Лесная промышленность (9 класс)




Петрова Виктория Николаевна

Предмет: география

Класс: 9А (общеобразовательный)

Тема урока: «Лесная промышленность»

Тип урока: комбинированный





















Содержание

Цель урока:

Формирование у обучающихся представлений об особенностях лесной промышленности России.

Задачи урока:

Образовательные:

- вспомнить значение лесных ресурсов для человека;

- выявить особенности размещения лесных ресурсов по территории страны;

- назвать и выявить закономерности размещения отраслевого состава промышленности;

- сформировать представление о ЛПК (лесопромышленных комплексах);

-охарактеризовать проблемы и перспективы отрасли;

Воспитательные:

- экологический и эстетический аспекты (выводы о необходимости бережного отношения к лесу, как богатству России, сопричастности человека природе, осознание себя как части природы, определение путей совместного сосуществования);

Развивающие:

- совершенствование умений и навыков работы с текстом учебника, схемами, опорными конспектами, картами атласа, статистическим материалом, контурными картами;

- развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между размещением ресурсов, соотнесением с факторами размещения и распределением отраслей по территории страны);

-развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;

-развитие осмысленного запоминания определений и понятий;

-развитие способности практического использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала;

Оборудование для учителя:

- учебник, географический атлас, компьютер, мультимедиапроектор (техническое обеспечение), электронные и видео материалы урока.

Оборудование для обучающихся:

- учебник, географический атлас, раздаточные материалы, контурные карты, простые карандаши;

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

  1. Организационный момент (подготовка рабочего места, первичное целеполагание): 1-2 мин;

  2. Проверка д/з: 10 мин;

  3. Изучение новой темы: 15 мин;

  4. Обобщение и закрепление пройденного на уроке нового материла: 10-11 мин;

  5. Д/З: 2 мин;

Научно методическое содержание урока:

  • Лес играет в жизни человека множественную роль.

  • Россия обладает разнообразными лесными ресурсами.

  • Размещение ресурсов по территории страны тяготеет к восточным районам.

  • Промышленность имеет многоотраслевой состав.

  • Основными факторами размещения отраслей являются сырьевой, потребительский, экологический и комплекс наличия дешевой электроэнергии и воды.

  • Наиболее эффективной является работа отрасли в виде ЛПК.

  • Серьезной проблемой отрасли является экология.

  • Человек – часть природы, которая просит ее защитить.

Геономенклатура:

Центры: Архангельск, Сыктывкар, Братск, Усть –Илимск, Енисейск, Асино, Комсомольск -на- Амуре.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный:

-Руководство на приведение рабочего

места в порядок;

-первичное целеполагание;

-Приведение рабочего места

в порядок;

2. Проверка домашнего

задания:

Части:

1. Разноуровневые задания по оценочным категориям (на «3», на «4», на «5») по теме: «Химическая отрасль России. Факторы размещения».


Части:

1. Задания:

На оценку «3»

Задание: Выделите верные утверждения

1.Химия относится к комплексу конструкционных материалов.

2.Производство серной кислоты тяготеет к наличию рядом с производством потребителя.

3.Химическая отрасль считается экологически безопасной.

4.Выделяют четыре химических базы: Европейский Север, Центральная, Волго –Уральская и Сибирская.

5.Химизация – это создание новых химических соединений веществ.

6.У химической отрасли разнообразная сырьевая база.

7.Развитию химической отрасли в Поволжье и на Урале способствует наличие мощной транспортной сети.

8.Переспективным районом химического производства является Сибирь.

9.Доля химического производства в России составляет 6%.

10.Центральная база России работает на привозном сырье.

__________________________________________________

На оценку «4»

Задание: Выделите верные утверждения

1.Горнохимическая отрасль ориентирована на сырьевой фактор размещения.

2.Ориентация химической отрасли на Урале и в Поволжье связана с наличием собственного сырья, обилие воды и наличия дешевой электроэнергии.

3.Центрами переработки полимерных материалов являются Киров, Волжский, Томск, Екатеринбург.

4.Центральная база России является лидирующей в химическом комплексе.

5.Производство серной кислоты, азотистых и фосфорных удобрений ориентируется на сырьевой фактор.

6.В химическом комплексе России все отрасли являются процветающими.

7.Химический комплекс использует разнообразное сырье.

8. Центрами производства химических волокон являются Энгельс, Клин и Тверь.

9.Базы Европейского Севера и Урала работают на привозном сырье.

10.Примерами химических комплексов России являются Соликамско – Березниковский и Самарский.

___________________________________________________

На оценку «5»

Задание: Выделите верные утверждения

1.Производство пластмасс, полимеров и химических волокон тяготеет к обеспечению сырьем, водой и дешевой электроэнергии.

2.Поволжье и Урал – это собственные запасы серы, поваренной и калийной солей, нефти.

3.Правильно ли распределены отрасли и их продукция:

Горная химия – добыча солей и серы;

Основная химия – производство резинотехнических изделий и шин;

Производство полимерных материалов – производство волокон и каучука;

Прочие отрасли химии - лакокрасочные материалы.

4.Технологическая база химической промышленности России отстает от потребностей хозяйства в ее продукции.

5.Верно ли соответствие:

Волжский – производство хим. волокон;

Магнитогорск – производство азотных удобрений;

Новосибирск – производство смол и пластмасс.

6.Доля химии в отраслях России составляет 7%.

7.Центральная и Сибирская базы работают на привозном сырье.

8.Химия, вместе с лесной отраслью и металлургией относится к комплексу конструкционных материалов.

9.Основными факторами размещения предприятий химии является наличие сырья, воды, дешевой электроэнергии, потребителя и экология.

10.Степень влияния химического производства на окружающую среду постепенно снизилась по сравнению с 90 – ми годами 20 века.


Обучающиеся выполняют задания.


2.Проверка выполнения задания

(взаимообмен в парах)







1.Работают в парах, проверяя друг друга (используют верные ответы по слайдовой презентации).

2.Выствляют оценки друг другу.

3.Изучение нового материала:

1.Показ на экране отрывка из к/ф «Девчата» о значении леса и возможностях производства из него.

2.Учитель зачитывает стихотворение Вс. Рождественского о величии леса.

«Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного Севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берет он для себя от «щедрости» твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей!»


3. Задается вопрос о том, что наверное тема сегодняшнего урока понятна.

4.Рассказ о значении леса в жизни человека. Пословицы и поговорки о лесе.

Дети смотрят отрывок.







2.Слушают стихотворение























3. Формулируют тему сегодняшнего урока: «Лесная промышленность», записывая ее в тетради.



4.Слушают рассказ учителя.


5.Постановка целей на урок.

Демонстрация плана урока.

6. Указание на наличие и необходимость вести на уроке заполнение опорной схемы.

5.Слушают учителя.





6.Слушают указания учителя.

-Заполняют в опорной схеме тему урока, значение леса, план урока первый пункт.


7.Указание на работу по карте атласа с.15 «Определение доли лесной промышленности в отраслевой структуре России

7.Указание на работу по карте атласа с.15 «Основные древесные породы в составе лесов России»

8.Демонстрация слайдовой презентации, подготовленной обучающимися класса, с описанием особенностей использования разных видов пород леса.

9.Указание на работу по учебнику (карта с.41 рис.11 География лесной промышленности Росси) с определением степени лесистости территории страны.

-Указание на карту атласа с.15 таблица «Лесные ресурсы и их размещение»

- Указание на заполнение пункта плана

7.Работают с картой атласа.

-Заполняют опорную схему (о/сх.)







7.Анализ круговой диаграммы совместно с учителем.

- Выделение ведущих пород леса.

- Заполнение о/сх.





8.Смотрят презентацию, слушают сообщение.










9. Работают с картосхемой.

-Выделяют лесодефицитные, лесоизбыточные и лесообеспеченные районы России.

- Находят Волгоградскую область, определяют категорию лесистости области.

- Заполняют о/сх.




- Делают выводы о неравномерности размещения ресурсом и об их смещении на восток страны.



- Заполняют о/сх.


10.Знакомство с отраслевым составом.

Вызов одного ученика для определения соотношения отраслей в комплексе по раздаточному материалу.









- Коррекция учителем в случае неверного соотнесения отраслей.


11. Рассказ учителя об особенностях лесозаготовки (демонстрация слайдов)

- Указание на работу по карте атласа с.15 «Отрасли промышленности» - лесозаготовка.

12. Рассказ учителя об особенностях деревообработки (демонстрация слайдов)

- Указание на работу по карте атласа с.15 «Отрасли промышленности» - лесозаготовка.

13. Рассказ учителя об особенностях переработки древесины (демонстрация слайдов)

- Указание на работу по карте атласа с.15 «Отрасли промышленности» - лесохимия, ЦБ производство (демонстрация слайдов).

- Указание на работу по карте атласа с.15

14. Рассказ о ЛПК с демонстрацией на примере Братского ЛПК схема в учебнике с.42 + анализ статистических данных по учебнику с.268-269

15. Указание на работу в контурных картах «Отметить крупные ЦБК России»

16. Указание на заполнение о/сх. Самостоятельно по факторам размещения всех отраслей комплекса с использованием условных знаков

10. Ученик (1) у доски определяет из перечня отраслей их правильную последовательность, пользуясь магнитами, наносит на доску.

