Тема: Новогодняя мастерская. Конструирование елочных игрушек с помощью приема вырезания по шаблону и соединения деталей способом «щелевой замок».
Цель урока: создать условия для овладения приемом вырезания по контуру с помощью шаблона и соединения деталей способом «щелевой замок».
Задачи:
1. Образовательная: формирование умения изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Воспитывающая: воспитание умения работать в коллективе; воспитание коммуникативных качеств.
3. Развивающая: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие
художественных, конструкторско-технологические способностей, мелкой моторики рук..
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока; образцы готовых елочных игрушек, шаблоны для вырезания, цветная бумага, ножницы, нитки, игла, вата, карандаш, линейка; рабочая тетрадь (Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Е.А. Лутцева, Т.А. Зуева. — М.: Вентана-Граф,2011.)
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок – практикум)
Класс: 1
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Игра «Обмен настроением» Беседа -Прочитайте пословицу, записанную на доске: Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех! -Как вы понимаете слова этой пословицы? — Значит, нужно помогать друг другу, и тогда никакие трудности нам не будут страшны. — Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока.
|
Высказывают свое мнение, обсуждают, делают вывод. |
Коммуникативные УУД: умение включаться в урок, во взаимодействие с учителем; Регулятивные УУД: саморегуляция
Личностные УУД: способность оценивать жизненные ситуации, связанные с дружбой и взаимовыручкой Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли, умение сотрудничества в коллективе |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ
|
Познавательно-аналитическая беседа -Посмотрите на экран. Что изображено на слайдах? (слайд)
— Для чего они нам нужны? — Какие новогодние традиции вы знаете?
Рассказ учителя об истории празднования Нового года. Раньше вместо елки украшали другие деревья. Это были вишни, специально выращенные в кадках. Раньше люди считали, что все деревья населены добрыми духами. И развешивая на деревьях угощения – подарки, пытались задобрить этих духов. Вместо игрушек на деревья вешали яблоки, орехи, яйца. Традиция украшать именно ель пришла к нам из Германии.
Из каких материалов можно изготовить елочные игрушки? Демонстрация изделий в собранном и разобранном виде.: -Из чего сделаны эти игрушки? — Что общего вы видите между этими игрушками? А чем они отличаются? |
Елочные игрушки.
Для украшения елки на Новый год. Ответы детей.
Из стекла, бумаги, яичной скорлупы, соленого теста, ваты, природного материала и т.д. — Из бумаги, из ваты. — Подвеска сделана из ваты, ее детали соединены с помощью нитки. Елочка и шарик изготовлены из бумаги и соединены одинаковым способом. |
Познавательные УУД умение извлекать информацию из иллюстраций; умение на основе анализа объектов делать вывод
Познавательные УУД: умение выявлять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ |
Анализ изделия — Как вы думаете, как можно изготовить такие игрушки? Что вы уже умеете делать? — Итак, что мы сегодня будем делать на уроке?
-Какую трудность мы будем испытывать?
|
Умеем вырезать с помощью шаблона. -Конструировать елочные игрушки.
— Нужно соединить детали игрушки особым способом, не используя клей.
|
Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, коррекция
|
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ |
Открытие практического умения Деление на группы по желанию. Демонстрация готовых изделий в разобранном виде. -Расскажите, что нам пригодится для конструирования. — Как выполнить соединение бумажных деталей без клея? — Этот тип соединения носит название «щелевой замок». — Что самое сложное в выполнении? |
Образуют группы.
Работа в группах Рассмотреть игрушки и обсудить, как их получили — Нужно сделать прорези в шаблонах.
-Нужно рассчитать, чтобы прорези по ширине были примерно равны толщине детали, иначе соединения не получится и чтобы длина прорези доходила до середины детали. |
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение выражать мысли в устной форме.
Познавательные УУД: способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами, переработка информации: сравнение с шаблоном
|
|
Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия) — Откроем рабочую тетрадь на стр.21. Рассмотрим рисунки. — Перед вами порядок работы. Для чего он нам нужен? Давайте обсудим порядок работы.
Физминутка
|
Порядок работы отражает последовательность действий при выполнении задания План работы. Для изготовления подвески с ватными шариками:
Для изготовления подвесок «Елочка» и «Шарик»:
Некоторые учащиеся могут выполнить усложненное задание: 1.Возьмите шаблон из тетради-вкладыша; 2. Наложите шаблон на сложенный вдвое лист бумаги (не забывайте об экономном использовании материалов), обведите его карандашом и вырежьте по линии; 3. Соедините детали поделки.
|
Регулятивные УУД Прогнозирование (составление плана), саморегуляция, контроль, коррекция
|
|
Самостоятельно-практическая работа — С какими опасными предметами мы будем иметь дело? -Вспомним правила техники безопасности.
-Для работы все готово, осталось вспомнить правила рабочего человека: 1. Работать дружно. 2. Каждый работает за своим рабочим местом. 3. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место: каждому предмету — свое место. 4. Во время работы поддерживай на рабочем месте порядок. 5. Береги инструменты, экономь материалы. 6. Закончил работу — убери рабочее место.
— Приступаем к изготовлению игрушек. Не забывайте про наш девиз!
|
-С ножницами, с иголкой. — при работе с иглой — 1. Храни иглу всегда в игольнице. 2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки. 3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой. 4. Не бери иглу в рот, не играй с ней. 5. Не втыкай иглу в одежду. 6. До и после работы проверь количество игл. 7. Храни игольницу всегда в одном месте. 8. Не отвлекайся во время работы с иглой. — при работе с ножницами — 1. Работай с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 2. Ножницы должны иметь тупые, округлые концы. 3. Не оставляй ножницы раскрытыми. 4. Передавай ножницы кольцами вперёд. 5. Не играй с ножницами, не подноси к лицу.
6. Используй ножницы только по назначению.
Работа в группах. Распределение ролей и обязанностей, обсуждение, работа в соответствии с планом.
|
Коммуникативные УУД: умение выражать мысли в устной форме
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ) |
Уборка рабочих мест.
Обобщение. -Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились? — Какие трудности испытывали? — Что мы можем сделать с нашими поделками? |
Украсить елочку! Украшают игрушками маленькую искусственную елочку. |
Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
РЕФЛЕКСИЯ |
Оценка практической деятельности — Давайте посмотрим и обсудим ваши изделия. Что в этих работах вам понравилось и почему? Оцените работу групп по таким критериям: правильность изготовления, пропорции, аккуратность, творчество и фантазия. — Была ли достигнута цель нашего урока? -Что помогло вам в работе? — Оцените свою работу в группе фразами из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… у меня получилось … я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…
|
В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе
Ребята по кругу высказываются одним предложением |
Регулятивные УУД: Регулятивные умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; самооценка
|
Используемая литература: http://festival.1september.ru/articles/620412/
Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Е.А. Лутцева, Т.А. Зуева. — М.: Вентана-Граф,2011.
Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева.-3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.