Методическая разработка по курсу декоративно-прикладного искусства. Тема урока: «Чудо-конь из Городца»

МБОУ ДОД Центр внешкольной работы г.Конаково

Педагог дополнительного образования Иваницкая Татьяна Геннадьевна.





Методическая разработка по курсу декоративно-прикладного искусства.

Тема урока: «Чудо-конь из Городца».



Продолжительность занятия:4 часа.

Возраст детей: 8-12 лет.

План проведения урока:

1.Сообщение темы и цели занятия.

2.Сообщение материала по теме.

3.Демонстрация наглядного материала(выставка работ педагога: доски, шкатулки, фото изделий мастеров городецкого промысла, образцы узоров элементов росписи, образцы пошагового выполнения росписи коня).

4. Показ педагогом выполнения элементов росписи.

5. Показ выполнения росписи коня(поэтапно).

5.Выполнение учащимися самостоятельной работы:

  • Выполнение элементов росписи ( на бумаге).

  • Рисование коня (на бумаге).

6. Подведение итогов, вопросы по теме, просмотр работ учащихся.

Ход урока:

Педагог проверяет готовность детей к уроку, наличие необходимых инструментов и материалов( бумага для рисования, краски – гуашь, карандаши, стерки, кисти для росписи «колонок» № 1,3,5, тряпочки, стаканчики с водой).

Цель урока: знакомство детей с русским народным промыслом, умение узнавать городецкую технику росписи по дереву, воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к русской истории, к истории народных промыслов, воспитывать гордость за свою страну.

Сообщается тема занятия.

Народные промыслы – живая ветвь русской культуры. Какими только промыслами не богата Россия! Ведь в каждом из очагов народного творчества мастера придерживаются своего стиля, формы, манеры декоративного решения. Городецкая роспись по дереву стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Есть на волге город древний,

По названью - Городец!

Славится по всей России

Своей росписью , творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя!

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя!

Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают!

Название промысла пошло от имени города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Начиная с 12 века Городец - неотделимая часть Владимиро-Суздальского княжества с ее высочайшими традициями зодчества, иконописи, декоративного искусства. Берег был обрывист и крут, сплошь усеян домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, сказочные львы. Поэтому Городец знаменит искусной резьбой по дереву. Жители имели мало земли для выращивания хлеба, поэтому вынуждены были обратиться к широкому использованию лесных богатств – деревянному промыслу. Сначала делали донца для прялок, они украшались резьбой, а потом и росписью. Долгими зимними вечерами женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумывали разрисовывать прялки красивым узором, чтобы веселее было прясть, чтобы работа спорилась! Помимо прялок вырезали ставни, крылечки, балясины, украшавшие крестьянский дом.

Роспись появилась здесь в 60-х годах 19 века и положила начало новому городецкому стилю – росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-е годах 19 века. Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Раньше в росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, оно приобретало оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета. Сюжетами для городецких мастеров служила сама жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий. В тоже время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони, и сказочные птицы. Роспись нередко выполнялась по особому заказу в качестве подарка невесте от матери или жениха.

Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, панно, блюда, тарелки. Особенно любимым персонажем был кот – Кот Мурлыка, с большой круглой головой, лихо торчащими усами, зелеными глазами.

В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью занимается фабрика художественных изделий «Городецкая роспись». Сейчас роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины или по цветному фону. При окончательной отделке изделия покрываются лаком. Как и в старину типичными сюжетами для городецких изделий остаются изображения коней, птиц, цветов, сцен из народной жизни.

Педагог демонстрирует наглядный материал: изделия, выполненные в стиле городецкой росписи, заостряя внимание на изображении коня. Детям предлагается выполнить элементы росписи: капельки, скобочки, листики, завитки. Педагог показывает детям выполнение элементов. Например, капельки: Держим кисть строго вертикально между средним, указательным и большими пальцами, прикасаемся острым кончиком к бумаге, немного проводим кистью вверх или вниз, делаем нажим всей кистью, получаем капельку. Пробуем и от себя, и на себя, рисуя капли обращенные вверх и вниз. Закрепляем приемы выполнения всех элементов.

Наиболее любимым персонажем, символом городецкого искусства еще в старину стал конь. Это были кони офицеров и казаков, кони в манеже. Постепенно образ коня становится все более сказочным, таким он и дошел до наших дней. Этапы выполнения росписи коня:

1.Кистью набираем черную краску, пишем мазок, подобный грудке птицы. К нему приписываем рядом мазок, получая шею и грудь коня.

2.Прописываем нижнюю часть туловища.

3.Мазком наносим краску, изображая круп коня.

4.К шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку. К голове коня приписывают острые треугольные ушки.

5.К туловищу дописывают верхние части ног, при этом по традиции передняя пишется поднятой.

6.К верхним частям ног приписывают их нижние части от колена до копыта. Не обязательно стремиться анатомической правильности, нужно создавать обобщенный, но убедительный образ.

7.Прописывают копыта коня, похожие на листики.

8.Изображаем хвост свободными движениями.

9.Пишем верхнюю часть туловища, прорисовываем седло, закрашиваем седло, пишем уздечку, рисуем гриву.

10.Начинаем писать оживки белой краской: глаз, гриву, на шее, на седле, украшаем хвост, на ногах и копытцах, украшаем сбрую.

Дети выполняют на бумаге роспись коня – поэтапно. После выполнения задания проходит просмотр работ детей.

Педагог задает вопросы детям:

1.Чем знаменит Городец?

2.Как вы думаете, что означает утверждение «городецкая роспись тесно связана с живописью»?

3.Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

4.Как вы думаете почему и в наши дни русский народ продолжает с симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

Следуют ответы детей.

Педагог:

- Ребята, сегодня вы познакомились и интересной и самобытной росписью – городецкой. Познакомились с мастерством народных умельцев и сами попробовали себя в роли юных городецких художников. На этом занятии мы сделали рисунок коня в традиции росписи для будущего изделия.

Список использованной литературы:

  1. Городецкая роспись (Л.Я. Супрун, 2006 г.)

  2. Русская культура (В. Соловьев, 2004г. )

  3. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным творчеством (О.А. Скоролупова, 2005 г. )

  4. Основы композиции (О.Л. Голубева, 2008 г.)

  5. Русская роспись ( Н.Величко, 2009 г.)