Непредельные углеводороды. Алкены

Непредельные углеводороды. Алкены.

Признаки гомологического ряда. Изомерия и номенклатура Алкенов. Лабораторный способ получения. Этилен как типичный представитель алкенов.

Цель: Конкретизация и развитие знаний учащихся о П-связи, электронном и пространственном строении молекул алкенов. Углубление знаний о гомологии, структурной и пространственной изомерии. Углубление понятий об общности свойств гомологов, зависимости свойств от состава и структуры молекул.

Развитие учащихся:

1) изучение структуры, видов и методики применения аналогии в умозаключениях;

2) составные элементы, последовательность операций, методика формулировки выводов при доказательстве;

3) дальнейшее развитие умений и навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщение.

В качестве одного из основных источников развития будет применяться самостоятельная учебная деятельность учащихся и сотрудничество всех учащихся в процессе учения.

Воспитательные цели: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе осмысления всеобщих, причинно-следственных и функциональных связей между предметами и явлениях материального мира, понимание его целостности, генезиса, управления.

Формирование коммуникативных качеств учащихся на основе организации коллективного учебного труда. Развитие инициативы, творчества учеников. Формирование воли, настойчивости, умений руководить своими действиями и действиями учащихся для достижения целей.

Развитие различных форм сотрудничества учащихся.

Если перед учащимися ставят серьезные познавательные проблемы, обучение, как правило, ориентируется на коллективные и групповые формы работы. Уровень коллективной учебной деятельности учеников на уроках, где с наибольшей силой проявляется проблемное обучение, довольно высок. Учащиеся должны уметь сформулировать задачи коллектива, сформировать трудоспособный заинтересованный коллектив, распределить обязанности между его членами, выбрать эффективную форму управления деятельностью коллектива, придумать оптимальную форму отчета.


Оборудование: Таблицы «Этилен», « Пространственная изомерия бутена». Шаростержневые модели этена, бутена – 2, цис – транс изомеров. Прибор для получения газов, кристаллизатор. Дидактический материал (карточки, тесты с перфокартами).

Реактивы: Спирт, серная кислота, песок, раствор перманганата калия, иодная вода.

График расписание урока.

1. Постановка проблемы и выбор темы исследования

а) Признаки гомологического ряда алкенов. Физические свойства.

б) Изомерия и номенклатура алкенов.

в) Лабораторный способ получения этена.

г) Этилен – простейший представитель гомологического ряда алкенов

2.Самостоятельная групповая работа учащихся по выбранной теме,

3. Презентация тем.

4.Тестированный контроль.

5. Итог урока

6. Домашнее задание: & 12 стр 82 – 85; упр 1,2,5; задача 6,8.


Инструкция 1

1. Изготовьте шаростержневые модели молекул этена и этана. Сравнивая данные модели с учетом представлений об электронном строении и пространственной конфигурации алкенов и алканов, выявите наиболее существенные признаки в строении этих двух соединений, указав отличительные (признаки) особенности:

а) состава молекул;

б) тип гибридизации электронных облаков атомов углерода;

в) механизм образования углерод-углеродных связей;

г) пространственной конфигурации молекул;

д) валентные углы;

е) длины углерод-углеродных связей;

ж) поляризуемость и полярность углерод-углеродных и углерод-водородных связей;

з) насыщенность углерод-углеродных связей.

Обобщите данные сравнения и сформулируйте правила:

Какие соединения называются алкенами?

2. Напишите полуструктурные формулы трех первых представителей гомологического ряда алкенов. Назовите их по международной номенклатуре, установите их гомологическую разность. Выведите общую формулу алкенов. Дайте определение алкенам.

3. Перенесите знания об основных закономерностях изменения физических свойств алканов на соответствующие алкены. Укажите общие физические свойства алкенов (плотность, температура кипения и плавления, растворимость в воде), чем они обусловлены. Как изменяются эти свойства алкенов в пределах гомологического ряда.


Проверь себя

Выберите формулы алкенов и рассчитайте массовую долю углерода в их молекулах (карточка).


Инструкция 2

1. Напишите структурные формулы бутена и его изомеров. На основе представлений об изомерии продемонстрируйте следующие характерные виды изомерии:

1) Структурная изомерия:

а) изомерия углеродного скелета;

б) изомерия положения кратных связей;

в) межгрупповая изомерия (циклоалканы)

2) Пространственная изомерия:

а) цис-изомер

б) транс-изомер

Причины ее возникновения:

- наличие кратной связи;

- разные атомы или группы атомов у атомов углерода связанных кратной связью.

Укажите существенные различия между цис- и транс-изомерии (температура кипения, плавления; реакционная способность).

2. Изготовьте шарастержневую модель бутена-2 и продемонстрируйте на моделях цис-бутен-2 и транс-бутен-2.

3. Запишите формулы двух изомеров пентена-1 их гомологов. Дайте им названия по систематической номенклатуре. Изложите наиболее существенные особенности этой номенклатуры для алкенов.


Проверь себя

Из приведенных алкенов геометрической изомерией обладают:

1) 3,3 – диметилпентен-1

2) 2,3 – диметилпентен-1

3) 2,3 – диметилпентен-2

4) 3 – метилпентен-2



Инструкция 3

1) Получите этен из смеси этилового спирта и концентрированной серной кислоты (смешать в пропорции 1:3). Для этого по каплям добавьте в колбу со спиртом концентрированную кислоту. На дно колбы предварительно насыпьте чистого речного песка. Осторожно нагрейте дно колбы.

2) Докажите, что выделяющийся газ является непредельным углеводородом (обесцвечивание раствора перманганата калия и йодной воды).

3) Подожгите этилен. Почему он горит светящимся пламенем? Рассчитайте массовую долю углерода в молекуле этана и этена

W (C) = n Ar (C) / Mr (в-ва) * 100%

Сделайте вывод.

4) Запишите уравнения соответствующих реакций.

5) Опишите физические свойства этилена (бесцветный газ, температура кипения = – 120 градусов, температура плавления = - 169 градусов Цельсия, плохо растворим в воде, но хорошо растворяется в бензине, эфире и других неполярных растворителях, почти без запаха, немного легче воздуха Двоздх C2H4 = 28 / 29 = 0,97)

6) Вывод о реакционной способности алкенов.

Проверь себя

Напишите уравнения реакций получения в лаборатории пропена, бутена-1, бутена-2.