Межкультурный диалог на основе изучения опыта теории и практики хорового воспитания

Подготовила Харитонова О. А.

МОУ ДОД «ДМШ»

г. Покачи, 2012 год

Межкультурный диалог на основе изучения опыта теории и практики

хорового воспитания

Культура предстает как важнейшее средство регуляции духовной жизни общества. Только в культуре (и через культуру) человек способен реализовать то, что в нем заложено потенциально, и то, что подсказано ему его фантазией.

Культура не существует вне человека. Человек постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой вклад в культурный слой.

Диалог культур – это диалог ее этапов, стилей, это диалог с предыдущими культурами и последующими, поэтому может быть рассмотрен и в качестве важнейшего средства сохранения и воспитания духовности, поскольку такой диалог развивается между культурами как носительницами духовной составляющей общечеловеческого опыта. В процессе культурного диалога люди не просто общаются, но обогащают друг друга своим духовным опытом, своей духовностью.

Искусство меняется так же, как меняется наша жизнь, как меняется культура, техника и общество. И это не случайно, поскольку искусство тесно связано с жизнью. Оно всегда отражает наиболее важные тенденции, которые характеризуют общественное существование.

Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательное отношение к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей.

В формировании толерантного сознания большая роль принадлежит педагогике искусства, т. к. у искусства свой, особый язык, эмоционально воздействующий на душу молодого человека; он развивает его эстетический вкус, фантазию, желание приобщиться к творчеству. Искусство призвано сохранять и беречь историческую память в эмоциональной, образной форме, а это и будет способствовать взаимообогащению культур, осознанию общечеловеческих ценностей.

Межкультурный диалог оказывает огромное воздействие на формирование, развитие юной личности: здесь и расширение кругозора, и рост умения уважать и понимать другую культуру, ценить свою, видеть ее через призму другой и оценивать тот вклад, который внесла своя культура в сокровищницу мировой культуры и искусства. Правильно организованный межкультурный диалог поможет молодежи составить представление о другой культуре с точки зрения ее реалий, традиций, аксиологических аспектов, научиться грамотно осуществлять компаративистский анализ различных артефактов и феноменов культур. В целом это будет способствовать развитию общей культуры личности, познавательной мотивации учения, формированию культурного опыта, росту патриотизма и толерантности.

Люди, принадлежащие к разным культурам, религиям, социальным слоям, разным уровням образования и, наконец, разным возрастным группам, могут свободно вступать друг с другом в общение, будучи объединены одной интересующей всех проблемой, стимулом к познанию.

Искусство всегда выражало национальный характер, национальное видение мира. Такие русские композиторы, как М. И. Глинка, А.С.Даргомыжский , М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков , П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, как нельзя лучше выразили в своем творчестве особенности русского характера, русской культуры. Их творчество глубоко национально, отражает особенности свойственного русским отношения к людям и миру в целом. Русская классическая музыка во многом определила то, как выглядит современная мировая музыкальная культура.

Русская культура «погранична»: в ней сосуществуют восточное и западное начала. Она открыта для диалога. В этом процессе большую роль играет эмоциональная основа восприятия, оценки произведений искусства, принадлежащих другой культуре. Россия имеет огромный многовековой опыт в успешном ведении межкультурного диалога, что усиливает взаимопонимание между народами.

Большинство музыкантов в России исполняют музыку, которая представляет собой подражание европейским и американским образцам. Это плохо, поскольку национальные музыкальные традиции разрушаются. Однако в этом и много хорошего, так как, заимствуя западные образцы, музыканты вынуждены повышать свой профессионализм, получать новые знания и умения. Знакомство с чужими образцами расширяет кругозор, позволяет лучше понять особенности национального искусства. Да и само заимствование благотворно: разве не обогатилась европейская культура после того, как в ней появился джаз – музыка созданная выходцами из Африки? Главное – не перенимать что-либо слепо, делать это творчески, переосмысляя и приспосабливая для себя.

Важность патриотического воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.

Формирование этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства способствует решению важнейшей социальной задачи, направленной на обеспечение созидательного межкультурного диалога и мирного сосуществования представителей разных этнокультурных сообществ. Музыкальное искусство является в этом процессе действенным воспитательным средством, в «генетическом коде» которого отражается весь спектр эмоций, чувств и переживаний народа, его ментальность, ценности, лучшие духовные качества. Постигая музыку разных этнических традиций сквозь призму собственного пережитого духовного опыта человек в состоянии понять другой мир, принять Другого таким, какой он есть, сопереживать ему.

В условиях, когда в мире искусственно нагнетается религиозная нетерпимость, межконфессиональный диалог различных национальных культур становится важнейшим инструментом их взаимопонимания. Способность и готовность к общению различных конфессий в этом ракурсе строится на взаимоуважении к самобытности и оригинальности культур, на признании права их индивидуальности при непосредственной открытости друг другу.

Несомненно, важным моментом здесь является уровень развития и интеллектуальное наполнение национальной культуры в целом, и каждого из ее представителей, в частности. Знающий и уважающий свои национальные истоки и традиции человек, несомненно, такой же интерес и уважение будет выражать к другой культуре и ее представителям.

С позиций современности, уже само многообразие форм и жанров мировых музыкальных традиций, является классическим примером взаимодействия различных культур и религий, образцом гармоничного межконфессионального общения. С помощью музыки все верующие люди находят общий язык: знакомые и понятные формы выражения музыкальных истоков разных этнических культур делают их доступными и родственными друг другу.

Важнейшая роль в процессе развития эмоционально-чувственной сферы учащихся. принадлежит эстетическому воспитанию, которое позволяет молодым людям многогранно осваивать окружающий мир, овладевать опытом, накопленным человечеством, учит мыслить глубоко и оригинально. Образованный и культурный человек — это мобильная, динамическая и творческая личность, легко и органично входящая в диалог с любой культурой. При этом она остается носителем и творцом культуры своего народа с ее неповторимостью, эмоционально-чувственной сферой, духовной наполненностью и образной целостностью.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Приобщение к музыке — один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

В современном понимании, музыкальное воспитание- это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей жизни.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней, через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Следует сказать, что задачами музыкального воспитания являются: развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности; формирование начала как музыкальной, так и общей духовной культуры.

Сегодня, когда общество придает наибольшее значение передачам увеселительной формы, когда наши дети по теле и радио передачам слышат лишь эстрадную, часто упрощенную музыку, всестороннее музыкальное воспитание на примерах классической музыки приобретает все большую значимость. Потребность в гармонически развитой личности, в современном обществе усиливается. Именно учитель может пробудить у школьников постоянную потребность в общении с высокохудожественной музыкой. Развитию интереса к хоровому пению у детей — как многовековой традиции русского народа, будут способствовать хоровой репертуар и различные творческие ситуации на хоровых занятиях. Они помогут вывести детское мышление на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиции, которое мы называем общечеловеческими ценностями.

Хоровое пение — основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение — природная способность человека, а человеческий голос — самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Хор — такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность — гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

Хоровое пение как наиболее действенный вид массового музицирования на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа.

В последнее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования школьного образования, в котором значительное место отводится задачам повышения роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления ребенка. Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями.

Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения. Хоровые занятия влияют на формирование гармонически развитой личности школьника.

Занятие хора — комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Это взаимосвязь многих общеобразовательных дисциплин: истории, литературы, ИЗО и т.д. Они с оздают условия для гармонического развития личности подростка. Хоровое пение — единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей.

При знакомстве с хоровым произведением необходимо учитывать исторический период, в котором оно было написано. Эпоха, стиль — важно для интерпретации хорового произведения. Все это, вместе взятое, ведет к формированию художественно — эстетического вкуса. Проследив межпредметные связи хора, следует сказать, что подобная интеграция должна сказываться благотворно на качественных сторонах личности учащихся.

Хоровые занятия имеют особое значение т.к. проявляется коллективная форма занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое « я», открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании школьников. Подростковый возраст можно рассматривать как время окончательного оформления коммуникативных умений и навыков.

Хоровое пение, как область музыки — искусство уникальных возможностей. Как известно, основой музыкальной культуры русского народа, было хоровое пение. Задача взрослых людей, приобщить подростков к хоровому пению.

Учеными XX го века доказано, что хоровое пение приобщает детей к основам разных гуманитарных наук: искусствоведения, филологии, социологии, психологии и т.д. Кроме того, специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства способствует развитию хороших человеческих качеств: уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, ответственность, справедливость, дружелюбие, а также развитию в них творческих способностей, воспитанию личности. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни подростка, его адаптации в трудовом коллективе.

Ссылка на сайты:

http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65635b2ad68a4d53b88521206d26_0.html

http://shostak.iatp.by/doc/article/DIALOG.htm

http://www.dissercat.com/content/muzykalnyi-folklor-kak-sredstvo-aktivizatsii-razvitiya-chuvstva-muzykalnogo-ritma-u-mladshik?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7#ixzz2BSOQ5JYG

http://www.openclass.ru/wiki-pages/34322

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00086869_1.html

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *