Методические рекомендации по проведению в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях урока «Моя малая родина»


Методические рекомендации

по проведению в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях урока «Моя малая родина»


Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, духовно-нравственное развитие подрастающего поколения – одна
из важнейших задач российского образования. В связи с этим
в сентябре
2014 года планируется проведение в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях всероссийского урока (занятия)
«Моя малая родина» с участием почётных граждан, многодетных семей, известных и авторитетных людей (письмо Минобрнауки России от 26 июня
2014 г. № НТ694/08 «О проведении тематических уроков в 2014/2015 учебном году») (далее – Урок).

Цель Урока – через освещение особо значимых событий истории родного края и страны, достижений земляков в различных сферах деятельности (экономике, науке, культуре и искусстве) способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся (воспитанников), воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине,
к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России.

Формы организации Урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту учащихся (воспитанников), способствовали формированию чувства гордости за родной край, страну, воспитанию уважения
к её истории.

Актуальными для учащихся (воспитанников) представляются такие формы Урока и виды деятельности, как:

встреча с известными и авторитетными земляками, многодетными семьями, почётными гражданами;

викторина, брэйн-ринг и другие познавательные игры краеведческой направленности;

урок-экскурсия (виртуальная экскурсия);

урок-устный журнал;

урок-«путешествие» по страницам истории родного края;

фестиваль творческих или социально значимых проектов «Моя малая родина» (рисунки, поделки из природного и бросового материала, макеты зданий и др. объектов; социальные акции экологической и краеведческой направленности и др.);

музыкально-театрализованное выступление краеведческой тематики;

семейный праздник;

фотовыставки и выставки рисунков «Моя улица», «Мой город», «Край, в котором я живу» и др.

Понятие «малая родина» для ребёнка тесно связана с местом, где живёт его семья, с домом, ближайшим окружением – родственниками, друзьями, соседями.
Это природа, которая окружает ребёнка, его детский сад, его школа.
Это памятные места родного села, города, их исторические и культурные центры, предприятия и, конечно, люди, живущие на одной земле, – земляки, граждане большой страны.

Представляется важным на Уроке подвести детей к пониманию того, что малая родина – край, где человек родился, вырос, живёт – это часть большой Родины, России.

Урок для детей младшего дошкольного возраста может быть посвящён знакомству с местными достопримечательностями (уголками природы, краеведческими музеями, красивыми зданиями, памятниками и др.) с последующим обсуждением увиденного и выполнением творческого задания, связанного с темой экскурсии.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста интересным будет Урок, посвящённый истории семьи, значимым событиям истории родного города, села (по фотографиям, документам, рассказам, семейным реликвиям и др.)
с приглашением
родителей воспитанников, многодетных семей, известных земляков, почётных граждан. Важно, чтобы все дети при подготовке и проведении Урока были включены в продуктивную совместную деятельность, чувствовали сопричастность происходящему (участвовали в разнообразных творческих проектах: рисовали, сочиняли рассказы, издавали совместными усилиями газету, оформляли фотовыставку, участвовали в вокально-хореографических композициях, инсценировках и др.).

При подготовке Урока для учащихся начальной школы целесообразно использовать образовательный потенциал музеев, общественных организаций, государственных и бизнес-структур, привлечь родителей учащихся.

Содержание Урока может быть оформлено в общеклассный или групповой проект, состоящий из нескольких мини-проектов, которые выполняют семьи учащихся (к примеру, в рамках урока-фестиваля экскурсионных маршрутов по малой родине может быть дано домашнее задание найти и представить в любой творческой форме наиболее интересные сведения о природных, исторических и культурных достопримечательностях края, где родился ребёнок), что в итоге будет способствовать формированию целостного представления учащихся о России как многонациональной стране, о её природном и культурном многообразии, о родном крае как частичке большой Родины, мощь которой прирастает трудом каждого, кто стремится сделать её краше, богаче, сильнее.

Урок «Моя малая родина» может иметь продолжение в мероприятиях внеурочной и внешкольной деятельности, в том числе в благотворительных, экологических, военно-патриотических и другие социально значимых акциях и проектах), позволяющих младшему школьнику пробрести и обогатить опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в их усвоение через общественно значимую деятельность.