Курс ОРКСЭ «Основы духовно – нравственной культуры народов России» «Светская этика» Тема: «Образцы культуры народов» 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

«Светская этика».

Урок №27

Тема: «Образцы культуры народов»

4 класс

Стасенко Галина

Константиновна,

учитель

начальных классов

Урай

2014

Пояснительная записка.

Тема «Образцы культуры народов России» является второй темой в главе «Каковы истоки правил морали?» Предыдущей была тема «Ценность рода и семьи». Готовя проекты о своей семье, учащиеся выяснили, что многие семьи в классе многонациональные. Это современные молодые семьи, которые не знают и не чтут древних традиций своего рода и семьи. И возникает потребность узнать культуру разных народов. Тема становится актуальной для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников. Она дает возможность формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Методическая цель: «Познакомиться с культурой разных народов, чтобы лучше понимать друг друга». Для реализации цели выбран урок-проект: «Создание книги «Культура народов России». Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемных. Применение данных методов обеспечит практическую направленность уроков, способствует совершенствованию универсальных учебных действий. Работа в группе помогает включить всех детей в работу класса. На уроке используется просмотр видеофрагмента концерта, инсценирование, беседа, работа с учебником, работа по подбору материала из кейса, практическая работа по оформлению страницы книги, выступление с отчетом о проделанной работе, рефлексия.

Ожидаемым результатом станет развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу семейных традиций на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №2

Учитель

Стасенко Галина Константиновна,

учитель начальных классов,

раб. телефон — 35354, 20174;

сот. телефон — 89519600696

Курс ОРКСЭ

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

Учебник

Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;

Тема урока

Образцы культуры народов.

Класс

4 класс

Цель урока — проекта

Создать книгу «Культура народов России».

Задачи урока

  • Сформировать понятие о единстве взглядов и интересов многонационального народа России;

  • Содействовать воспитанию дружбы, толерантности, сплочённости, умения работать в команде;

  • Создать условия для реализации творческой деятельности;

  • Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции.

  • Объяснять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

  • Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки.

  • Помочь учащимся осознать необходимость согласия, единства и дружбы между различными народами России.

Оборудование

— Учебник: Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;

— бейджи для каждого учащегося;

— Видеофрагмент танца «Лезгинка»

— короны- имена для сценки;

— презентация «Культура народов России»;

— таблички с понятиями «Культура» (на доску)

— кейсы для работы в группах: «Задания для работы в группе», «Одежда», «Кухня», « Праздники», «Народная мудрость»;

— материалы для творческой работы: клей, фломастеры, ножницы, скотч;

— листы форматом А3: «Культура русского народа», «Культура народов ханты и манси», «Культура татарского народа»;

— смайлики для рефлексии;

— Правила работы в группе

Урок — проект в 4 классе

Основы духовно — нравственной культуры народов России. Светская этика.

Тема:

Образцы культуры народов.

Название проекта:

Книга «Культура народов России».

Тип проекта:

Исследовательский, творческий, долгосрочный

Руководитель проекта: Стасенко Галина Константиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

Состав учащихся: 4 класс МБОУ СОШ №2

Цели проекта: Создать книгу «Культура народов России»

Задачи проекта:

  • сформировать понятие о единстве взглядов и интересов многонационального народа России;

  • содействовать воспитанию дружбы, толерантности, сплочённости, умения работать в команде;

  • создать условия для реализации творческой деятельности;

  • анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции;

  • объяснять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки;

  • помочь учащимся осознать необходимость согласия, единства и дружбы между различными народами России.

Тип урока: изучение нового материала

Базовая технология: деятельностный подход

Методическое оборудование:

  • учебник: Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;

  • бейджи каждому учащемуся;

  • видеофрагмент танца «Лезгинка»;

  • короны- имена для сценки;

  • презентация «Культура народов России»;

  • таблички с понятиями «Культура» (на доску)

  • кейсы для работы в группах: «Задания для работы в группе», «Одежда», «Кухня», « Праздники», «Народная мудрость»;

  • материалы для творческой работы: клей, фломастеры, ножницы, скотч;

  • листы форматом А3: «Культура русского народа», «Культура народов ханты и манси», «Культура татарского народа»;

  • смайлики для рефлексии;

  • правила работы в группе.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков); строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять синтез, составлять целое из частей; обобщать и классифицировать.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

Слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

договариваться о правилах общения и поведения;

доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.

