Методическая работа на тему: «Русский народный танец как отражение характерных особенностей народа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. БОРОВОЕ»

Методическая работа на тему:

«Русский народный танец как отражение

характерных особенностей народа»

Выполнила:

Файт Наталья Петровна,

методист,

преподаватель ритмики и танца

I квалификационной категории

2014 год

Содержание

1. Введение………………………………………………………… 3

2. Основные жанры русского народного танца…………………..4

3. Музыка и костюм как составные части целого………………. .7

4. Исследовательская часть……………………………………….. 8

5. Заключение……………………………………………………….11

6. Список литературы………………………………………………12

7. Приложение «Моё творчество»………………………………….13

1. ВВЕДЕНИЕ

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

С детства, занимаясь народным танцем, часто задавала себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я постараюсь найти ответ в нескольких источниках.

Эту тему исследовательской работы я взяла потому, что много лет работаю в этой области и занимаюсь народным танцем в хореографическом коллективе «Весна» (СКО «Боровское») (Приложение «Моё творчество»). В народном танце отражается характер русского народа, особенности быта, особенности настроения.

  • Гипотеза: танец является отражением особенностей русского народа и это показывает социальный опрос и исследования источников информации по теме.

  • Объект исследования: русский народный танец.

  • Предмет исследования: отражение в танце характерных особенностей русского народа.

  • Цель исследования: выяснение, является ли русский народный танец отражением особенностей народа; нужен ли русский народный танец людям.

  • Задачи исследования:

— изучить теоретический материал по теме:

— определить основные жанры русского народного танца;

— определить составляющие компоненты русского народного танца;

— провести опрос по теме.

  • Методы исследования:

— анализ литературы;

— опрос в форме анкетирования;

— анализ опроса.

Что обозначает термин «народный танец»?

Народный танец – искусство, основанное на творчестве самого народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроение, отношения к жизненным явлениям. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен.

2.ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

ХОРОВОД

Орнаментальные хороводы.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.
Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый

характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки. Иногда за один палец – мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что — то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству – Ярила, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему абсолютно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Орнаментальный хоровод, если нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.
Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.
Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводно – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно
эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.
Разобрала основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

ПЛЯСКА

Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.
Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.
Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.
У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные , индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения («выходку»). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений.
Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, вращения. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.
Существует много видов русской пляски. Наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

3. МУЗЫКА И КОСТЮМ КАК СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Я провела исследование в виде анкетирования. В нем приняли участие три разные возрастные группы: хореографический коллектив «Весна» (от 18 лет и старше), хореографический коллектив «Шалуны» (от 10 лет до 14), хореографический коллектив «Колибри» (от 7 лет до 9 лет). Всего было опрошено 38 человек.

Анкета содержала следующие вопросы:

1.Нравится ли Вам русский народный танец?

2.Что отражает русский народный танец?

— характер русского народа;

— особенности быта;

— особенности труда;

— особенности настроения;

— отношение к природе;

— отношение к человеку

3.Что больше нравится: современный танец или народный танец?

На вопрос анкеты: «Нравится ли Вам русский народный танец?» получены следующие ответы:

Вывод: русский танец нравится большинству людей.

На вопрос анкеты: «Что отражает русский народный танец?» получены следующие ответы:

Вывод: основная часть опрашиваемых считает, что русский народный танец отражает характер русского народа и особенности настроения русского народа.

На вопрос анкеты: «Что больше нравится: современный танец или народный танец?» были получены следующие ответы:

Вывод: 25 человек ответили, что современный танец нравится больше; а вот 13 человек — за народный танец.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народное танцевальное искусство занимает большое место в современном хореографическом процессе. Танцы составляют основу репертуара многих профессиональных художественных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников хореографической самодеятельности.

В начале своей работы выдвинула гипотезу: является ли русский народный танец отражением особенностей русского народа.

Целью исследования было выяснение, является ли русский народный танец отражением особенностей народа и нужен ли русский народный танец людям.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

— изучить теоретический материал по теме;

— узнать основные жанры русского народного танца;

— узнать основные компоненты русского народного танца;

— провести опрос по теме.

Исследование провела в виде анкетирования. В роли испытуемых были хореографические коллективы. Хоть и была большая разница в возрасте и увлечениях у опрашиваемых, их мнения сильно не отличались.

Итак, после обработки данных анкет, выяснила. Народные танцы нравятся почти всем: и детям, и взрослым. Также выяснила, что русский народный танец является отражением особенностей народа.

Сделала вывод, что русский народный танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. Народный танец нужен как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами он служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.

Подводя итог исследования, считаю, что выдвинутая мной гипотеза подтверждена. Все цели и задачи достигнуты.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии — М.: Искусство, 1964.

2.Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.

3.Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

4.Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.

11

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *