«Нравственные основы жизни человека» 8 классе - Урок обществознания

«Нравственные основы жизни человека».

Урок по обществознанию в 8 классе

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с понятием любовь; рассказать о том, что тема любви в разное время использовалась в музыке, живописи, литературе.

Коррекционно-развивающие: корригировать познавательные способности (речь, мышление, память, внимание); работать над развитием умения приводить свои собственные примеры, участвовать в обсуждении какого-либо вопроса; формировать навык работы с дополнительными материалами.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к классической музыке, живописи, литературе; воспитание мотивации к обучению.

Оборудование и материалы: методические рекомендации по обществознанию для 8-х классов; ТСО (телевизор, DVD-плеер, аудиопроигрыватель); карточки с дополнительным материалом.

Тип урока: сообщение новых знаний.



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя. Объявление новой темы: «Нравственные основы жизни человека».

3. Изучение нового материала.

Вопрос для учащихся перед началом изучения новой темы:

- Как вы понимаете слово любовь? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в различных понятиях слова любовь.

Изучение новой темы строится на основе объяснительного чтения.

Стр. 31, 1-й абзац (один ученик читает, остальные следят):

- В каких значениях используется понятие любовь?

Задание

Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.

Просмотр отрывка видеофильма о Нике Вуйчиче.

До начала просмотра учитель читает дополнительную информацию:

Ник Вуйчич родился с синдромом Тетра-Амелия, редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырех конечностей.

Вопрос после просмотра:

- Какие чувства у вас вызвал просмотр данного видеофильма?

3-4 ученика читают отрывки из дневника польской школьницы Барбары.

К сожалению, нередко человек самому себе становится злейшим врагом, оказываясь в плену пагубных привычек и пристрастий. Курению, употреблению алкоголя, наркотики – вот то, что, разрушая здоровье, неизбежно сокращает человеческую жизнь.

У нас в руках дневник польской школьницы Барбары (Баськи – как она сама себя называла). Начат он 20 декабря 1977 года, а последняя запись сделана 25 июня 1980 года. Всего два с половиной года мучений, отчаяния, страха, одиночества. Барбара Росек погибла, оставив нам историю своей загубленной жизни.

Читаем записи, сделанные Барбарой за несколько дней до смерти.

9 июня

Баська, возьми себя в руки. Так нельзя. Я знаю, что так нельзя. Но как можно выдержать эту чудовищную боль? Я окончательно развалилась. Надо как-то собрать себя по кусочкам. Приладить их все по очереди. Но я не могу вырваться из этого порочного круга. Наверное, из него уже нет выхода.

10 июня

Другого пути, похоже, и не было. Даже если бы можно было повернуть все назад, вернуться в детство, то, кажется, все равно было бы все то же самое. Первая порция морфина в 14 лет – и экстаз от того, что входишь в мир наркоманов. Презрение к обыкновенным, заурядным людям. И я, такая важная, надутая говняшка, которая сама себе поклонялась, как идолу.

20 июня

Наркотики больше не приносят мне никакого удовольствия. Но с ними мне все-таки не так плохо. Да, так-то оно так, если б я еще продолжала существовать, но ведь меня уже нет. Осталось еще кое-что чисто биологическое, с чем пора покончить, потому что это кое-что уже не имеет права на существование. Я увязала не самом дне. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые когда-то так хотели смотреть на мир.

Вопрос:

Какие мысли и чувства вызвали у вас отрывки из этого дневника?

Задание

Сравните просмотренный отрывок видеофильма и прочитанные отрывки из дневника Барбары. В каком случае можно сказать о любви к жизни?

Дальнейшая работа с текстом.

Стр. 31, 3-й абзац:

- На что ориентируется мораль? (Вспоминают, что такое идеал)

- Почему любовь – это стремление к идеалу?

4-й абзац:

- В чем заключается нравственная сила любви?

Словарная работа: Миротворчество – поддержание мира.

- Почему любовь является высшей ценностью морали?

Т.е. мы можем сказать, что любовь – это высшая ценность морали.

5-6-й абзац:

- Что еще такое любовь?

- Без чего не может существовать любовь?

- Что обязательно должно быть у влюбленных?

Словарная работа: Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.

Таким образом, любовь – духовный союз влюбленных.

7-й абзац:

- Назовите черную тень любви.

- Почему возникает ревность?

- Как мораль помогает человеку победить ревность?

А теперь давайте узнаем, как тема любви в разное время использовалась в музыке и живописи.

Ученики слушают отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена.

Вопрос:

- Как вы думаете, это произведение является грустным или веселым?

Действительно, это музыкальное произведение является грустным. И оно было создано под влиянием любви.

Дополнительная информация:

История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”.
Название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она, воспитанная в аристократической семье, – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа.
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвичарди”.

Просмотр видеофайла «Любовь в живописи».

Кроме того, тема любви очень широко используется в литературе (стихи, поэмы, романы и др.).

Вывод по теме: Сегодня мы узнали о том, что понятие любовь используется в различных значениях, это может быть любовь к …… (Родине, жизни, своему делу и т.д.). Так же мы выяснили, что любовь – это … (высшая ценность морали) и … (духовный союз влюбленных). Тема любви в разное время использовалась … (в музыке, живописи, литературе).

4. Первичное закрепление изученного материала.

- Какую тему изучили на уроке?

- Почему любовь – это стремление к идеалу?

- Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.

- Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?

- Как мораль помогает человеку победить ревность?

5. Подведение итогов.

Комментарии учителя, объявление оценок.

6. Домашнее задание.

Стр. 31-32, читать, отвечать на вопросы, задание №5 сделать устно.


Нравственные основы жизни человека (любовь и мораль)

Понятие любовь многозначно: любовь к Родине, любовь к матери, отцовская любовь, любовь к музыке, любовь к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине, любовь к своему делу любовь к жизни и т.д. Но всегда любовь означает чувство самоотверженности, привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство.

Задание

Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.

Мораль ориентируется на идеал. Любовь – это тоже стремление к идеалу. Потому что, когда человек влюбляется в другого, то для него он (или она) является идеалом. Влюбившись, человек начинает видеть в любимом человеке только достоинства, а любые недостатки забываются.

Любовь помогает людям победить ненависть. И в этом миротворчестве нравственная сила любви. Любовь является высшей ценностью морали, потому что несет людям мир и спокойствие.

А еще любовь – это духовный союз влюбленных. Конечно, любовь имеет природную, биологическую основу – влечение полов, сексуальное чувство. Но в равной мере любовь – чувство духовное и не может существовать без теплой дружбы, без общих целей, интересов, стремлений влюбленных.

А бывает и так: встретились двое, увлеклись, полюбили, поженились, стали жить вместе. А жизнь не складывается. Скучно, тоскливо, пусто. Почему? Ведь любят друг друга? Да, вроде любят. Но если между молодыми нет духовной близости, все остальное превращается в однообразие. То есть самое главное, чтобы у влюбленных была гармония душ.

Но у любви есть и своя черная тень – ревность. Где любовь – там и ревность. Почему она возникает? Потому что нас всегда преследует страх потерять любовь – свое счастье. Ревность способна толкнуть человека на безрассудный и жестокий поступок. И тут на помощь приходит мораль. Мораль – это призыв к добру и милосердию. Она учит нас терпеть и прощать. И если мы прислушаемся к голосу морали внутри нас, боль ревности утихает. Не сразу, но утихает.

Словарь к уроку:

1. Миротворчество – поддержание мира.

2. Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.

Вопросы и задания:

1. Почему любовь – это стремление к идеалу?

2. Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.

3. Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?

4. Как мораль помогает человеку победить ревность?

5*. Внимательно прочитайте высказывание русского просветителя

Н. Добронравова и устно ответьте на вопрос: - О какой черте любви говорится в высказывании?

«Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих…».


7


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.