Расширить знания о культуре народов: национальной одежде, кухне, праздниках, пословицах и поговорках

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

1.Погружение в проект

2.Установка на деятельность

Активизация творческого мышления учащихся, поиска нестандартных решений проблемы

Включаю видеофрагмент танца «Лезгинки»

Выключаю фрагмент.

Дети входят в класс под музыку.

Выступающие остаются у доски, остальные рассаживаются по своим местам.

Показывают сценку- ситуацию из школьной жизни.

/учебник, с.48-49/

Мотивация на получение новых знаний

3.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Актуализация знаний,

проведение подготовительной теоретической работы посредством проблемного диалога перед организацией проектной деятельности

-Почему дети поссорились?

-Что дети понимают по -разному?

Поняли ли ребята друг друга после ссоры?

-А что надо делать, чтобы люди жили в мире и понимали друг друга?

-Ребята не поняли друг друга, они думали, что Ахмет и Рустам дерутся, а Лена стала их разнимать, а за Лену заступился Антон с Мишей.

-правила общения;

-Они поняли, что у каждого народа свои правила поведения.

— чтобы лучше понимать друг друга надо лучше знать и изучать культуру разных народов.

Осознанное восприятие сценки-ситуации из школьной жизни

4. Тема и цель урока

Определение темы и цели урока.

Запомнить определение.

-Какова цель урока?

-Определите тему занятия

— Что такое культура?

-На какое определение похоже это?

-Прочитайте еще одно опреде-ление понятия «Культура»

изучение культуры разных народов;

-Культура народов России.

(слайд 1)

-ищут в словаре учебника:

«Культура- всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой».

-Дети вспоминают:

«Природа – это все, что нас окружает, но не сделано руками человека».

-Читают с доски.

Определение темы проекта, принятие цели проекта.

Запомнить легче определение.

5.Национальности города и класса.

Обобщение знаний о национальностях города и класса.

-Как вы думаете сколько национальностей проживает в нашем городе?

-Согласно последней переписи населения в нашем городе более 130 народностей.

— Назовите некоторые из них.

-А в нашем классе дети – представители каких народностей?

-Как нам лучше узнать культуру народов?

-Что надо сделать, чтобы информация это сохранилась, чтобы им смогли другие воспользоваться?

Ответы детей

Русские, украинцы, татары, ханты, манси,

-читать литературу, смотреть фильм, искать в разных энциклопедиях, источниках

-Выпустить стенгазету, сфотографировать, сделать презентацию

Узнать, что национальностей много.

6.Организация проектной деятельности

Решение проблемы, открытие новых знаний.

(работа в группах)

Умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном действии

-Я предлагаю вам создать книгу о культуре народов. (слайд 2)

-По каким параметрам вы будете изучать культуру?

-Как вы узнаете, что перед вами тот или другой народ?

Вам в помощь предлагаются задания группам (слайд 3)

кейсы с материалами и, причем всем группам одинаковые. (слайд 4,5,6,7)

1 группе предстоит исследовать культуру русского народа;

2 группе – культуру народов ханты и манси;

3 группе — культуру татарского народа.

-предложения детей

-по костюму, кухне, праздникам, песням, сказкам

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Обсуждение в группе содержания страницы:

одежда

кухня

праздники

народная мудрость;

выполнение задания в группе

Изучить костюм, кухню,

праздники, мудрость одного народа.

Оформление страницы книги

7.Презентация проекта

Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действий.

Выслушиваю ответы, после каждого выступления добавляю слайды в презентацию (слайд 8,9,10)

К доске выходит группа учащихся, каждый озвучивает результаты своей части проекта, затем командир подводит итог работы группы в целом.

Выступление групп, знакомство с культурой других народов; ответы на вопросы

8. Обобщение о проделанной работе

обобщить, систематизировать полученные знания

А что помогло бы Ахмету, Рустаму и Антошке не поссориться? Что должны были знать ребята, чтобы избежать драки?

-У каждого народа своя культура. Но в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.

Аргументированный ответ

9. Домашнее задание

обеспечить понимание задания

-У нас готовы первые страницы книги «Культура народов России»

-Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

-Материал подготовить по таким же направлениям.

-Подготовить материалы о культуре украинского, азербайджанского и ненецкого народов.

Выбрать домашнее задание

10. Рефлексия

Организовать понимание ценностного отношения совершенной деятельности

Подведем итоги урока. (слайд 11)

Если занятие было интересным, я принимал активное участие, то поднимаю карточку зелёного цвета.

Если занятие было полезным для меня, но мне было немного трудно — карточка желтого цвета;

Если я пользы получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь- карточка красного цвета.

