Лицей А.С.Пушкина. Внеклассное мероприятие с презентацией

МБОУ «Лицей №9 имени А.С.Пушкина Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Пушкинский урок:

«Царскосельскому лицею – 200 лет»

Пашина Ольга Викторовна

заведующая библиотекой лицея№9

им.А.С.Пушкина г.Зеленодольска РТ

г.Зеленодольск РТ 2012 год

Пушкинский урок: «Царскосельскому лицею – 200 лет»

Лицей в Царском Селе стал первым в России

Символически он был преемником славных традиций древней школы Аристотеля. В 1808 году видный государственный деятель М.М.Сперанский , стараясь о пользе государственной, создал проект нового высшего учебного заведения для высокоодаренных детей всех сословий. Устав Лицея – «Жалованная грамота» был пронизан самыми прогрессивными для своего времени идеями в области образования.

Программа обучения с успехом осуществлялась в течение первых шести лет существования Лицея. Своих первенцев он выпустил широко образованными людьми, прекрасно подготовленными к гражданской и военной службе.

К их числу относился и Александр Сергеевич Пушкин.

(Слайд №1)

Что послужило причиной определения Александра в Лицей, мы можем узнать, прочитав книгу Александра Слонимского «Детство Пушкина».

(Слайд №2)

Почти все дети попали в Лицей по рекомендациям влиятельных лиц. Александр Пушкин был принят при поддержке друга его семьи литератора и журналиста Александра Ивановича Тургенева.

(Слайд №3)

(Слайд №4)

Нравственные науки должны были стать в Лицее основными. Воспитанникам предстояло изучать историю права, философию права, правоведение, историю религий, логику. Второе место отдавалось наукам физическим и математическим. К изящным искусствам Устав относил чистописание, рисование, «танцевание», фехтование, верховую езду, плавание.

В этом закрытом учебном заведении не предусматривались телесные наказания.

(Слайд №5)

Уже первые дни пребывания в Лицее коренным образом изменили жизнь воспитанников, наполнив ее радостной приподнятой атмосферой.

Новизна непривычной обстановки, по-своему роскошной, ощущение значимости их бытия, задачи по выработке в себе критического мышления, творческого отношения к жизни, определяло их настроение.

(Слайд №6)

Каждому лицеисту была отведена отдельная комната.

(Слайд №7)

Но самым главным богатством, которым щедро наградила лицеистов жизнь, останется дружба.

(Слайд №8)

Пущин Иван Иванович.

Знакомство с Пушкиным состоялось во время вступительных экзаменов. После окончания Лицея, по словам Е.П.Оболенского,

«он оставил военную службу и променял мундир конногвардейской артиллерии на скромную службу в Уголовной палате, надеясь на этом поприще оказать существенную пользу и своим примером побудить и других принять на себя обязанности, от которых дворянство устранялось, предпочитая блестящие эполеты той пользе, которую они могли бы принести, внося в низшие судебные инстанции тот благородный образ мыслей, те чистые побуждения, которые украшают человека и в частной жизни, и на общественном поприще…»

И.И.Пущин поддержал восстание декабристов. Был осужден и сослан в г.Читу.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!»,- обращался Пушкин к Пущину в стихах, посланных в далёкие сибирские рудники…

 Пушкин в 1826 г. написал Пущину послание, исполненное необычайной теплоты и полученное им в Чите только через два года. В последний раз упоминает о нём великий поэт в 1827 г., в стихотворении «19 октября».

(Слайд №9)

Иван Пущин впоследствии напишет книгу «Записки о Пушкине».

(Слайд №10)

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

. Товарищ  Пушкина по Лицею (лицейские прозвища — «Кюхля», «Гезель», «Бехеркюхель»). Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься в 1815 году в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». По окончании Лицея удостоен серебряной медали за успехи и ученость.

Зачислен вместе с А.С.Пушкиным в Коллегию иностранных дел. С 1817 по 1820 год преподавал русский и латинский языки в Благородном пансионе при Главном Педагогическом институте, где среди его учеников были Михаил Глинка и младший брат А.С.Пушкина, Лев. 

Декабрист, был осужден и сослан в Тобольск.

(Слайд №11)

Матюшкин, Фёдор Фёдорович

По окончании Лицея поступил в 1817 году волонтёром во флот и в молодых чинах участвовал в ряде кругосветных и полярных экспедиций под начальством В.М.Головнина (в 1817—1819 годах на шлюпе «Камчатка») и барона Ф.П.Врангеля (в 1820—1824 годах).

(Слайд №12)

Вольховский Владимир Дмитриевич

Воспитывался в Московском университетском пансионе, откуда как отличный ученик в 1811 г. переведён в  Царскосельский Лицей, где сначала получил прозвище «Разумница», а позже — «Суворочка». Потому, что при внешней хрупкости и небольшом росте обладал сильным характером и несгибаемой волей, напоминая этим  Суворова.. Выпущен с первой золотой медалью прапорщиком в гвардию.

(Слайд № 13)

Горчаков Александр Михайлович

С юности «питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель» (как характеризовал его Пушкин в одном из посланий к нему), до поздней старости отличался теми качествами, которые считались наиболее необходимыми для дипломата. Кроме светских талантов и салонного остроумия, он обладал также значительным литературным образованием

(Слайд №14)

Горчаков остался последним лицеистом. Эти строки Пушкина оказались сказаны о нём…

(Слайд №15)

Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены.

Антон Дельвиг напишет об этом следующее:

(Слайд №16)

Вильгельм Кюхельбекер всегда тоже дорожил памятью о Лицее. Он, как и Пушкин, стремился душой и сердцем в эти места. Но воистину прославил Царское Село только гений Пушкина.

(Слайд №17)

Литература:

1.Руденская, М.П.

Пушкинский лицей: Очерк-путеводитель [Текст]/М.П.Руденская, С.Д.Руденская.- Л.:Лениздат,1980.- 240 с.;ил.

2. Пушкин в портретах и иллюстрациях [Текст]/Сост.М.М.Калаушин.- Л.:Лениздат,1956.- 373 с.

3. Слонимский, А.

Детство Пушкина [Текст]/ А.Слонимский.- М.: Детская литература,1960.- 62с.

4.Пушкинский альманах.[ сборник] –Народное образование,1999.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *