Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс «Как животные воспринимают мир»

МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкар

Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс

Тема : «Как животные воспринимают мир»

Составила – Костромина Ирина Викторовна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» -так писал Ж.-Ж. Руссо. Как нельзя актуально звучат они и сейчас. Свой урок я построила на основе технологий деятельностного подхода.

Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. Она позволяет учащимся самостоятельно открывать новые знания, учит ориентироваться в многообразии информации, выбирать необходимую. Как и на уроках литературного чтения, на уроках окружающего мира очень важна технология продуктивного чтения. Важно не то, что ребёнок научился быстро читать и даже может пересказать текст, а то, насколько точно он может вычленить важную информацию и осмыслить её. Данный урок я решила начать с исследования. Как сказал Конфуций: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил, я сделал и понял». Исследование помогает детям представить себя в новой роли, «открыть» или подтвердить знания. Так же я использовала мини-проект (составление и заполнение книжки-раскладушки), который я продолжу на следующих уроках.

Я считаю, что уроки окружающего мира – это богатая почва для развития творческих способностей. На уроке я использовала приёмы, позволяющие развить творческие способности: совершенное животное, превращения, фантазирование, хроноклазм.

Очень важным считаю организовать разнообразные формы сотрудничества на уроках. На данном уроке я использую фронтальную, парную формы. А так же форму работы, позволяющую детям взаимодействовать между собой на приёме «Меня больше всего удивило… а тебя?»

Список литературы:

  1. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва. 2007 г.

  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва. 2006 г.

  3. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться”. Москва. 2007 г.

  4. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва. 2005 г.

  5. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва. Издательский дом Шалвы Амонашвили. 1996 г.

  6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.

  7. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г


Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 класс

УМК: Виноградова «Школа 21 века»

Тема: Как животные воспринимают мир

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: формирование первоначального представления о том, как животные воспринимают окружающий мир.

Задачи урока:

  1. Развитие исследовательских способностей,

  2. Развитие умений работы с текстом, выбора нужного источника информации, умения работать в парах,

  3. Развитие творческих способностей,

  4. Формирование культуры общения,

  5. Воспитание любви к природе, к животным. Формирование бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. Предметы окружающего мира для исследования: яблоко, морковь, шишка, апельсин, банан,

  2. Тёрка,

  3. Пазлы, изображающие органы чувств различных животных,

  1. Презентация «Чей это носик?»

Дидактические материалы к уроку:

  1. Карточки зрение

слух

обоняние

осязание

вкус

Воспринимаем

  1. Карточки с источниками информации

Учебник

Энциклопедия

Художественная литература

Личный опыт

Наблюдение

Рассказы знакомых

Телевидение

Радио

Интернет

Журнал

  1. Карточка, проверка продуктивного самостоятельного чтения

Меня больше всего удивило… а вас?

  1. Выставка книг

  2. Карточки для индивидуальной работы:

  • У дождевого червя ни ушей ни глаз нет – зато он всем своим телом ощущает самые слабые колебания почвы . И когда к червям под землёй приближается их самый страшный враг- крот, они чувствуют, как дрожит земля, и стараются вылезть наверх, уползти. (Энциклопедия…)

  • Люди не любят горький вкус. И это легко объяснить — многие горькие растения для нас несъедобны. А вот зайцы, лоси и бобры с удовольствием грызут горькую кору осины, она для них лучшее лакомство. Значит, горький вкус для них приятен. (В.Танасийчук «Для чего коту усы»)

  • Если вы постучите травинкой по паутинке, то паук сделает два-три шага вперёд, но к травинке не подбежит, не примет её за муху или бабочку. Он очень тонко чувствует лапками рывки паутины и знает , что настоящая добыча будет дёргать сеть совсем иначе. Вот и сидит он у себя в уголке, держась за паутинки,- ждёт. (Дмитриев «Здравствуй белка, как живёшь, крокодил?»)

  • Учёные провели эксперимент. В клетку с попугаями поставили две чашки. В одной обычная еда, в другой к еде подмешали хину. Для человека это лекарство – одно из самых горьких. А птицы с аппетитом ели из обеих чашек – значит, они просто не чувствуют горького. (Из журнала «Кот и пёс»).

  • Тёмной ночью скользит змея среди травы и камней. Остановится, поднимет голову и как будто смотрит или прислушивается к чему-то. Но вокруг темно – что в ней увидишь? И услышать она ничего не может, ведь змеи глухие. Что же змея делает? Она ищет тепло! (В.Танасийчук «Для чего коту усы»)

  • Сладости обожают мыши, крысы, любят их и лошади. Волки нередко лакомятся арбузами на бахчах, причём выбирают те, что спелее и слаще. (журнал «Юный натуралист»)

  • Над дном моря плывёт крупная и хищная рыба –скат. Глаза у него сверху, поэтому вниз он смотреть не может. Не может он видеть и рыбу которая проплывает под ним. Как он мог её заметить? Очень просто. Он почувствовал её электрическое поле. (энциклопедия..)

  • Кошки к сладкому равнодушны. Они его просто не чувствуют. Не чувствуют сладкого и многие птицы, которые едят насекомых .( В.Танасийчук «Для чего коту усы»)

  • У трески, налима органом осязания служит усик на нижней губе; у обыкновенного сома имеются три пары усиков, а у его заморских родственников усиков бывает до шестнадцати. .( В.Танасийчук «Для чего коту усы»)

  • Насекомые чувствуют горькое – его они обычно не любят, так же , как и люди. И солёное чувствуют, и кислое. Нам порой кажется – просто так муха по столу бегает, а она еду ищет. Потрогает лапкой здесь, потрогает там, глядишь – и нашла что нибудь вкусненькое. (В.Танасийчук «Для чего коту усы»)

  1. Книжка- раскладушка.

  1. Картинки для рефлексии.

  2. Выставка книг для детей.

Ход урока

Этапы урока

Цели этапов

Содержание этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Мотивировать учащихся к учебной деятельности

-О чём мы говорили на прошлом уроке?

-Что вы узнали?

-Чему вы научились на прошлом уроке?

-Чему вы научились?

-Об органах чувств человека.

-Мы узнали какие органы чувств есть у человека.

-Учились использовать тот или иной орган чувств в познании окружающего мира.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

-актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания,

-актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания,

-мотивация к пробному учебному действию,

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений

-Наш урок я хочу начать с исследование. А что такое исследование, как вы понимаете?

-Мне нужно 5 исследователей-испытателей, а остальные будут наблюдателями и помощниками.

Каждый раз учитель задаёт вопрос, каким образом ребята определили тот или иной предмет. Какой орган чувств им помог. Одновременно на доске появляются пазлы с изображением органов чувств различных животных.

-Как обобщённо можно назвать слова в первом столбике?

-Что такое органы чувств?

-Для чего они нужны?

— Что вы повторили?

-Для чего?

-Соединим пазлы.

-Кто получился?

-Чем он необычен? Что вас удивило?

-А такое животное существует?

-Сколько мнений вы высказали?

-Почему?

-Вы столкнулись с затруднением.

— Исследование – это изучение чего-либо.

Дети используя различные органы чувств определяют предложенные предметы окружающего мира ( на ощупь, на слух, по запаху, рассматривая, на вкус)

— Органы чувств.

-Органы, при помощи которых мы воспринимаем окружающий мир.

-Для восприятия мира.

-Органы чувств.

-Для открытия нового знания.

-Чудо-зверь. Совершенное животное.

-Это животное, которое хорошо видит, слышит, чувствует запахи, ощущает их на вкус и хорошо чувствует кожей. Оно совершенно.

Ребята высказывают свои мнения.

-Много.

-Не знаем как это животное воспринимает мир.

3.Выявление места и причины затруднения

-восстановить выполнение операции и зафиксировать место, где возникло затруднение,

-зафиксировать причину затруднения

-Значит надо остановиться и подумать.

-Что нужно было сделать?

-Почему не смогли это сделать?

-Что будем делать?

-Сказать, как воспринимает мир животное.

-Не знаем как животные воспринимают мир.

-Узнавать, как животные воспринимают мир.

4.Построение проекта выхода из затруднение (цель и тема, способ, план, средство)

Построить проект выхода из затруднения

-Какую цель поставим перед собой?

-Какая тема урока?

-Что вам помогло в нашем исследовании в начале урока

-Значит, что необходимо узнать, чтобы определить, как животные воспринимают мир?

-Что можно использовать для открытия нового знания?

Учитель на доске вывешивает карточки с теми источниками, которые называют дети, добавляет те источники, которые ребята не назвали.

Что нам удобнее всего использовать на уроке?

-Я вам предлагаю поработать по рядам (стр. 29-31)

1 ряд – стр. 29 «Кто видит лучше?»

2 ряд – стр. 29 «Для чего нужен слух?»

3 ряд – «Зачем животным обоняние?»

— Вы прочитали свои отрывки, а теперь поделитесь впечатлениями. Вам поможет данный алгоритм:

Меня больше всего удивило… а вас?

-Узнать как воспринимают мир животные.

-Как животные воспринимают мир.

-Знание органов чувств человека и как мы воспринимаем мир.

-Органы чувств животных. И как они развиты у животных.

Дети называют различные источники, из которых можно получить новое знание.

-Учебник.

Дети читают по учебнику.

Ребята рассказывают наиболее интересную для них информацию.

5.Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи.

-организовать коммуникативное взаимодействие ,

-организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых заданий с их проговариванием во внешней речи

— Посмотрите на наше совершенное животное и вспомните всю информацию, которую вы прочитали и услышали. Можно ли сказать, что мы знаем обо всех органах чувств животных?

— О чём мы не знаем

-Откуда мы можем получить новую информацию? Посмотрите на наш перечень.

— У вас на столах карточки с нужной информацией, взятой из энциклопедий, художественной литературы и журналов. Я выбрала её из данных источников.

-Я вам предлагаю прочитать эту информацию. Будьте внимательны, данная информация вам пригодится на уроке.

— Поделитесь полученными знаниями с соседом по парте. Помните, о работе в парах.

-Посмотрите на наш план. Где мы ещё можем найти новую информацию?

-Я вам предлагаю ещё один источник информации — интернет.

-Будьте внимательны при просмотре, после я вам задам несколько вопросов.

Просмотр фильма

«Чей это носик?»

-Что удивило?

-Как вы думаете, почему именно об обонянии я решила показать вам фильм?

-Какой вывод сделал автор?

-Согласны ли вы с этим выводом? Почему?

-Нет.

-Мы не знаем о вкусе и осязании животных.

Дети высказывают предположения.

Учащимся предлагается выставка книг (художественная литература, периодическая печать, энциклопедии).

Дети читают информацию на карточках.

Ребята делятся с соседом по парте полученной информацией.

-В интернете.

Дети смотрят видео презентацию, найденную учителем в интернете.

Мнения детей.

-Многие животные воспринимают мир главным образом с помощью обоняния. Если животное не чувствует запахи, оно может погибнуть.

-Нюх — очень важен для многих животных.

Дети высказывают свои мнения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

-проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях

-Для проверки ваших новых знаний, я вам предлагаю выполнить самопроверку. У вас на столах лежат книжки- раскладушки. Это что?

-На страничках книжки – животные . Я задаю вопросы, а вы заполняете странички одним словом.

Вопросы:

1.Кошка в сумраке хорошо… (видит)

2. Где-то вдалеке хрустнула ветка. Волк насторожился. Волк хоошо…(слышит)

3. Рыбы находят реку, в которой они родились по… (запаху)

4. Птицы обнаруживают добычу с большой высоты, потому что они хорошо… (видят)

5.У кузнечика на ногах находится орган (слуха)

6. Змея глухая и в темноте ничего не вдит. Но она находит добычу, потому что у неё хорошо развит орган (осязания)

7.Муха бегает по столу, ищет, чем бы полакомиться, потому что у неё на лапках находится орган… (обоняния)

-Проверьте . Кто не ошибся? Вы молодцы!

Проверка проходит через слайд презентации, на котором даны правильные ответы. Количество и сложность вопросов может варьироваться.

-Это книжки, которые раскладываются.

Дети самостоятельно заполняют книжки.

Дети выполняют самопроверку.

7.Включение в систему знаний.

-выявить границы применимости нового знания,

-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

— Все ли чувства у животных развиты одинокого?

— Почему? (им нужны те органы чувств, которые им помогают выжить)

-А для чего человек изучает органы чувств животных?

-Где человек использует эти знания?

-Человек использует эти знания в науке – телескоп, локаторы, бинокли-всё это наука создала на основе знаний об органах зрения животных. Есть такая профессия – кинолог. Эти люди обучают собак. Собаки, обладая тонким нюхом, помогают найти бомбы, взрывчатые устройства, наркотики.

Учитель показывает изобретения человека, на основе знаний об органах чувств животных.

— Вы любите фантастику?

-Представьте, что вы попали в будущее. Что ещё человек мог изобрести на основе этих знаний, пофантазируйте

-Нет. Одни органы чувств развиты лучше, другие хуже

-Животным нужны те органы чувств, которые им помогают выжить.

-Использует эти знания в своей жизни.

Предположения ребят.

-Машины фантастические, роботы…

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока)

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке,

-провести рефлексивный анализ,

-оценить собственную деятельность,

-зафиксировать неразрешённые затруднения

-обсудить и записать домашнее задание.

-Что необходимо сделать в конце урока?

-Встретились ли у вас на уроке затруднения?

-В чём было затруднение?

-Почему оно возникло?

-Какова была цель урока?

-Поднимите руку, кто достиг цели?

-Чем воспользовались при достижении цели?

-Что заинтересовало на уроке?

-У кого остались затруднения?

— А теперь проанализируем свою работу на уроке, узнаем какой орган чувств лучше всего помогал вам на сегодняшнем уроке:

1. Если вы были внимательны, слушали учителя, одноклассников. Запомнили всё, но мало отвечали, значит, вам больше всего помогал орган слуха. Приклейте на свою книжку-раскладушку ухо.

2. Если вы не всегда внимательно слушали, но внимательно смотрели фильм, внимательно читали и запомнили всё, что было написано, значит вам больше всего помог орган зрения. Приклейте на свою книжку-раскладушку глаз.

-Приклейте нужную картинку на вашу книжку- раскладушку.

-Домашнее задание по теме я вам предлагаю придумать своё. Что можно выполнить по данной теме?

-Подвести итоги.

-Да.

-Не знали, как животные воспринимают мир.

-Было недостаточно знаний.

-Узнать как животные воспринимают мир.

-Учебником, энциклопедией, книгами, фильмом.

Дети анализируют свою работу на уроке, приклеивают нужную наклейку.

Дети предлагают свои варианты домашнего задания.

Характеристика освоения обучающимися предметных и метапредметных умений на уроке

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор

Личностные результаты

Умения организовывать свою деятельность

Регулятивные УУД

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Познавательные УУД

Умение общаться, взаимодействовать с людьми

Коммуникативные УУД

1.на уроке у ребят прослеживается интерес к новому знанию,

2.формируются социальные мотивы,

3 на уроке прослеживается нравственная направленность,

4.на этапе включения в систему новых знаний, дети пытаются определиться в жизненных ценностях

1.при возникновении затруднения, дети пробуют формулировать цель дальнейшей деятельности: видят проблему, задачу, выражают её словесно

2. прилагают усилия для преодоления трудностей,

3.На этапе рефлексии пробуют соотнести результат своей деятельности с целью и оценить её.

1. Дети пробуют ориентироваться в своей системе знаний, выходят к затруднению и осознают необходимость нового знания (знаю-хочу-могу)

2. На уроке предполагается работа с различными источниками информации (учебник, энциклопедия, периодика, интернет).

1.Умение общаться с учителем, с одноклассниками.

2. Умение работать в парах, договариваться с людьми (с соседом по парте)

3.Умение обосновывать свою точку зрения,

4.Исполдьзование монологической и диалогической речи.

16

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *