Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие по сказочному лесу»

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Тракторозаводского района г. Волгограда


400006, г. Волгоград

ул. Ополченская, 1 тел. 74-01-32(факс) , 74-09-98

















Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Путешествие по сказочному лесу»

Автор работы: учитель географии

Филиппова Ирина Михайловна




















Волгоград 2014

Форма проведения – экологическое путешествие.

Состав группы обучающихся – обучающиеся 5 или 6 классов.( 3 команды)

Вид деятельности – данное мероприятие носит экологическую направленность.

Цель проведения мероприятия: формирование представлений обучающихся о необходимости гармоничного сосуществования человека и природы.

Ожидаемы результаты мероприятия:

Воспитанники:

- обсудят, какую роль в жизни человека играет природа;

- обсудят, в чем проявляется негативное воздействие человека на природу и к каким последствиям это может привести;

- рассмотрят, каким образом человек решает экологические проблемы;

- сделают вывод о том, почему людям необходимо строить гармоничные отношения с природой;

Воспитанники получат возможность:

- развивать коммуникативные навыки, умение анализировать свои действия и поступки в повседневной жизни, делать правильный выбор;

- воспитывать чувство ответственности за сохранение экологически чистой окружающей среды.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, ватман, краски.

Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности – данное мероприятие соответствует одному из основных направлений деятельности современной школы, по здоровьесбережению и воспитанию экологической культуры учащихся.

Данное мероприятие может быть использовано при проведении внеклассных занятий, посвященных охране окружающей среды, при проведении Недели географии и биологии

Ход мероприятия:

Слайд 1.

1. Добрый день, ребята! Я предлагаю вам совершить путешествие по сказочному лесу. На вашем пути будут встречаться разные испытания. Во время этих испытаний за правильные ответы вы получите листья или цветы. Они вам понадобятся при изготовлении коллажа. Победителем будет считаться та команда, у которой будет больше всего правильных ответов.

Слайд 2. Маршрут путешествия: состоит из 6 остановок

1 остановка «Живые барометры».


Отправляясь в путешествие, необходимо знать какая погода будет в ближайшее время и в этом нам помогают «живые барометры», т. е. растения и животные. Поэтому важно наблюдать за поведением животных и растений, которые нам помогут предсказать погоду.

Вам необходимо указать верно «Поведение животных или растений - признаки погоды».

Слайды 3-5.

1. «Ласточки низко летают к …………………..». (дождю)

2. «Исчезновение медуз на море …………………….». (шторм)

3. «Кузнечики стрекочут к …………………… погоде». (к ясной погоде)

4. «Кошка спит животом кверху к …………………… погоде». (к морозной погоде)

5. «Мальва закрывает свои цветы перед …………………..».(дождём)

6. «Ива начинает плакать ……………………». ( к дождю)

7. «Цветы ноготки развернули свои венчики с утра …………………… погоде».( к ясной)

8. «Белую акацию атакуют пчёлы ………………………». (к дождю)




2 остановка «Река мудрости».


На этой остановке вам необходимо ответить на вопросы или высказать своё мнение . Слайды 6-10.

1. Зайку серого найду, Принесу его домой - Будет этот зайка мой.

Почему нельзя ловить диких животных. (Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

2. Завтра утром в лес пойдем И опята, и маслята, И груздочки соберем. Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

3. Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.

Почему нельзя ловить насекомых. (Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

4. Огонь траву с цветами вместе выжег Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Он, как испуганная стая белок рыжих, Метался со ствола на ствол.

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

5. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается. )

6. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет ... Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

7. Бутылки и банки бросаем в походе, Не разлагается мусор в природе. Пришли через год на полянку И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

8. Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

9. Лес наш сказочно богат, Угощает всех ребят: Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой.

Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

Давайте вместе с вами повторим правила поведения в лесу! Слайд 11.



3 остановка «Волшебная полянка».




На этой остановке вам необходимо угадать по горизонтали название лекарственных растений, за каждый правильный ответ вы получите 3 цветочка. А если сразу угадаете слово по вертикали, то получите 10 цветов. Слайд 12



1

М

Я

Т

А


2

П

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К



3

Л

А

Н

Д

Ы

Ш



4

Ш

И

П

О

В

Н

И

К



5

О

Д

У

В

Н

Ч

И

К



6

Л

И

П

А



7

К

Р

А

П

И

В

А



По вертикали:

Так называется старинная книга с описанием лечебных трав и способов лечения травами.

По горизонтали:

1. Травка очень душистая, ароматные листья

Поскорее собирай и заваривай чай. ( Мята)

2. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти

Нагнись: Солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

3. Цветёт он майскою порою, его найдешь в тени лесной.

На стебельке как бусы в ряд, цветы душистые висят. ( Ландыш)

4. На кустах цветы просто чудо красоты!

Шипы-коготочки, стерегут цветочки. (Шиповник).

5. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (Одуванчик)

6. Весной растет, летом цветёт

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то медок, лечит от кашля и гриппа. (Липа)

7. Злая, как волчица

Жжется, как горчица. (Крапива)


4 остановка «Лесная мозаика».





На этой остановке вам необходимо из фрагментов составить поговорки о природе. Слайд 13.


1. зеркало, поведение, его, в природе, души, человека, -это.

Поведение человека в природе -это зеркало его души.

2. наше, лес, берегите, богатство, его.

Лес - наше богатство - берегите его!

3. уметь, покоряться, чтобы, управлять, ей, уметь, природой, надо.

Чтобы уметь управлять природой, надо уметь ей покоряться.

4. тысяча, сто, один, человек, человек, тропу, в лесу, пустыню, оставляет, след

Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.

5 остановка «Мастерская природы».

На этой остановке вам необходимо как можно больше придумать способов вторичного использования отходов. Слайд 14


6 остановка «Озеро красок».


Командам предлагается нарисовать ствол дерева с кроной и приклеить на него полученные листья и цветы. Слайд 15

Подведение итогов. Побеждает та команда, у которой на дереве будет больше листьев и цветов. Награждение победителей.




































Список литературы


1. АнцинВ, Паркер Д.Мир вокруг тебя. Энциклопедия для детей по экологии. М. 2000

2. Формы экологического образования в школе: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994.

3. Интернет - ресурсы.