Дети выбирают и поднимают сигналы – смайлики одного из предложенных цветов: красный, желтый или зеленый

определение своей успешности на занятии

Приложение I

Культура

всё полезное и красивое, что сделано людьми,

а не природой.

Культура — практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей.

Приложение II

Приложение III

Пословицы и поговорки народов ханты и манси

Не бойся стрелы – бойся плохого слова.

Не радуйся чужому горю, оно к тебе может придти.

Судьба народа – в руках народа.

Доброму слову улыбнётся и собака.

Русские пословицы и поговорки

Дружба и братство — лучше богатства.

Один за всех и все за одного.

В согласном стаде и волк не страшен.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Татарские пословицы и поговорки

Доброе имя целого стада может испортить маленький телёнок.

Добром за добро платит каждый, добром за зло — настоящий человек.

Когда человеку везет, у него даже земля превращается в золото.

Овцу отбившуюся от стада, съест волк.

Приложение IV

КУХНЯ

Они питаются рыбой, мясом оленей и диких зверей, ягодами, кедровыми орехами, пьют много чая, едят много хлеба.

Деликатесное блюдо – рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Оленина. Характерно употребление в пищу сырого оленьего мяса и крови.

Порса – толчёная мелкая сушёная рыба и кости от копчёной рыбы. Употребляется с хлебом.

Строганина. Патанка, нярхул – свежемороженная рыба (обычно стерлядь, муксун, нельма), мясо домашнего или дикого оленя, наструганное тонкими ломтями. Мороженое мясо и рыба считаются лакомством, лучшим угощением гостей.

Юкола – сушёная на солнце рыба. Крупную рыбу (щука, язь, сиг, сырок, щокур) готовят в больших количествах на зиму.

КУХНЯ

Блины пекут и едят с рыбой, икрой, мясом или грибами. Невозможно представить ни один прием пищи без черного хлебушка. Испокон веков пекли пироги с разнообразной начинкой: с мясом, рыбой, яйцами, творогом, грибами, капустой, с ягодами и фруктами. Национальная особенность кухни – это различные супы: бывают горячими- щи, рассольники, уха, солянки, борщи и холодными —окрошка с квасом.

КУХНЯ

Беляш: пирожок с мясной начинкой, тесто дрожжевое либо пресное; очень популярны беляши за пределами родины.
Чебурек: пресный жареный пирожок с мясной (сырной, творожной, грибной) начинкой, специями.

Чак-чак: сладость, тесто с медом.

Айран: разновидность кефира или кисломолочного напитка на основе катыка. Айран утоляет жажду и укрепляет нервную систему.

Приложение V

ПРАЗДНИКИ

Вороний день отмечается 7 апреля. Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. На женских праздниках часто привязывали лоскутки ткани на дерево.

Медвежий праздник

Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, воспринимают его как брата. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома. Затем устраивали представления в масках.

ПРАЗДНИКИ

Масленица – праздник, посвященный проводам Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Песнями и играми сжигают чучело зимы – Дуню-Масленницу, а после лакомятся блинами – символом солнца. Знаменита была Масленица своими кулачными боями.

Пасха. День великой радости. Празднование Пасхи начинается с Пасхального Богослужения, которое проходит в ночь с субботы на воскресенье. На пасхальную службу верующие берут с собой куличи, крашеные яйца и другую еду – для освящения. После этого люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Христос воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их.

ПРАЗДНИКИ

Сабанту́й. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан — плуг и туй – праздник). Празднуется после завершения посевных работ. Массовый и любимый народный праздник включал в себя целый комплекс обрядовых действий. Накануне за день — поминание умерших, затем обряды «воронья каша, чёрная каша», сбор подарков, гостевание, состязания на силу, ловкость, скачки на лошадях на майдане.

Навруз. В переводе с тюркского — начало нового года, с персидского — новый год. Этот один из наиболее ярких и красочных древних праздников приходится на первый день месяца фарвардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по григорианскому на 21-22 или реже на 23 марта (в 2007 году — 21 марта).

Приложение VI

Дорогие ребята!

Предлагаем вам в течение 10 минут познакомиться с культурой одного народа (одежда, кухня, праздники, взаимоотношения)

1. Распределите задания в группе.

2. Прочитайте текст, рассмотрите рисунки, выберите материал, который относится к твоему народу.

3. Обсудите в группе информацию.

4. Оформите страницу книги.

5. Подготовьте представление результата классу.

Желаем удачи!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *