МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВНА УРОКАХ ФИЗИКИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ.


Автор: Савчин Николай Михайлович, учитель

физики МБОУ ОШИ ООО

ЗАТО г.Североморск, Мурманской области.


Целью проведения физических диктантов является:


1.Проверка текущих знаний учащихся по законам физики, формулам, единицам измерения физических величин, определениям, физическим понятиям.

2.Умение применять знания законов физики для решения практических задач, объяснения природных явлений.

3.Развитие скорости принятия решения, умение переключаться с одного раздела физики на другой (решение качественных и количественных экспресс-задач за короткий промежуток времени).

4.Интерес к теоретическим знаниям.

5.Интерес к предмету.

6.Использование результатов обработки физических диктантов для оценки зоны актуального развития ученика.


Физический диктант проводиться один раз в неделю в начале урока на 15 минут. Диктанты выполняются каждым учеником в отдельных тетрадях. Физический диктант включает в себя 15 вопросов.

По содержанию вопросов физические диктанты можно разделить на следующие виды:

  1. Тематические.

  2. Единицы измерения физических величин.

  3. Знания физических формул и умения их анализировать.

  4. Определение физических законов и величин.

  5. Комбинированный.

  6. Определение остаточных знаний на начало учебного года (вводный контроль, начиная с 8 класса).


Время, которое отводится для ответа на поставленный вопрос в диктанте, устанавливается, исходя из дифференцированного подхода, в зависимости от степени сложности вопроса и информативности ответа на конкретный вопрос.

Для вовлечения в эту работу всех учащихся класса, необходимо создать изначально комфортные условия, включающие в себя:

  1. Система оценивания работы ученика.

  2. Добровольность участия в этой работе.

  3. Возможность пользоваться рабочей тетрадью и учебником во время проведения физического диктанта для учащихся, испытывающих трудности в изучении физики.


Для оценивания работы ученика выбирается следующая оценочная шкала:

Таблица №1


Количество

правильных

ответов

1 - 6

7 - 9

10 – 13

14 - 15

Оценка

см

3

4

5


В классный журнал выставляются только положительные оценки, т.е. 3, 4, 5.

После проведения текущего диктанта ученику предоставляется возможность проконсультироваться у учителя по вопросам текущего контроля.

Для учета результатов работы учащихся, все оценки заносятся в сводную таблицу:

Таблица №2


Сводная таблица качества обучения учащихся

по результатам проведения физических диктантов

в ____классе за ____четверть за 20___ - 20____уч.год.


пп

Ф.И.

ученика

Тема( )

Дата( )

Тема( )

Дата( )


Тема( )

Дата( )

КУ

КО











В таблице №2, в разделе ТЕМА, указывается вид физического диктанта:


( Т ) - тематический;

( ЕД ) - единицы измерения физических величин;

( Ф ) - физические формулы;

( К ) - комбинированный;

( ФЗВ) - физические законы и величины;

( ОЗ ) - остаточные знания (вводный контроль).


Начиная с 8 класса, на одном из первых уроков учебного года предлагается провести физический диктант продолжительностью до 30 минут для проверки остаточных знаний учащихся по предыдущим годам обучения ( ОЗ ):

- для 8 класса - по программе 7 класса;

- для 9 класса - по программа 7, 8 классов;

- для 10 класса - по программа 7, 8, 9 классов;

- для 11 класса - по программа 7, 8, 9, 10 классов.

Проведение такого диктанта позволит качественно оценить базовые знания учащихся по физике на начало учебного года с целью составления содержания последующих диктантов. Оценивается такой вид диктанта пропорционально тем показателям, которые заложены в таблице №1.

В таблице №2 рассчитываются коэффициент успеваемости КУ и качество обучения КО ученика за четверть и в дальнейшем за год:


КУ= , где N(3,4,5) - количество диктантов, написанных

учеником на 3,4,5 баллов за четверть;


No - количество физических диктантов,

написанных учеником за четверть;


КО= , где N(4,5) - количество диктантов, написанных

учеником на 4,5 баллов за четверть;


No - количество физических диктантов,

написанных учеником за четверть.


Для получения динамической картины результатов работы учащихся в ходе написания физических диктантов предлагается расчетные коэффициенты КУ и КО представлять ввиде графической зависимости по четвертям текущего учебного года.

Результаты, представленные в сводной таблице, можно использовать для оценки зоны актуального развития ученика (область наличных возможностей ученика).




07.07.2014г.


Добавить комментарий