Методические особенности работы по ИЗО во втором классе

Методические особенности работы по ИЗО во втором классе.

Преподавание ИЗО во втором классе проводится по следующим основным

тематическим блокам: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем сказку», «Мои друзья», «С чего

начинается Родина».

Первая четверть. «Мы рисуем осень»

Урок 1. Красота летней и осенней природы русского леса. Рисование на тему

осени.

Демонстрация анимации «Красота лета в произведениях художников», в состав

которой включены репродукции картин русских живописцев.

В начале урока проводится беседа, в процессе которой дети делятся своими

впечатлениями о летнем отдыхе, о купании в реке, о прогулках в лесу, поле;

рассказывают о том, что рисовали летом, о своих наблюдениях за летней природой: о

красоте ярких цветов в поле, сочных багряно-красных ягодах земляники в лесу,

разноцветных бабочках и серебристых стрекозах, ярком ослепительном солнце, теплом

нежном летнем дожде и хрустально-чистом блеске утренней росы; и о том, что они

вспоминали свою школу, своих товарищей и с нетерпением ждали осень, начало

учебного года. Затем внимание детей переключается на демонстрацию анимации

«Красота лета в произведениях художников».

Затем учитель проводит беседу о впечатлениях от анимации, картин, спрашивает,

что конкретно понравилось в них, какие чувства они вызывают, какое время года изо-

бражено на них, по каким признакам это можно определить, какая цветовая гамма

характерна для летней природы в солнечный день, серый день, перед дождем; вечером и

т. д. Важно, чтобы зрительные образы увиденной ранее реальной картины природы у

детей конкретизировались посредством произведений искусства.

Далее демонстрируются произведения, изображающие осень – слайд-шоу «Осень в

произведениях И. Левитана и В. Серова». В процессе просмотра слайд-шоу

учитель, по необходимости, задает вопросы: «Что общего в этих картинах и в чем их

различие? Что изображено на каждой из этих картин (на той и на другой изображена

осень; различны они, прежде всего, по настроению, которое в значительной степени

создается цветовым решением темы)? Сравните эти картины по цвету. Какие цвета вы

видите в картине И. Левитана, а какие — в картине В. Серова? Говоря о цвете, учитель

может сам продемонстрировать на планшете или на листе бумаги как смешиваются

цвета, как получаются смешанные, как держать кисть, как набирать смоченной в воде

кистью краски и как их размешивать — анимация «Живописные выразительные

средства. Цвет».

На следующем этапе урока дети вспоминают свои наблюдения за признаками осени

во время экскурсии на природу: сокращение продолжительности дня, похолодание,

изменение окраски листьев на деревьях, листопад, отлет птиц. Важно, чтобы как можно

больше детей выразили свои впечатления и наблюдения — устные зарисовки школьников

на тему «Осень» («Как мы провели лето», «Осенний лес», «Осень в городе», «Осень в

деревне» и т. п.).

Перед началом практической работы следует рассмотреть этапы работы над

композицией сюжетного рисунка с помощью анимации «Построение композиции

сюжетного рисунка», затем выполнить рисунок в цвете.

В конце урока можно дать задание на отработку практических навыков с помощью

интерактивного модуля «Дорисуй картинку».

Урок 2. И снова осень к нам пришла

На уроке учащиеся продолжают изучение формы, строения, цветовой окраски

листьев и веток деревьев (более сложной конструкции, чем листьев, изображаемых в 1

классе). Практическая часть урока включает рисование с натуры осенних листьев

деревьев и кустарников (вишни, рябины, сирени) (карандаш, акварель, цветные

карандаши, фломастеры).

На уроках изучения родной природы в разные времена года систематизируются

зрительные образы деревьев и кустарников, их характерные очертания и цветовая

окраска кроны, листьев, стволов.

После просмотра анимации «Осень в произведениях искусства» подготавливаем

учащихся к практической работе. Перед началом работы над изображением ветки

рябины, учащиеся выполняют упражнение, рассчитанное на развитие чувства цвета,

эстетическое восприятие, определение цветовой гаммы, умение составить на палитре

основной (локальный) цвет листьев. Слайдшоу «Живописные выразительные

средства. Холодные и теплые цвета» способствуют углублению знаний о цвете.

Следующий этап урока – рисование ветки рябины. Учитель задает вопросы: «С чего

начинать рисунок? Как определить пропорции ветки, как расположить ветку на листе

бумаги?». Ответы на эти вопросы ученики могут получить в анимации «Рисунок

ветки рябины».

Затем дети выполняют линейные построения рисунка. На заключительном этапе

урока выполняют интерактивный модуль «Тест. Холодные и теплые цвета».

Так ученики начинают понимать, что работа красками, живопись, так же как и

рисунок, является основой художественного отображения действительности, одним из

главных выразительных средств передачи мысли, чувств художника. На это учитель

обращает внимание и в конце урока, при коллективном анализе рисунков детей.

Творческая минутка – выполнение интерактивного модуля «Раскрась матрешку».

Урок 3. Осенние подарки природы. Лепка фруктов и овощей

Первый вариант урока.

Начинаем урок с демонстрации натюрмортов: анимация «Натюрморт».

Далее учитель привлекает внимание детей к лежащим перед ними фруктам и

овощам, создает настрой для изучения их формы, строения, фактуры, цвета.

В ходе занятия у учащихся продолжают развиваться и закрепляться навыки работы с

объемом, массой. Особое внимание детей следует обратить на форму овощей и фруктов,

в этом им поможет слайдшоу «Конструкция предметов».

На следующем этапе урока переходят к осваиванию лепки из пластилина. Учащиеся

просматривают анимацию «Приемы работы с пластилином», знакомятся с лепными

изделиями народных промыслов. Демонстрируя приемы работы с глиной и

пластилином, учитель акцентирует внимание на движениях пальцев, вылепливающих

каждую конкретную форму предмета (овоща, фрукта__________).

Основной этап урока – лепка фруктов и овощей. В процессе занятия преподаватель

демонстрирует слайдшоу «Лепка фруктов и овощей».

В конце урока идет обсуждение работ. Показываем слайдшоу «Детская галерея

скульптурных работ».

Второй вариант урока.

Начинаем урок с разговора о разнообразных приемах работы с глиной, пластилином,

просматриваем анимацию «Приемы работы с пластилином».

О том, как работали с глиной народные мастера, рассказывает слайдшоу «Лепка на

гончарном круге». Чтобы дать детям творческий стимул, просматриваем слайдшоу

«Детская галерея скульптурных работ» и «Лепка овощей и фруктов».

Но скульптуру можно создавать из самых разнообразных материалов. О том, что

скульптура может быть выполнена из бумаги, рассказывает анимация «Игрушки из

бумаги».

Урок 4. Дары осени. Рисование с натуры фруктов и овощей

В начале урока проводится беседа об урожае, который собирается осенью на полях, в

огородах и садах. Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях за уборкой урожая,

вспоминают литературные произведения, посвященные его описанию. Завершается

беседа просмотром анимации «Осень в произведениях искусства».

Дети по просьбе учителя устно описывают форму, цветовую окраску различных

овощей, фруктов. Необходимо сравнивать плоды — в сравнении, контрасте легче

заметить различие в формах, очертаниях, цвете каждого овоща, фрукта.

Далее проводится беседа по картинам — натюрмортам И. Грабаря «Неприбранный

стол» и А. Лентулова «Овощи». Следует обратить внимание детей на цветовую окраску

изображенных овощей и фруктов, соотношение холодных и теплых оттенков,

композицию натюрмортов (анимация «Красота простых вещей. Натюрморт»).

Творческая минутка интерактивный модуль «Логический тест».

Основной этап урока – рисование фруктов и овощей – анимация «Рисуем овощи и

фрукты».

Завершающий этап урока – тест на знание произведений художников –

интерактивный модуль «Художники и их произведения».

Урок 5 – 6. Моя любимая игрушка матрешка

В начале урока проводится беседа об искусстве народных мастеров — создателей

русской матрешки, с помощью анимации «Русское народное творчество в

декоративноприкладном искусстве. Игрушки» даются доступные сведения о

декоративной росписи деревянной игрушки в прославленных центрах народного

творчества — Сергиевом Посаде, Семенове, Полхов-Майдане.

К русскому народному искусству относится и национальный народный костюм.

Значение народного костюма многообразно: утилитарное, эстетическое, символическое.

Художники очень бережно относятся к народному костюму. Учитель объясняет, как в

облике игрушки воплотились элементы народного женского костюма, используя слайд

шоу «Традиционный народный костюм».

В качестве творческой минутки можно предложить игру интерактивный модуль

«Играй и учись. Загадки об игрушках», «Собери старинную картину», «Собери

орнамент».

Заключительный этап первого урока – рисунок матрешки. Поможет понять форму

матрешки анимация «Рисунок матрешки».

В начале второго урока второклассники упражняются в простейших приемах

кистевой росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами,

дужками, точками), в изображении декоративных цветов и листьев, ягод приемом

тычка (упражнения выполняются акварельными или гуашевыми красками). Начинаем с

анимации «Упражнения на кистевую роспись». После просмотра дети выполняют

упражнения на кистевую роспись. Несомненную помощь окажут цветы, листья в

рисунках, выполненных детьми на предыдущих уроках.

Перед началом росписи матрешки учитель демонстрирует анимацию «Народный

женский костюм в росписи матрешки», рассказывающую о народном костюме в

росписи игрушек. Учащиеся отвечают на вопросы: «Какого цвета платок, кофта,

сарафан у сергиево-посадской матрешки? Каким приемом мастера Сергиева Посада

выполняют цветы, украшающие наряд игрушки? Что держит в руке семеновская

матрешка? Что в росписи полхов-майданской матрешки вам особенно понравилось?

Почему?». Затем дети переходят к эскизу матрешки. По цветовому фону одежды кистью

наносят узоры, украшающие фигурки матрешки. Для активизации творческого

воображения можно использовать тест — интерактивный модуль «Играй и учись.

Кроссворд» и интерактивный модуль «Играй и учись. Народная игрушка».

Урок 7. Богатый урожай

На уроке проводится беседа, помогающая создать представления детей о красоте

труда в городе и селе. Для этого используется анимация «Трудовая деятельность

человека в произведениях Яблонской». В ходе рассматривания картин учитель

задает вопросы: «Какое время года изобразил художник? Какие осенние события

отражены в картине? Какие чувства вызывает эта картина? Какими красками художник

передает настроение?» Представления о сельском труде создает анимация «Трудовая

человека в произведениях Пластова». Учитель задает вопросы с целью активизации

познавательного интереса детей: «Кто главный герой картины? Какое время дня

изображено на картине? Как ты об этом догадался? Как можно охарактеризовать

колорит картины и почему?»

Далее, используя анимацию «Произведения А. Дейнеки», обращаемся к

трудовым будням в городе. Чем отличается труд в городе от сельского труда? Какие

цвета использует художник для передачи трудового ритма, трудового напряжения?

В процессе работы над рисунком «Богатый урожай» обращаемся к понятию

«композиция», рассматриваемому в анимации «Перспектива».

Перед началом работы красками необходимо выполнить упражнения

интерактивного модуля «Живописные выразительные средства». После того как

упражнение выполнено, учитель объясняет последовательность работы над рисунком в

цвете. Следует обратить внимание, чтобы цвета в рисунках детей сочетались,

передавали настроение выбранных учащимися сюжетов.

Урок 8. Веселые узоры. Узор в полосе

В начале урока учитель задает вопросы: «Какие виды узоров вы знаете? Из каких

элементов состоят эти узоры?» Ответы на эти вопросы учащиеся могут почерпнуть в

анимации «Орнамент. Узор в полосе».

Далее с помощью анимации «Виды орнаментов. Ритм в орнаменте» изучаются

художественно-выразительные средства орнаментальной росписи (ритм, цветовое

решение, декоративное обобщение цветов, ягод, листьев). Рассматриваются примеры

простейшего ритма элементов узора: одинаковых по цвету и форме, разных по цвету и

форме.

Далее рассматриваются простейшие приемы декоративного изображения: прием

прикладывания кисти, прием тычка. Оба приема учитель объясняет, работая красками на

листе бумаги.

На заключительном этапе уроке учитель показывает анимацию «Народные

потешные промыслы» — рассказ об игрушечных дел мастерах, ее можно

продемонстрировать в процессе работы над росписью для активизации творческого

воображения учащихся.

Для учащихся, которые хорошо владеют кистью и быстро выполняют упражнение, в

конце урока предлагается индивидуальное задание – анимация «Изделия из бумаги».

Показав задание на уроке, учитель может предложить придумать собственные поделки

дома с родными и близкими.

Вторая четверть. «Мы рисуем сказку».

Урок 9. Мы рисуем сказочную птицу

Учитель обращает внимание детей на то, чем отличаются сказочные птицы от

реальных (оперение, цветовое решение, элементы декоративного украшения) и чем они

похожи (плавность линий в очертании головы, шеи, туловища). В процессе беседы

возможны вопросы: « Каких птиц вы знаете? Которые из них дикие и домашние?

Какого цвета перья у птиц?». Для беседы используется интерактивный модуль

«Птицы в природе».

Далее сравниваем настоящих птиц (анимация «Городские птицы») с их

изображениями в декоративно-прикладном искусстве – анимация «Птицы в

декоративном искусстве».

Изображения птиц в народно-декоративном искусстве имели символическое

значение. О символике народного искусства расскажет анимация «Птицы в народных

обычая и обрядах».

Дети должны сами придумать сказочную птицу, подобрать красивое сочетание

окраски, декоративного украшения. Для активизации творческого воображения воз-

можно использование интерактивного модуля «Собери птицу».

В конце урока, после приведения в порядок рабочих мест, для развития фантазии и

воображения можно использовать интерактивный модуль «Конструктор

«Фантастические животные«».

Урок 10. Художникианималисты

Данная серия уроков посвящена книжной иллюстрации. Первый урок знакомит

учащихся с историей анималистического жанра.

Урок начинается со слайдшоу «Художникианималисты. Древний мир». Для

расширения художественных представлений учащихся используется «анимация

Художникианималисты. Эпоха Возрождения».

В качестве творческой минутки используем интерактивный модуль «Найди

животных».

Далее учитель рассказывает об особенностях различных птиц — их строении, фор-

ме, цветовой окраске, их поведении. Особое внимание уделяется анализу и изучению

характерной формы. Проводится упражнение с целью развития восприятия цвета и его

воспроизведения на примере составного коричневого цвета: красного с черным,

красного с темно-зеленым. Проба полученных коричневых оттенков цвета производится

разными приемами: широкой заливкой цветом небольшой поверхности бумаги,

отдельными мазками, изогнутыми и прямыми линиями. Все эти приемы могут быть

использованы при рисовании птиц для передачи характерной формы тела и окраски

оперения. В качестве творческой минутки может быть использован интерактивный

модуль «Найди животных».

В процессе урока учитель закрепляет знание терминов народных мастеров с

помощью интерактивного модуля «Словарь народных промыслов».

В конце урока используют интерактивный модуль «В мастерской юного

художника» для формирования умения правильно организовать рабочее место и

материалы для работы.

Урок 11-12. Иллюстрирование сказки

Первый урок начинается с беседы о художниках-иллюстраторах, для нее

используется анимация «Красота мира сказок».

Для активизации познавательного интереса учащихся можно использовать форму

соревнования с использованием слайдшоу «Герои сказок». Учитель показывает

слайды с загадками, учащиеся молча записывают ответы (индивидуально или в

командах). Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Перед началом работы над иллюстрацией можно просмотреть слайдшоу

«Сказочный пейзаж», а затем выполнить несколько набросков сказочного пейзажа.

Заканчивается урок тестом интерактивного модуля «Угадай автора».

Для создания творческой атмосферы второй урок начинаем с показа слайдшоу

«Иллюстрации И. Билибина».

Затем второклассники приступают к иллюстрированию русской народной сказки

«Гуси-лебеди». Последовательность работы над этой сказкой хорошо представлена в

интерактивном модуле «Иллюстрации к сказкам». Во время фронтальной и

индивидуальной работы необходимо напомнить детям, что вначале рисуют дальний

план, а затем изображаются персонажи сказки.

В процессе работы в качестве творческой минутки используем интерактивный

модуль «Три богатыря. Васнецов».

В конце урока учащиеся работают с интерактивным модулем «Тест на логическое

мышление».

Урок 13. Мы готовимся к рисованию сказки

В начале урока учитель демонстрирует анимацию «Элементы городецкой

росписи. Птицы». В процессе беседы и после нее он обращает внимание на поиск

предельно выразительного и характерного силуэта, отработке гибкой, лаконичной

линии, а также поиске декоративных и гармоничных цветовых сочетаний; она

направлена, прежде всего, на то, чтобы выявить, подчеркнуть красоту формы, цвета

объекта.

В качестве творческой минутки можно использовать интерактивный модуль

«Дорисуй симметричный узор».

Продолжая изучать городецкую роспись, дети учатся рисовать волшебные ветки

(анимация «Элементы городецкой росписи. Ветка»).

После выполнения задания можно предложить детям самостоятельную работу по

составлению узора – интерактивный модуль «Распиши предметы».

Урок 14 — 15. Мы рисуем сказочную ветку

На уроке осуществляется дальнейшее знакомство с искусством народных мастеров,

отражающих в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. В слайдшоу «Красота

вокруг нас. Посуда Гжели» демонстрируются произведения городецких и полхов-

майданских мастеров.

Далее рассматриваются главные элементы гжельской росписи. Особую

праздничность, нарядность цветочной росписи придают точки, черточки, волнистые

линии, сеточки, усики, которые мастера рисуют концом кисти. Их можно рассмотреть в

анимации «Приемы росписи народных мастеров. Гжель».

С целью активизации познавательного интереса детей используем интерактивный

модуль «Укрась посуду».

Далее учащиеся выполняют упражнения по гжельской росписи, пользуясь слайд

шоу «Упражнения по росписи (бубенчики, купавки, розаны)».

Второй урок начинается с викторины интерактивного модуля «Угадай

промысел». Можно дать это задание как индивидуальное или как командное.

Далее ребята самостоятельно выполняют декоративные цветы, золотые яблочки,

красочные ягоды и листья, которые могут украсить сказочную ветку. Для обогащения

зрительного представления о разнообразии формы, строения различных цветов учитель

демонстрирует детские работы по декоративно-прикладной росписи в слайдшоу

«Галерея детских работ».

В конце урока класс работает с интерактивным модулем «Дорисуй

композицию».

В ходе урока учитель использует термины из словаря, интерактивного модуля

«Словарь ДПИ». В качестве домашнего задания дети самостоятельно знакомятся со

словарем художественных терминов.

Урок 16. Готовимся к встрече сказки в действительности праздника Нового

года

Новый год — веселый и таинственный праздник, один из самых любимых

праздников детей. В качестве подготовки к нему можно использовать на уроке

интерактивный модуль «Играй и учись. Сделай праздничную открытку».

Учитель может выбрать темой урока создание декоративных украшения для

новогодних карнавальных костюмов. Для того чтобы детям было легче выбрать себе

костюм, демонстрируется слайдшоу «Герои новогоднего праздника».

Следующий этап урока – анимация «Выбор сюжета рисунка». После выполнения

рисунка учащиеся просматривают анимацию «Рисунок елки».

В конце урока проводится краткая беседа на повторение при помощи анимации

«Жанры живописи».

Третья четверть «Мои друзья»

Уроки 17-18 «Зимние забавы с друзьями»

Наступила зима -волшебная пора года. Покрыла зимушка землю белым пушистым

одеялом, чтоб не замерзла. Каждое дерево и кустик укутала белой шубкой. По полям

рассыпала бриллианты, и блестят они под зимним солнцем, радуя глаз. Реки и озера

сковала толстым льдом. Вот в таком лесу и живет Мороз Иванович. Настоящий

сказочный лес! – так написали о зиме сами ребята. Учитель предлагает учащимся самим

рассказать о красоте зимних пейзажей русских художников, используя слайд-шоу

«Беседа о красоте зимней природы – родная природа в творчестве художников»

Какие зимние образы создают поэты? В литературе и живописи зима предстаёт в

основном в двух образах. – анимация «Красота зимнего дня в поэзии». Первый — это

образ торжественной, величественной зимы, которая несёт человеку лишь веселье,

чувство свежести, бодрости, волшебной сказки. Но иногда зима предстаёт приносящей не

веселье, а уныние, тоску. Мороз здесь уже не бодрящий, а колючий и злой; снежные

равнины не блистающие, а безжизненные, пустынные, мертвые.

Далее учащиеся выполняют рисунок на тему «Зимние игры». Учитель в начале работы

задает вопросы: С чего начнем рисунок? Какие закономерности линейной перспективы

используем при построении композиции? С чего начнем работу красками? Ответы на эти

вопросы учащиеся найдут в анимации «Выполнение рисунка».

Как развитие представлений о закономерностях линейной перспективы перед или в

процессе практической работы над рисунком можно просмотреть слайд-шоу

«Художественно-выразительные средства изображения. Перспектива» «Линия и

пятно». Линейная перспектива (Научная перспектива, прямая перспектива) — система

изображения, при которой наблюдатель занимает неподвижную точку зрения; которая

предполагает единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение

предметов по мере удаления их от переднего плана. В школе учащиеся имеют дело с

наблюдательной перспективой, т.е. перспективные сокращения строятся на глаз, так как

их видит наблюдатель.

Завершаем урок индивидуальным заданием – познавательным тестом интерактивный

модуль «Играй и учись. Тест».

Второй урок начинаем с повторения материала прошлого урока – слайдшоу «Загадки

о зиме».

Ребята завершают на этом уроке композицию «Зимние игры». Перед началом работы

вспоминаем приемы работы красками – интерактивный модуль «Художественно

выразительные средства живописи. Линия и пятно».

В качестве творческой минутки можно предложить интерактивные модули, собранные

к уроку.

Урок 19-20 «Друзья детства». Рисование с натуры игрушечных животных

Первый урок начнем со знакомства с работами анималистического жанра В. Серова —

анимация «Художникианималисты». Известный русский художник В. Серов

увлекался изображением животных. Любовь Серова к животным, его острая

наблюдательность и поразительное знание всех повадок животных особенно сказались в

серии басен Крылова. Множество зарисовок и набросков животных было выполнено

художником в зоопарке. Эти рисунки пригодились ему при работе над иллюстрациями

басен. У каждого животного свой характер. Животные, как и люди, бывают смелые и

трусливые, добрые и злые. Художник старается передать их характер и настроение.

Русский художник-анималист Василий Ватагин очень любил животных и всю жизнь

изучал их повадки и пластику. У В. Ватагина – тигр величественный и гордый. На другом

рисунке художник создал грустный образ зверя. Рисуя рысь, художник любуется не

только ее силой, гибким телом и мощными лапами, но и решительным характером. У

веселых непоседливых обезьян бывает разное настроение. Эта чем-то удивлена, а этой

очень грустно. Она задумчива и спокойна.

Обобщим знания учащихся о художественно-выразительных средствах изображения –

интерактивный модуль «Художественновыразительные средства изображения

(форма, пространственное расположение, пропорции, строение)». Любое изображение

имеет форму, расположено на плоскости или в пространстве, имеет конструкцию

(строение) и обладает пропорциями. Все, что нас окружает, поражает разнообразием

форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы

самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, человеческого тела

и др. Любое изображение необходимо каким-то образом расположить на листе или в

пространстве, т.е. придать форме пространственное расположение. Термин «пропорции»

применяется во многих областях науки, техники, искусства. Он означает определенные

отношения частей между собой и к целому. Строение (конструкция) – это основа формы,

каркас, связывающий отдельные части и элементы в единое целое. Начинающие

художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к зрителю, не

представляя его внутренней конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским,

неубедительным.

Продолжаем тему художественно-выразительных средств живописи. Учитель задает

вопросы: Назовите основные цвета. Почему они так называются? Какие цвета называются

сложными? Ответы на вопросы учащиеся получат, познакомившись с интерактивным

модулем «Художественновыразительные средства живописи. Составные цвета».

Второй урок начнем с повторения материала предыдущего урока – интерактивный

модуль «Загадки об игрушках».

Основной этап урока – рисунок любимых игрушек. Этапы выполнения работы –

анимация «Выполнение рисунка». Этапы работы:

1. Определим композицию расположения игрушки на листе . Проследите за тем,

чтобы со всех сторон оставалось достаточно свободного места.

2. Определяем общую геометрическую форму, пропорции частей по отношению к

общему. Уточняем форму.

3. Очерчиваем форму лап, головы.

4. Выявляем объем с помощью тона или цвета. Обобщаем и завершаем работу.

Какие чудеса готовят нам краски? Что будет с цветом, если смешать его с белой

краской? Произойдёт чудо! Цвет станет светлее, как бы легче. Синий превратится в

голубой, красный — в розовый. Другие цвета тоже станут более светлыми, нежными. Чем

больше белой краски добавишь, тем светлее и воздушнее получится новый цвет. Зачем

художнику чёрная краска? Оказывается, она может каждый цвет затемнить, сделать его

тяжёлым. Посмотри, как изменились цвета. Смешение красной и чёрной напомнит тебе

грохочущее небо, жёлтой и чёрной — лесную поляну, освещенную лунным светом. В

переливах синего и чёрного ты увидишь тяжёлые волны моря во время шторма. Картины,

которые написаны в таких тяжелых цветах, кажутся таинственными, загадочными.

В процессе выполнения заданий на исследование характеристик цвета, можно

предложить анимация «Приемы работы кистью». В зависимости от формы кисти

делятся на три вида: 1) круглые кисти; 2) старые, «лохматые» кисти; 3) плоские кисти.

Круглые кисти используются для проведения линий, штрихов. Плоские (их используют

чаще) позволяют писать широко, крупными мазками. Ими можно делать и штрихи, если

работать ребром. Старые, «лохматые» кисти пригодны для тех же целей, однако они

позволяют работать в более мягкой манере. Для работы акварельными красками делают

мягкие кисти из хвостов мелких пушных зверьков: колонка, белки. Акварельная кисть

должна быть мягкая, круглая и упругая. На кистях проставляют номера №1, №2, №3…

Чем больше номер, тем больше кисть.

Урок 21 «Моя любимая игрушка». Вырезание из цветной бумаги силуэтов

животных

Урок посвящен аппликации. Начнем с беседы – анимация «История аппликации».

Аппликация — один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и

жилища, который и сейчас применяется у многих народов. Издавна татары, киргизы,

калмыки и монголы украшали аппликацией из кожи женскую обувь и конские потники.

Чувашские национальные костюмы украшали аппликацией из ткани. Аппликация была

широко распространена не только в Азии, но и в Европе. Во времена рыцарства

аппликация достигла огромной популярности. Войны и турниры способствовали

появлению гербов. Они должны быть хорошо видны с двух сторон, что и привело к

развитию вышивки аппликацией. Высшего расцвета аппликационные работы достигли в

XVII в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Самым модным было сочетание

красного, желтого и зеленого цвета. На смену аппликации из ткани пришла аппликация

из бумаги, которая возникла как силуэтная.

Бумажная аппликация требует особых приемов работы с бумагой анимация «Приемы

работы с бумагой». В настоящее время насчитывается около 600 видов бумаги: газетная,

книжно-журнальная, картографическая, обложечная, форзацная, чертежно-рисовальная,

писчая, потребительская, почтовая, оберточная, папиросная— да разве возможно

перечислить все виды бумаги. Кроме того, каждый вид бумаги отличается своей

характерной особенностью. Так, например, бумага может быть шершавой, гладкой,

прозрачной, непрозрачной, тонкой и толстой. Некоторые виды бумаги нашли широкое

каждодневное применение; другие же виды бумаги выпускаются небольшими партиями.

Далее, как развитие представлений о художественно-выразительных средствах

живописи знакомимся с анимацией «Художественновыразительные средства

живописи. Цвет предмета и фона». Для восприятия цвета большое значение имеет его

окружение, цвет фона, на котором он расположен. Одни и те же цвета выглядят по-

разному на белом и на черном фоне. Каждый объект существует в нашем понимании

только вместе с фоном, поэтому фон в картине, т.е. пустота между предметами,

приобретает такое же важное значение, что и сам предмет.

В конце урока для расширения кругозора учащихся знакомимся со слайдшоу

«Аппликация в работе мастеров».

Урок 22-23 «Мои любимые животные». Выполнение орнаментальной полосы

На первом уроке знакомим учащихся декоративно-прикладным искусством. В начале

урока побываем в музее Декоративно-прикладного искусства — видео «Русское народное

творчество в ДПИ». Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного

искусства был открыт 21 июля 1981 года. Это единственный в России музей,

посвященный истории и современному состоянию отечественного декоративно-

прикладного и народного искусства, крупный научный центр, собирающий, изучающий и

популяризирующий искусство многонациональной России. Музей расположен в

красивейшем комплексе зданий старинной городской усадьбы в центре Москвы, который

является архитектурным и историческим памятником ХIХ – ХХ веков.

Тему узоров, орнаментов раскрывает слайдшоу «Виды орнамента». Различают

геометрические, растительные и смешанные виды орнаментов. Геометрические

орнаменты строятся из геометрических фигур — квадрата, круга, ромба, треугольника и

др. Растительные орнаменты состоят из элементов растительного мира. Они могут

представлять собой искусные, запутанные узоры, причудливые арабески,

изобретательные комбинации линий, цветов, зверей и даже человеческих фигур.

Орнаменталист — художник, создающий орнаменты — властелин фантастического,

восхитительного мира. Орнамент создается основными средствами — линией, цветом

и рельефом. Применяя их, художник может достичь бесконечного разнообразия

результатов. Орнаменты можно разделить на следующие группы по выбору элементов:

1. Сочиненные мотивы; которые целиком сложились в воображении и не имеют

ничего общего с реальностью;

2. Использование изображения реальных природных объектов, передающие их

главные черты в обобщенной форме;

3. Конструирование объектов (элементов) с помощью разнообразных средств.

Дети выполняют орнамент в полосе. Этапы выполнения работы:

1.Проведи полосу, раздели на определенное количество (на 4,5,6 ит.д.) частей.

2.В каждой части нарисуй узор (ягоды, листья)

3. Ластиком сотри все линии построения и начни работу акварельными красками: залей

одним цветовым тоном фон.

4. Цветом прорисуй детали узора.

Второй урок начнем рассказом о животных — слайдшоу «Животные в природе». В

народных сказках очень часто героями становятся животные. Они, как и люди, бывают

злыми и добрыми, хитрыми и добродушными. А какие животные на самом деле? Как они

ведут себя в природе?

Как изображали животных в древности? Ответ на вопрос даст рассказ о Дмитриевском

соборе во Владимире – слайдшоу «Сказочные животные». Один из самых красивых и

самых оригинальных соборов Древней Руси — Дмитриевский собор во Владимире. Это

сравнительно небольшой одноглавый храм с хором, но, несмотря на размеры, он

выглядит величавым и торжественно-великолепным. Особенностью Дмитриевского

собора является его резьба. Мощный колончатый пояс делит фасады по горизонтали на

две части, где вся верхняя сплошь украшена резьбой. Все перемешано: люди, звери,

реальное и сказочное,— и все вместе составляет единство. Многие из мотивов имеют

давнюю “языческую историю” и некогда имели древний магический, заклинательный

смысл — мотив “древа жизни”, образы птиц, львов, грифонов, двух птиц, сросшихся

хвостами, невиданные львы, олени, цветы, листья, фантастические всадники, грифоны,

кентавры затейливые орнаменты, образующие сложные композиции. Манера

изображения чисто русская, плоскостная, идущая от навыков деревянной резьбы, в

которой так искусны были русские люди. Расположение рельефов “строчное”, как в

народном искусстве, в искусстве вышивки полотенец.

В конце урока с целью расширения представлений о цветовых закономерностях

просмотрим слайдшоу «Художественновыразительные средства живописи.

Гармоничное сочетание цветов».

В конце урока или для психологической разгрузки учащиеся выполняют задание

интерактивного модуля.

Урок 24 «Лыжник с лыжами в руках мой одноклассник» (лепка)

На уроке знакомимся с изображением человека. Начинаем урок со слайдшоу

«Пропорции человека». Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает

«соотношение», «соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине,

высоте, ширине, объему мы можем сказать, что одни из них длинные, а другие короткие,

высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие и т. д. Устанавливая

соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы

выясняем их пропорциональные характеристики. Когда мы знакомимся с историей

искусства, любуемся совершенными произведениями, например античной статуей или

храмом, картинами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Энгра, то нас поражает удивительная

гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством,

как пропорциональность целого и деталей. Выдающиеся мастера былых эпох постоянно

стремились проверить алгеброй гармонию, математически рассчитать формулу красоты.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между

собой, а также между различными объектами.

Продолжает тему изображения человека анимация «Человек в произведениях

скульптора». Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить

прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие

и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия

(греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя

совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с

красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.

Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо

прекрасными.

Основной этап урока – лепка фигуры человека. Поучиться у скульптора поможет

слайдшоу «Этапы лепки фигуры». В процессе выполнения работы с целью

расширения художественного опыта учащихся предлагается просмотр анимации

«Инструменты скульптора».

Урок 25-26 «Мои друзья». Рисование на тему – «Встреча перелетных птиц», «На

экскурсии» и др.

Первый урок начинаем с разговора о художественных произведениях – живописных и

поэтических, посвященных весне – слайдшоу «Родная природа в творчестве

художников. Весна». Рассматриваются произведения: К. Юон «Весенний солнечный

день. Сергиев Посад», Н. Ромадин «Цветущий бугор», «Весенний день», Жуковский

«Весна в лесу».

Весна! Мы не деревья и не птицы,

Не счесть людских забот и дел,

Но как похорошели лица,

Как взгляд у всех похорошел! Вероника Тушнова

Почему светло и радостно кругом? Назовите приметы весны, которые вы заметили?

Объясни пословицу: «Весною сверху печет, а снизу морозит». Продолжаем рассказ о

весне – слайдшоу «Признаки весны».

Как развитие представлений о художественно-выразительных средствах живописи –

слайдшоу «Художественновыразительные средства живописи. Понятие о

колорите». Колорит — система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в

произведении искусства. Колорит: служит средством эмоциональной выразительности в

живописи, в цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства;

является важным средством создания художественного образа, вызывающим ответные

эмоции зрителей. Может быть: теплым или холодным, спокойным или напряженным,

ярким или блеклым.

Завершаем урок веселым соревнованием – выполнением интерактивных модулей.

Второй урок посвящен работе над композицией «Мои друзья». Этапы выполнения

работы анимация «Выполнение рисунка». В качестве творческой минутки

интерактивный модуль «Собираем картинку».

В конце урока можно предложить творческое задание из интерактивных модулей.

Четвертая четверть «С чего начинается Родина»

Урок 27 «С чего начинается Родина»

Говорить о любви к Родине на уроках изобразительного искусства просто. Многие

художники воспевали красоту родной земли и людей. Начнем урок со слайдшоу «Тема

Родины в русской поэзии» для создания проникновенного и лирического настроения

на уроке.

Продолжает урок анимация «Любовь русских художников к России. Беседа о

творчестве Шишкина». В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу

Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история

отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося

мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели

огромную популярность. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал

огромным талантом самородка — с ошеломляющей открытостью и с такой

обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю.

Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Все ему казалось

интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево, трепещущая листва на ветках,

воспрянувшие травы и мягкие мхи. Художник постоянно рисовал в подмосковном

лесу — в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это

с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью.

Основной этап урока – выполнение композиции «С чего начинается Родина».

Последовательность выполнения работы представлена в анимации «Выполнение

рисунка «С чего начинается Родина».

В качестве творческой минутки можно использовать интерактивный модуль «Играй и

учись. Конструктор». Решаем задачи на составление цветов.

В конце урока с целью расширения представлений о художественно-выразительных

средствах живописи – интерактивный модуль «Художественновыразительные

средства живописи. Контрастные и родственные цвета». Контрастными

(дополнительными) называются цвета, которые расположены в цветовом круге друг

против друга. В цветовом круге каждый цветовой тон (красный, оранжевый, желтый,

зеленый, синий, фиолетовый) и примыкающие к нему соседние называются

родственными цветами. Например, к желто-зеленому родственными будут желтый и

зеленый.

Урок 28 «Бабочки». Рисунок с натуры и по памяти

Начнем урок с анимации «Выдающийся русский художник Саврасов». Одно из

самых известных произведений Саврасова – пейзаж «Грачи прилетели». Появлению

картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в

селе близ Костромы. Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях

серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность

весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает

медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все

наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки

тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым

дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух

весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой

колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке. «Какая простота! — писал И.

И. Левитан. — Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника,

которому все это дорого и близко его сердцу». Представлены работы: «Вид Москвы с

Воробьевых гор» (1848,ГТГ), «Вид Кремля в ненастную погоду» (1851, ГТГ), «Грачи

прилетели», ««Разлив Волги под Ярославлем» (1871, ГРМ), «Проселок» (1873, ГТГ),

«Радуга» (1875, ГРМ), «Вечер. Перелет птиц» (1874, Одесская картинная галерея),

«Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом»(1871, ГРМ), «Рожь» (1881,

ГТГ), «Зимний пейзаж» (частное собрание), «Северная деревня», «(1883, Пермская

гос. художественная галерея), «Весна. Огороды»(1883, Пермская гос. художественная

галерея).

Продолжает урок анимация «Художественновыразительные средства живописи.

Веселые и грустные цвета. (Эмоциональность цвета)». Учитель использует

анимацию с целью расширения представлений учащихся о художественно-

выразительных средствах живописи.

Основной этап урока – выполняем рисунки бабочки. Этапы выполнения рисунка

учителю удобно будет наглядно продемонстрировать, используя интерактивный

модуль «Рисунок бабочки».

Творческая минутка — интерактивный модуль «Играй и учись. Раскрась

картинку». Задание Передай цветом настроение:

Урок 29-30 «Цветы нашей Родины». Рисование садовых и полевых цветов с

натуры»

Наша Земля удивительно прекрасна – это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь

на Земле – явление уникальное, и природа на ней – это великий и мудрый воспитатель. К

глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Наверно

оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений,

как они нужны, наконец, и необходимы нам – анимация «Прекрасное вокруг нас».

Представлены полотна о временах года И. Левитана, К. Коровина, В. Муравьева, Н.

Дубовского, А. Рылова.

Развивает тему красоты земли, Родины слайдшоу «Весна в художественных

произведениях». Удивительное время года – весна, она не оставляет никого

равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На

полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Приходу

весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты.

Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили

наступление весны? “Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и

важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка.

Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей.

Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче” (Константин

Паустовский). Представлены отрывки из произведений А. Пушкина, И. Бунина, А. Фета,

А. Толстого.

Любые предметы можно украсить орнаментом – узором. Он может состоять из линий,

точек, фигур – и тогда это геометрический орнамент, а может состоять из элементов

растительного мира – тогда это растительный орнамент. Какие орнаменты можно

придумать, используя различные геометрические фигуры и элементы растительного

мира? Ответ ребенок найдет, познакомившись с анимацией «Узор в полосе»

В качестве домашнего задания интерактивный модуль «Собираем картинку.

Пазлы». Такая работа позволит ученику продемонстрировать знания о художниках и

их произведениях. И, несмотря на игровую форму, имеет большое значение.

Второй урок посвящен рисованию цветов. Начнем с интерактивного модуля

«Художественновыразительные средства живописи. Мазок». Окунулась кисточка в

чистую воду и тронула красную краску. Потом – раз! – коснулась листа, словно бы

наступила на него. Отскочила и посмотрела: ого! След получился! Обрадовалась

кисточка, вымылась в воде и тронула зеленый цвет. Оп! Скакнула она на лист – снова

след получился! И пошла кисточка приплясывать по листу: то синий след бросит, то

коричневый, то желтый. Такой след кисточки с краской по бумаге или холсту

называется мазок. Посмотрит внимательный глаз на лист или на холст – сразу ему

видно, как шла кисточка. Вот – торопилась, скакала, оставила следы-мазки острые,

короткие, чуть больше точек. А тут кисточка не шла, а плыла неторопливо, терпеливо

след выводила. Такой след-мазок называется долгий мягкий. А бывает такой – широкий-

широкий, словно речка из краски.

Основной этап урока – рисование анютиных глазок.

Завершает урок анимация «В. Суриков выдающийся русский художник».

Василий Иванович Суриков родился в казачьей семье в Красноярске. С детских лет он

жадно впитывает в себя древние обычаи и обряды Сибири. С детства полюбились ему

сибирская природа, рыжие воды могучего Енисея, лихая скачка на конях, молодецкие

потехи, кулачные бои на льду, рысьи казачьи шапки и шубы, подпоясанные красными

кушаками. Суриков иной раз и сам принимал участие в народных забавах. Позже, он

напишет картину «Взятие снежного городка», изображающую веселую казачью игру.

Впечатления детства глубоко и неистребимо жили в его замечательной памяти.

Лучшие его работы посвящены истории России: «Утро стрелецкой казни»,

«Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова». Суриков воплотил в них переломные

моменты допетровской, петровской и последующих эпох во всей их сложности и

противоречивости. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает

народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими

национальный русский характер. Произведения — «Покорение Сибири Ермаком»,

«Переход Суворова через Альпы» относятся к батальному жанру и описывают славные

военные победы во имя укрепления государства российского.

Урок 31-32 «Здравствуй, весна

Урок проводится в игровой форме, учащиеся выполняют задания интерактивных

модулей, учитель рассказывает о том, как встречают весну на Руси. Декоративно-

прикладному искусству посвящен интерактивный модуль «Произведения народных

мастеров». История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой

деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они

были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу.

Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да

уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из

дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила.

И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной,

и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей

деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Ученики готовят рассказы о вене, какая она весна, какие краски у весны, какое

настроение. Дети заранее готовятся к этому уроку: подбирают материалы. Сообщения

учащихся, выполнение творческих заданий можно сочетать с выполнением

интерактивных модулей.

Урок 33-34 «Праздничный салют». Сюжетная аппликация

Начинаем первый урок с обобщения знаний о жанре живописи, вспоминаем самые

известные пейзажи русских художников: И. Левитана, Ф. Васильева, И. Шишкина, А.

Куинджи, И. Репина, А. Герасимова, К. Юона и др. – анимация «Родная природа в

творчестве художников».

Основной этап урока – выполнение аппликации «Праздничный салют». Начнем

работу над композицией с просмотра анимации «Праздничный салют в дни

торжеств».

Выполнение упражнений на сочетание цветов помогут подобрать колорит будущей

композиции. Упражнение можно выполнять в любой технике В процессе работы

полезно познакомиться с зависимостью выбора художественного материала от замысла

Второй урок начинаем с работы над композицией – интерактивный модуль «Тихая

моя Родина».

Следующий этап урока – работа над аппликацией – анимация «Работа над

аппликацией».

Творческая минутка – выполнение интерактивных модулей.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *