МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА

Цель: познакомить с направлением в искусстве — импрес­сионизмом, историей создания струнных инструментов.

Музыкальный материал: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; Я. Френкель «Погоня».

Дополнительный материал: репродукции картины К. Ко­ровина «Бульвар Капуцинов», картин К. Моне, К. Коро и других художников-импрессионистов.

Ход урока.

I. История создания струнных инструментов.

На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках — тембрах. Сегодня мы продолжим разговор, поговорим о струнных инструментах и о необыкновенном направлении в искусстве — импрессионизме.

Среди всех музыкальных инструментов самый красивый, самый выразительный и волнующий звук у струнных. Проматерью всех струнных является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однаж­ды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть еще одну тетиву, так и получи­лись уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие -возник первый струнный щипковый инструмент.

Шли годы, десятилетия, столетия. К первым струнам до­бавлялись новые и новые, но музыкальный инструмент сохранял форму лука. Его держали в руках и играли на нем, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии. Ассирии, Древней Греции и Риме. В средние века арфа завоевы­вает Европу. Особенно славились ирландские арфисты, испол­няющие свои предания — саги под аккомпанемент арфы. Ее изо­бражение даже вошло в национальный герб Ирландии.

Потом люди заметили, если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустую внутри емкость, звук получится красивее. Эту емкость делали разной формы и величины, да и струны к ней крепились неодинаково. Так возникли разные инструменты, ка­ждый со своим особенным тембром — лютня, гитара, мандоли­на, гусли, цимбалы. Способ игры на них также вырабатывался разный. На некоторых играли пальцами (гитара) или специаль­ной пластинкой — плектром, которым цепляли за струны (мандо­лина). На других — с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и… фортепиано.

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук? А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок-палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок дотрагивается до нее. Так появилась целая группа инструментов — струнных смычковых. Их делали большими и маленькими. И звук у них был более высокий или более низкий.

Современные смычковые — скрипка и возникшие за нею альт, виолончель и контрабас — похожи и отличаются в основ­ном размерами. Их форма напоминает форму древней виолы. Струнные смычковые играют главную роль в симфоническом оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа ин­струментов. Они исполняют ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых произведениях слышится пение скри­пок, виолончелей, иногда широкое и спокойное, иногда взволно­ванное, а иногда и драматически напряженное.

В симфоническом оркестре есть и современная арфа. Звучит она очень поэтично. Композиторы используют ее, когда надо соз­дать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.

II. Знакомство с направлением в искусстве — импрессио­низмом.

Во второй половине XIX века в европейском искусстве по­является направление импрессионизм. Впервые этот термин поя­вился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессиони­стов. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление (im­pression). Восходящее солнце». Критик Леруа в сатирическом отче­те зло высмеял этих мазил — «впечатленщиков». Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Мо­не, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар. (На доске вывешиваются ре­продукции картин).

— Посмотрите внимательно, что характерно для всех авторов. Что необычно?

(Новое ощущение света и цвета, перспективы, внимание к фактуре мазка, отход от больших социальных тем, сосредото­ченность на «красоте мига» — «остановись, мгновенье ты пре­красно!»)

На доске репродукция картины К. Коровина «Бульвар Ка­пуцинов».

Что вы можете сказать о картине? Каково ваше впечатление?

III. Слушание. К. Дебюсси «Празднества».

Вопросы для обсуждения:

1. Позволяют ли музыкальные краски симфонической карти­ны «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния?

2. Тембровые краски каких групп инструментов симфониче­ского оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)?

3. Какой тип музыки (песенный, танцевальный, маршевый) положен в основу симфонической картины «Празднества»? В ка­кой форме она написана?

4. В какой части произведения К. Дебюсси вы заметили такой ритм? На каких инструментах можно исполнить этот ритмический аккомпанемент?

Не спеша, очень ритмично

5. Соответствует симфоническая картина К. Дебюсси тому названию, которое ей дал автор? А картине?

IV. Исполнение песни «Погоня» Я. Френкеля.

Отработка вокально-певческих навыков.

V. Итог урока.

Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Напи­сана в 3-х частной форме. В крайних частях — мерцание прозаиче­ских огней, веселая суета ночного карнавала.

В средней — праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам (три трубы с сурдинами зву­чат таинственно и завораживающе). Музыка «Празднеств» очень «живописная», то есть вызывает в нашем представлении яркие зри­тельные образы — картины природы, картины народного гулянья.

Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси (современник М. Равеля) был выдающимся мастером звуковой жи­вописи. Он написал множество картин для симфонического орке­стра, фортепиано и голоса.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к симфониче­ской картине К. Дебюсси «Празднества».

Использованная литература:

  1. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *