МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ В V—VII КЛАССАХ (По главам из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)


Источник: Т. Я. ЕРЕМИНА

Педагогические

мастерские:

инновационные

технологии

на уроках литературы


ПРОСВЕЩЕНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО



МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ

В V—VII КЛАССАХ

(По главам из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)


«Покровская Золушка»

Вводная беседа

Книга Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» из золотого фонда детской литературы не ушла. Она помогает взрослым и подросткам сохранить преемственность знаний об истории, о социальных противоречиях.

И эта же книга смешит, развивает и вводит детей во взрослый мир с нешуточными проблемами будто бы через сказочную страну Швамбранию.

О чём стоит мечтать? Как можно и как нельзя шутить? Над кем и над чем можно смеяться? Работа с фрагментами, переселяющими из реальности в игровой и сказочный мир, а потом, к сожалению, обратно, заставляет о многом задуматься и побуждает к чтению.

Как учить постижению авторского отношения к героям и событиям сюжета? Используем знания учеников о стилистике и соединим уроки по разным предметам в один — словесность. В VII классе дети глубже поймут замысел писателя, в V — больше обратят внимание на сказочный элемент повествования. Шестиклассники, чьи работы приводятся ниже, были на пути к пониманию.

Несколько слов о писателе Л. Кассиле, о его детстве в Покровской слободе (ныне город Энгельс — на левом берегу Волги, напротив города Саратова), о стране Швамбрании, о Цап-Царапыче и о Кондуите. Знакомы ли вы с такой страной? с таким героем? с таким предметом разговора? Любите ли вы сказки? Подумайте, какие любите больше и почему.

Из ответов: чудеса, тайна, хороший конец, добро, интересно, сказочные герои, смешно, таинственность, фантастичность, необычный конец, зло побеждено, необычный текст.


Ход мастерской

Запишите, на месте героя какой сказки вы хотели бы оказаться и почему.

Прочитайте свои записи вслух (поочередно слушаем всех). При чтении записывайте самое интересное из того, что услышите от других.

Названы такие герои: Золушка, Волк, Чебурашка, Ёж, Красная Шапочка, Железный Дровосек, Белоснежка, Алёнушка, Иван-дурак, Колобок, Питер Пэн...

Послушайте, как началась история про «покровскую Золушку».

Краткий рассказ учителя об обстоятельствах жизни горничной Марфуши в

доме врача.

Б) Учитель читает главы КЛЕЙМЁНЫЕ ОРЛЫ, ГАЗООБРАЗНОЕ НАЧАЛЬСТВО и СВЯТКИ, ДНИ СКЛЕЕНЫ СИНДЕТИКОНОМ (с пропусками). (Можно заранее подготовить читателей-учеников.)

Когда будете слушать текст, старайтесь запомнить, какие особенности речи помогают представить героев. Постарайтесь кое-что записать.

  1. Скажите или прочитайте всем о своих наблюдениях: о словах, фразах, интонациях...

А) Прочитайте самостоятельно главу «Анонимка». Помните: у этого слова есть в наши дни совсем другое значение, а у Л. Кассиля это инкогнито, незнакомка; женщина, чьё имя неизвестно.

Б) Заполните небольшую табличку (примерно по 5 слов или больше в каждый столбик). Приготовьтесь объяснить свои наблюдения (10 минут).





Слова, помогающие представить атмосферу на балу

Слова, вызывающие

какое-либо отношение к героям


Насмешливые слова













Выписки из тетрадей

Слова, вызывающие какое-либо отношение к героям.

Витя — весел, изобретателен, носат. Витя — выдумщик, фантазёр, делал гадости начальству, неутомим, умеет кататься на коньках, художник, носом здоровы... умеет уговаривать, распорядительный, с неподражаемой учтивостью.

Марфуша (больше по речи): тыды, запечатали в конверт; зазнавала. Дрянь, толстый, молчаливые, пылкий, задрав нос, маленькие ножки; учила стишкам, любила марки, дразнили Метламорфозой, неграмотная, обиженная, после тяжкого раздумья, бариновая комната.

Земский — краснеет, недоумевает, не понимает, любопытствует...

Цап-Царапыч — сердитый, злой, высокий, седой, сгорбленный.

[Главная комическая находка учителя при проверке — слово «носад»!]

Насмешливые слова: жидкое и газообразное начальство, абракадабра, ни бе ни ме, говорит злорадствуя, дорогая анонимочка, ползут догадки и серпантин, вскроем письмо, растерянная физиономия, Марфа-посадница, тает как мороженое, плюньте на общение, Митя поедает мороженое, дамы ревнуют, музыканты раздувают щёки; примерзшие усы, кое-как объясняют ей жестами...

В) В группах по 4 человека прочитайте и объясните свои наблюдения (7 минут). Дописывайте то, что нашли другие.

Приготовьте общее выступление от группы на тему «Как по речи можно понять автора».

Г) Выступления групп.

Общее выступление от группы на тему «Как по речи можно понять автора». (Примерный список по всем группам, собранный по записям в тетрадях.)

  1. Автор подшучивает над некоторыми героями.

  2. Можно понять, что музыка звучит грубо: рявкает.

  3. Автор выразительно описывает атмосферу на балу: музыка гремит, ухает барабан, хохот заглушает музыку...

  4. Он говорит про героев смешные слова.

  5. К земскому относится с насмешкой. Посмеивается: «всплывает растерянная физиономия земского».

  6. Как относится к Марфуше — посмеивается, потому что она знает только некоторые английские слова.

  7. Марфуша понравилась земскому: «дорогая анонимочка».

  8. Автор смеётся над богачом: «тает как мороженое».

  9. Передаёт настроение бала: бомба конфетти. Посмеивается над балом.

  10. Подшучивает над Витей: галантно подсаживает, закручивает усы.


Выступления групп получаются короткие, но важно, чтобы прозвучали все собранные слова. Совсем неплохо, что они будут повторяться: объяснения им дети дают по-разному. Эти слова учитель попросит записать.


Что обсуждают группы?

Над чем и над кем посмеивается автор? Где добрый смех, а где ехидный и почему? Какие слова подчёркивают авторскую симпатию, а какие — неодобрение? Это относится и к атмосфере на балу? Какие слова автора помогают усилить впечатление тайны?..

4. А) Напишите небольшую письменную работу. Выберите себе тему.

  1. Чем закончилась история «покровской Золушки»?

  2. Мне нравится читать повесть Льва Кассиля, потому что...

  3. Повесть Кассиля написана хорошо, потому что...

Б) Прочитаем все работы вслух.

Примеры письменных работ

Чем закончилась история «покровской Золушки»?

Вскроем письмо, господа! — кричит земский, ожидая увидеть одну из своих знакомых девушек. Он снимает маску с Марфуши и очень удивляется, даже пугается. Он был уверен в другом варианте.

Тут выходит отец и рассказывает об их розыгрыше. Зал смеётся. (Алёна Моисеева)

Повесть Л. Кассиля написана хорошо, потому что в ней сочетаются добро и смех, чётко отображается атмосфера бала. В ней много слов, позволяющих в красках представить происходящее.

Повесть Л. Кассиля написана хорошо, потому что в ней сочетаются злые шутки и добрые.

Повесть Л. Кассиля написана хорошо, потому что придуман хороший сюжет...

Мне нравится читать повесть Льва Кассиля, потому что...

  • он сделал её смешной и придумал много хороших персонажей: весёлого и хитрого Витю, смешного толстого земского...

  • в тексте много смешных и забавных слов, герои смешные и умные, много разговоров.

  • ...она и весёлая, и поучительная; автор часто высказывает своё отношение к героям и событиям. Благодаря этому читателю легче понимать происходящее. Ещё потому, что повесть написана понятным языком.

  • ...автор шутит, и мне интересно узнавать, что будет дальше.

  • ...текст передаёт действие, есть смешные моменты.

5. Учитель читает финал главы «Анонимка». Задание: обдумать, что удивляет и какие ещё впечатления появляются.

  1. Рефлексия. Продолжите предложения письменно, а потом прочитайте вслух:

  • на мастерской меня удивило то...

  • на мастерской я понял, что...

  • мне было не очень легко (что и почему?) ...

  • спасибо моим товарищам (коллегам) по мастерской за то...

Вы можете высказать и другие свои впечатления.

Выписки из тетрадей

На мастерской меня удивило то,

  • ...что два урока (русский и литература) были объединены в один. Мне очень понравился этот урок.

  • ...что мы много работали с напарниками. Я поняла, что работать трудно.

  • ...удивило, сколько человек осталось работать в перемену, их усердие.

  • ...что вечер прошёл быстро и ничего не изменил в жизни Марфуши, ей по-прежнему нужно делать свою работу: уборку, стирку...

  • ...что это оказалось интересным и увлекательным.

  • ...что особых трудностей не было.

  • ...что у книги такое загадочное название.

  • ...что иногда было сложно, иногда легко, весело, а иногда даже печально. Было очень смешно.

  • ...что работали вместе и дружно, уроки пролетели незаметно, •...что интересно работать в коллективе.

  • ...что работа такая интересная, занимательная.

  • ...то, как я могу быстро соображать, мыслить.


На мастерской я понял(а), что...

  • ...что разбирать рассказы вместе с классом очень интересно.

  • ...что лучше всего работать с коллегами.

  • ...мы можем работать в группах.

  • ...что книги читать интересно.

  • ...надо очень много размышлять и представлять все ситуации.

  • Я поняла, что нужно прийти домой и перечитать книгу.

  • ...с моими товарищами мне гораздо легче справляться с заданиями, ...что с текстом не так уж и скучно работать.

  • ...таким образом можно больше узнать о герое.

  • ...что важно пополнять свои знания не только по программе, но и в свободное время, которого иногда бывает очень много.


Задача обучения хорошему чтению — сквозная на уроках словесности во всех классах. Из материалов записей видно, что для учеников важен и художественный текст, и проблемы, поднятые автором, и способ работы.


Мастерская помогает сделать занятие во всех смыслах метапредметным. Здесь интегрируются знания по разным предметам (литературе, русскому, истории).

Развиваются коммуникативные навыки. Групповое обсуждение, умение понимать других и договариваться ценится детьми очень высоко. Однако коммуникация здесь присутствует и в смысле взаимодействия с автором и героями. Эстетическая оценка — прежде всего юмора писателя — осмысляется и соединяется с нравственной по отношению к каждому из действующих лиц.

На занятии происходит постоянный процесс взаимодействия ребёнка с книгой, с автором, с героями, с товарищами по классу и родным языком. Постоянна также рефлексия происходящего, сознательная и бессознательная, потому что ребёнок оценивает героев, товарищей, автора и самого себя как человека и ученика. Значит, движется и процесс самовоспитания.

В идеале, по законам мастерской, лучше бы не ставить оценок, но после двух часов напряжённой работы дети явно заслужили свои пятёрки. Четвёрок было мало, а ниже оценок не выставим.


Приложение

(тексты для чтения и пересказа учителя)

( Даётся в кратком пересказе учителя)


Покровская Золушка (глава XXI)


Сказки оканчивались благополучно. Судомойки становились принцессами, спящие красавицы просыпались, ведьмы гибли, мнимые сироты обретали родителей... На последней странице играли свадьбу, на которой мёд и пиво по усам текли, но в рот не попадали.

В Швамбрании, в стране наполовину сказочной, все дела красил и венчал благополучный финал. И мы пришли к выводу, что люди бы жили гораздо веселее и счастливее, если бы, живя подобно нам, играли в сказку.

Но оказалось, что сказки хорошо кончаются только в книжках. В действительности же даже сказка приобретала неприятный конец. И в конце правдивой сказки, в которую попробовали сыграть окружавшие нас люди, маячили не медовые усы, а усы городового.

Итак, кто не знает сказки о бедной домашней работнице по прозванию Золушка-Сандрильона, о её злой мачехе-эксплуататорше? Кто не слыхал о голубях, выбравших из горшка с золой всю гречиху, о доброй фее, доставшей Золушке контрамарку на бал, и о туфельке, потерянной во дворце?

Но вряд ли кто знает, что сказка о Золушке записана в старом штрафном кондуитном журнале Покровской мужской гимназии.

Надзиратель Покровской гимназии Цап-Царапыч изложил на страницах кондуитного журнала новый вариант этой истории. Но Цап- Царапыч был краток и сердит. Поэтому мне придётся самому рассказать о покровской Сандрильоне.

Звали её Марфушей, была она горничной, временно служила у нас и собирала почтовые марки.


Клеймёные орлы


Марки приходили из далёких городов и стран. Под ними, в конвертах, были вложены в строчки поклоны, извещения, просьбы, благодарности, новейшие лекарства от запоров, малокровия и других болезней. Отцу заграничные фирмы слали рекламные проспекты патентованных снадобий.

Но Марфушу не интересовало содержание конвертов.

Вскрытые и опустошённые конверты она выкидывала, предварительно отпарив с них над самоваром марки. В кованом сундуке под Марфушиной кроватью хранились рассортированные по папиросным коробочкам сотни марок.

Конверты на кухню доставляли мы с братишкой.

На основе филателии окрепла наша дружба с Марфушей.

Мы были посвящены во все её тайны.

Мы знали, что кучер из папиной больницы — Марфушина симпатия, а приказчик из аптекарского магазина — зазнавала и просто дрянь, потому что он дразнит Марфушу Метламорфозой...

Узнали мы ещё также, что, если человек чихнёт, ему надо сейчас же сказать: «Ахчхи, спичка в пос, пара колёс, конец оси, чтоб чесало в носе; чих на ветер, кишки на мешки, жилки на струнку, живот на хомут»... Всё... уф!

Вечерами Марфуша открывала сундук, позволяя нам любоваться её сокровищами.

Здесь были целые комплекты Петров Великих и других монархов. Цари Александры были собраны по номерам: I, II и III. На императорских носах стояли штемпелёванные даты. Клеймёные орлы ерошили перья в красных, зелёных, синих четырёхугольниках с зазубренными краями. Невиданные львы сидели за решёткой штемпеля.

Мы, благоговея, созерцали эту пёструю коллекцию, а Марфуша, любовно вороша царей и орлов, мечтала вслух:

- Как вот до двух тыщ насобираю, иродам. А на их платье сошью туалетное. Спереди обставочка, на заде бант и кругом вуаль с мушкой. Поглядю тогда, кто меня Метламорфозой обзовёт... Поглядю...


Святки


На святки к нам приехал гостить наш двоюродный брат Витя, молодой художник. Витя был неутомимо весел, изобретателен и носат...

- Оне симпатичные, — сказала о нём Марфуша, — только уж больно носом здоровы.

На святках в Коммерческом собрании устраивался большой бал-маскарад для избранного общества. Знакомые дамы готовили костюмы. Нам тоже прислали пригласительные билеты. И тут Мите пришла в голову блестящая идея — насолить земскому на маскараде. Папа принял эту идею восторженно. Витя предложил свои услуги в качестве художника. Стали выдумывать костюмы. Целый день все ходили сосредоточенные и молчаливые.

В двенадцать часов ночи папа придумал. Он выдумал действительно чудесный костюм.

Кроме того, план папин был вообще замечателен: на маскарад направлялась Марфуша и должна была смутить пылкого земского начальника.

Все отправились в кухню.

-Марфа-посадница, — торжественно проговорил папа, — не хотите ли вы пойти на бал-маскарад в Коммерческое собрание?

-Да господи ж! — смутилась Марфуша. — Только ведь туды по пригласительным. Как же я?

-Мы вас сделаем королевой бала, Марфуша. Но для этого нужны... все ваши марки. Что? Жалеете?..

- Марфуша, — проникновенно сказал Митя, — подумайте! В ваших руках судьба земского. В ваших руках судьба... Вы будете королевой бала.

-Эх, уж ладно, — сказала после тяжкого раздумья Марфуша и полезла под кровать за сундуком.


Глава «Дни склеены синдетиконом» Анонимка


Витя лихо подкатывает со своим ценным пакетом к клубу. За освещёнными окнами ухает барабан. Музыка завязла в открытой форточке. Витя галантно высаживает Марфушу и снимает с неё шубу. Он раскланивается с неподражаемой учтивостью.

Труакар вуазем нотр дам де Пари абракадабра! — говорит он и закручивает примерзшие усы.

Гардеробщики с уважением смотрят на них. С широкой лестницы струится свет, музыка и весёлый праздничный гул. Наверху Марфушу сразу окружают и вперебой читают адрес. На минуту хохот заглушает музыку. Но вдруг смех смолкает. Марфуша видит, как в овальные отверстия её маски вплывает растерянная физиономия земского.

Земский читает и краснеет. Но ноги Марфуши, маленькие ножки, оклеенные марками, прельщают земского.

Гм, — говорит земский, — дорогая анонимочка... разрешите на вальс?

Ол райт, — говорит анонимочка. — Спик инглиш?

Земский смущён. Инглиш он ни бе ни ме. Богач Адольф Эдуардович Штарк пытается помочь ему. Кое-как они объясняют ей жестами: начальник приглашает её на вальс. Музыка рявкает. Музыканты раздувают щёки. Кажется, что и стены залы раздуваются от ударов барабана. Музыка выжимает сердце, как мокрый платок. Земский угощает Марфушу мороженым. Штарк тает вместе с мороженым. Земский целует руку анонимке. Дамы ревнуют. По залу ползут догадки и серпантин. Сыплется конфетти. Сыплются на Марфушину тарелочку жетоны — голоса за приз.

Музыка, стой! — гремит земский начальник. И, разогнавшись, оркестр стихает сразу, как граммофон, у которого кончился завод.

Господа, — кричит земский, — наибольшее количество жетонов собрала маска «Письмо». Ей присуждается первый приз — золотые часы! Ура прелестной анонимке, ура!!! Вскроем письмо!

Зал шумит. Над головой лопаются бомбы конфетти. Кто-то шепчет Марфуше:

Молодчина, Марфа-посадница, ай молодчина! Дуй дальше!

Митя стоит среди товарищей-гимназистов. Гимназисты хихикают.

Митя подходит к земскому. Он говорит:

Знаете, я, кажется, узнал, кто эта анонимка... Это — известная... Впрочем, что я делаю! Я же обещал молчать!

Умоляю, молодой человек, — шепчет земский, — плюньте на обещание. Скажите! Хотите мороженого?

Нет, не просите, — говорит, злорадствуя, Митя и поедает мороженое.

Вскроем письмо, господа! — кричит земский.

Напоминание: финал учитель прочитает позже.

И вдруг в зале появляется носатый незнакомец с длинными усами.

Каррамба кракатоа мелинсфунд, пепермент доминант септ аккорд олеонафт! — рычит незнакомец на своём тарабарском языке, берёт Марфушу за руку и быстро уводит её к лестнице.

Земский кидается за ним. Маски, домино, арлекины, гусары, цветочные корзины, пиковые дамы, бабочки, испанки, бояре — весь пёстрый маскарадный сброд устремляется к лестнице. Устрашающие нос и усы Вити сдерживают любопытство гостей.

Гимназисты как бы нечаянно оттесняют публику. Марфуша запахивается в шубу, сани трогаются.

Витя вскочил на ходу. Они несутся по сонным улицам. У Марфуши смыкаются веки. Фонари, как медузы, шевелят золотые нити. Золушка возвращается на кухню.

Ночью на пустом сундуке тихо щёлкают на своих маленьких счётах новые часики.

Счастливая и уставшая, спит Марфуша. Разорванный конверт — шелуха сказочного вечера — пустует у кровати. У порога несут почётный караул четыре пары грязных штиблет. Утром их надо вычистить.