Остальные пытаются совместно по о/сх определить соответствие отраслей в комплексе.

ВНУТРИОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ:

1.

Отрасли:

1.Лесохимия

2.Лесопиление 2.

3.Лесозаготовка

4.Мебельная

5.ЦБ производство

6.Деревообработка 3.

7.Переработка древесины




1.Лесозаготовка

2.Деревообработка (лесопиление, мебельная)

3.Переработка древесины (лесохимия, ЦБ производство)

11. Слушают учителя, зачитывают в слух текст о запасах древесины в России учебник с.40.

-Смотрят слайды



- Анализируют размещение лесозаготовительной отрасли (с указанием центров)

- Определяют фактор размещения учебник с.39 таблица 7.



12.Слушают учителя, смотрят слайды, анализируют карту атласа с.15 с выделением центров размещения

- Определяют факторы размещения по таб. В учебнике с.39.








13.Анализируют отрасли по переработке древесины.

Смотрят слайды

Определяют факторы размещения по таблице учебника с.39














14. Слушают учителя.

- Отвечают на вопрос о преимуществах работы в виде ЛПК.

- Анализируют статистические данные на стр.учебника 268 -269 о показателях ЦБК.






15.Самостоятельная работа по о/сх.





16. Работают в контурных картах.

Физминутка

Проводится учителем в форме видеоролика….

Разминка для снятия усталости с глаз…..


17.Указание на работу по рис.10 учебника с.37 «География химико – лесного комплекса России» с выделением баз лесной отрасли.


18.Указание на работу по 4 человека.






- Указание на нанесение на к/к баз лесной отрасли






-Указание на заполнение о/сх «План урока»


17.Работают с учебником, выделяют базы лесной отрасли.

- Заполняют о/сх.








18. Читают учебник с.42-43 Базы лесной отрасли и выделяют главные черты с занесением в о/сх.




-Обсуждение выполненного задания фронтально.



- Наносят на к/к базы лесной отрасли








- Заполняют о/сх.




19. Совместные выводы о проблемах и перспективах развития отрасли


- Решение экологической задачи

19.Обсуждение проблем и перспектив отрасли


-Смотрят слайды об оз.Байкал




- Решают вместе с учителем экологическую задачу.

Экологическая задача №1.

Классификация пожароопасности различных типов леса

Разряд

опасности

Тип леса

Наиболее пожароопасные участки леса

1

Открытые, почти безлесные

места с наличием огнеопасных материалов

Сплошные вырубки и гари, участки рубок

2

Хвойные молодняки

Сосняки и кедровники

3

Светлохвойные леса со средними и старыми древостоями

Сосняки и лиственничники

4

Темнохвойные леса со средними и старыми древостоями

Кедровники, ельники, елово – пихтовые леса

5

Лиственные леса

Древостои и молодняки (средние и старые)


Задание: Обсудите таблицу «Классификация пожароопасности различных типов леса». Какой тип леса наиболее пожароопасен? Почему? К какому разряду относятся леса Волгоградской области?

- Делают выводы о степени пожароопасности лесов Волгоградской области. Смотрят слайд.

4.Обобщение и закрепление

20.Указание учителя на выполнение индивидуального задания «Да –Нет» - индивидуальный маршрут.






20. Выполняют индивидуально задание «Да – Нет» по схеме. Выходят на уровень с последующим определением оценки.


21. Слова учителя о необходимости бережного отношения к природе в целом и к лесным ресурсам конкретно.

- Обращение к выставке рисунков 5-6 классов и подобранной литературе по теме.

21. Смотрят видеоролик «Лесная сказка».







- Знакомятся с рисунками, литературой.


22.Устное обобщение учителей пройденного на сегодняшнем уроке

22. Фронтально обобщают пройденное на уроке.

Подводятся итоги степени изученности новой темы, выполнения поставленных задач в начале урока…



23. Рефлексия

23. Заполняют карточки саморефлексии работы на уроке.

5.Домашнее

задание

Учитель диктует задание на дом:

1.п.9 читать и пересказывать;

2. выполнить экологическую задачу №2


-Записывают домашнее задание на следующий урок…

Экологическая задача №2.

Степень деградации лесной растительности

Степень деградации лесной растительности

Изменения лесной растительности

удовлетворительное

Поражение отдельных деревьев (суховершинность, усыхание листьев)

напряженное

Гибель отдельных деревьев на фоне заметного угнетения растительности

Критическое

Очаговое, весьма заметное нарушение древесной растительности

катастрофическое

Сплошная гибель древесных пород



Задание: Установите степень деградации лесной растительности в районе поселка Рабочий. Выявите факторы, вызвавшие эти изменения.








Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.