготовлена и утверждена ООП ООО, которая служит основой для разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. В целевом разделе ООП ООО прописаны планируемые результаты освоения обучающимися не только всех обязательных учебных предметов на ступени основного общего образования, но и планируемые результаты формирования универсальных учебных действий, предложена система оценки достижения предметных, личностных и метапредметных результатов. В содержательный раздел ООП ООО включена Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования. В своей ООП ООО нами прописаны:

- цели и задачи этой программы, описание ее роли и места в реализации требований Стандарта;

- описание понятий, функций, состава и характеристик УУД;

- роль личностных и метапредметных результатов в становлении функционально грамотной личности;

- роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов;

- типовые задания, нацеленные на формирование УУД разных видов, по предметным областям;

- роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов;

- роль проектов, учебно-исследовательской деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов;

- информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ-компетентности обучающихся;

- условия и средства формирования УУД;

- система оценки деятельности гимназии по формированию и развитию УУД у обучающихся;

- мониторинг успешности освоения и применения обучающимися УУД.

ООП ООО ставит перед каждым учителем задачу развития универсальных учебных действий обучающихся. Определить условия для развития УУД в каждом предмете, разработать с этой целью систему специальных заданий к каждому уроку или продумать пути формирования УУД во внеурочной деятельности - и есть новая задача педагога, реализующего ФГОС ООО.

3. Подготовлены и утверждены рабочие программы по учебным предметам, которые составляются теперь по новой структуре. Они содержат:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

4. Организован ОП в соответствии с ФГОС ООО в 5а классе (учебные часы и занятия внеурочной деятельностью).

5. Проведена разъяснительная работа с родителями обучающихся (на родительских собраниях и через сайт гимназии), заключены договоры о предоставлении образовательных услуг.

6. Проведены семинары с педагогами гимназии: октябрь - формирование УУД, январь – технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО, использование продуктивных заданий по формированию УУД.

7. В октябре 2012 г. руководство гимназии организовало посещение уроков в 5а классе с целью контроля за ОП и введением ФГОС ООО.

Проведенная работа показала, что при реализации ФГОС актуальным остается вопрос о том, каким должен быть урок в соответствии с требованиями ФГОС. На традиционных уроках доминировали всегда предметные результаты. ФГОС предлагает нам посмотреть на учебный процесс по-другому: не уходя от предметных результатов, найти рациональный подход формирования метапредметных результатов и УУД на предметном материале. В ФГОС второго поколения прописаны новые средства обучения, новая цель образования, новое содержание, технологии, новые требования к подготовке учителя, новое целеполагание для учителей и обучающихся. Самое главное – меняется подход в обучении, в основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход. На современном уроке теперь все знания школьники должны получить через деятельность, которую организует учитель. Меняется роль учителя: он должен стать модератором, тьютором, мотиватором, должен учить детей «учиться».

Для достижения этого необходимо внести в учебный процесс следующие изменения:

- выбрать технологию личностно ориентированного обучения, работающую на достижение требуемых результатов (проблемно-диалоговая, проектная, технология критического мышления) – причем очень важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы,

- внедрять интерактивные и деятельностные методы обучения (учебная дискуссия, диалог, видео обсуждение, деловые и ролевые игры, мозговой штурм и др.),

- увеличивать объем самостоятельной работы на уроке как по добыванию знаний, так и по их применению (при этом большое место отводится работе с текстами),

- раскрывать значимость формируемых знаний для жизни и дальнейшей деятельности обучающегося,

- создавать условия для раскрытия творческих способностей учащегося, развития его мышления,

- использовать наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию УУД,

- определять учебные ситуации, способствующие на каждом уроке формированию и диагностике УУД.


Да, ФГОС ООО заставил нас переосмыслить имеющийся педагогический опыт, соотнести его с новыми требованиями, предъявляемыми к школе. Но проведенный в гимназии «Фестиваль открытых уроков в рамках внедрения ФГОС ООО» еще раз убедил, что главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы, - это учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребенка.





Добавить комментарий

You must have Javascript enabled to use this form.