Русский язык 1 класс
Тема урока |
Кол-во часов |
Результат |
Деятельность учащихся |
стр. учебника |
|
1 |
Наша речь |
1 |
Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи |
Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. |
6-7 |
2 |
Устная и письменная речь |
1 |
Понятие устная и письменная речь |
Научатся распознавать устную и письменную речь |
7-8 |
3-4 |
Текст, предложение |
2 |
Дать первичное представление о видах предложений и тексте |
Научить определять границы предложения, учиться распознавать текст |
9-13 |
5 |
Диалог |
1 |
Познакомить с понятием диалог, оформление предложений на письме |
Научатся отличать диалог от других типов речи |
14-16 |
6 |
Роль слов в речи.
|
1 |
Роль слов в речи |
Научатся составлять предложение по опорным словам |
18-20 |
7-8 |
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов. |
1 |
Познакомить со словами — названия предметов, признаков предметов, действий предметов. |
Научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы |
21-24 |
9 |
Диктант 2 |
1 |
Выявить умение грамотно писать под диктовку. |
Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
10 |
Слова однозначные и многозначные |
1 |
Ознакомить с однозначными и многозначными , близкими и противоположными по значению словами |
Научатся различать однозначные и многозначные слова |
25-29 |
11-12 |
Слово и слог |
2 |
Формировать умение делить слова на слоги |
Научатся определять количество слогов в слове |
32-35 |
13-14 |
Деление слов на слоги. Перенос слова |
2 |
Формировать умение делить слова на слоги |
Учащиеся научиться делить слова для переноса |
36-38 |
15-16 |
Ударение. Ударные и безударные слоги. |
2 |
Познакомить со случаями, когда ударение не ставится |
Научатся определять ударные и безударные слоги в словах |
39-44 |
17-18 |
Звуки и буквы |
2 |
Уточнить представление о существенных признаках звуков и букв
|
Научатся распознавать условные обозначения звуков речи |
46-51 |
19-20 |
Русский алфавит или Азбука |
2 |
Формировать умение располагать заданные слова в алфавитном порядке |
Научатся применять знание алфавита при выполнение практических заданий |
52-57 |
21 |
Диктант 3 |
1 |
Выявить умение грамотно писать под диктовку. |
Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
22 |
Гласные звуки |
1 |
Определение гласных звуков и букв |
Научатся обозначать буквами гласные звуки |
58-59 |
23 |
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах |
1 |
Соотносить количество звуков и букв в слове |
Научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах |
60-62 |
24 |
Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. |
1 |
|||
25-28 |
Ударные и безударные гласные звуки |
4 |
Познакомить с правилом проверочного слова |
Научатся определять ударные и безударные гласные звуки в слове |
63-73 |
29 |
Диктант 4 |
1 |
Выявить умение грамотно писать под диктовку. |
Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
29-30 |
Согласные звуки |
2 |
Дать представление о переносе слова с удвоенными согласными |
Научатся переносить слова с удвоенными буквами |
74-78 |
31 |
Слова с буквой И и Й |
1 |
Познакомить с правилами переноса слов с буквой Й |
Научатся распознавать согласный звук [й,] и гласный звук [и] |
79-80 |
32-33 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки |
2 |
Умение распознавать в слове мягкие и твердые согласные |
Научатся обозначать на письме твердость и мягкость согласного |
81-86 |
34-35 |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
2 |
Обозначение мягкости согласных мягким знаком |
Научатся переносить слова с мягким знаком |
87-90 |
36 |
Диктант 5 |
1 |
Выявить умение грамотно писать под диктовку. |
Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
37 |
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений |
1 |
Развивать устную и письменную речь |
Научатся составлять текст из предложений |
91 |
38-41 |
Согласные звонкие и глухие |
4 |
Формировать умение подбирать проверочные слова |
Научатся соотносить произношение и написание парного согласного на конце слова |
92-103 |
42 |
Шипящие согласные звуки |
1 |
Распознавание шипящих согласных на конце |
Научатся правильно произносить согласные звуки |
104-105 |
43-44 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ |
2 |
Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ |
Научатся находить слова с сочетаниями |
106-109 |
45-46 |
Буква сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ |
2 |
Развивать навыки правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу |
Научатся находить слова с сочетаниями |
110-111 |
47 |
Диктант 6 |
1 |
Выявить умение грамотно писать под диктовку. |
Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
46-48 |
Заглавная буква в словах |
2 |
Правила употребления заглавной буквы в именах собственных |
Научатся распознавать имена собственные |
122-133 |
49 |
Проект «Сказочная страничка» |
1 |
Умение подбирать текстовую информацию |
Умение представлять свой проект |
|
50 |
Повторение и обобщение изученного материала |
1 |
Повторить материал, изученный в 1-ом классе |
Научатся систематизировать полученные знания |
|
Тематическое планирование
Русский язык 2 класс
Раздел. Название темы. |
Кол-во часов |
Элементы содержания.
|
Универсальные учебные действия. |
|
I четверть – 45 часов Наша речь – 4 урока |
||||
1 |
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Отличие письменной речи от устной. |
1 |
Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная, письменная. Восприятие и понимание звучащей речи. Речевой этикет. |
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностью собственной речи и оценивать ее. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как правильно списывать предложение» |
2 |
Язык – средство общения людей. |
1 |
||
3 |
Диалог и монолог. |
1 |
Отличать диалогическую и монологическую речь. Использовать в речи монолог и диалог. Участвовать в учебном диалоге. Работать со страничкой для любознательных. Составлять по рисунку диалог и монолог. |
|
4 |
Речевой этикет в ситуации общения. Тест. |
1 |
||
Текст – 5 уроков. |
||||
5 |
Текст. Признаки текста. |
1 |
Устное сочинение по рисункам, данному началу и опорным словам. Уточнение представлений о признаках текста. |
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к данному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять рассказ по рисункам, данному началу и опорным словам. |
6 |
Тема и главная мысль текста. |
1 |
Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. |
|
7 |
Текст. Части текста. |
1 |
Знакомство со структурой текста. Определение темы текста, главной мысли. |
|
8 |
Диктант 1. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
|
9 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Предложение – 12 часов. |
||||
10 |
Предложение. Различение предложения. |
1 |
Воспроизведение знаний о предложении. Умение различать предложения. |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Составлять предложения из слов. Писать слова в предложении раздельно. |
11 |
Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. |
1 |
Ознакомление с ролью предложений в речи. |
|
12 |
Связь слов в предложении. Контрольное списывание. |
1 |
Определение границ предложений, составление предложений из слов и их запись. |
|
13-14 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
2 |
Общее представление о главных и второстепенных членах предложения. |
Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически правильно основу предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Различать распространенной (с второстепенными членами) и нераспространенные (без второстепенных членов) предложения. Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. |
15 |
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. |
1 |
Формирование общего представления о главных членах предложения. |
|
16 |
Простое распространённое и нераспространенное предложения. |
1 |
Формирование представления о простом распространённом и нераспространенном предложении. |
|
17 |
Установление связи слов в предложении. |
1 |
Установление связи слов в предложении. |
|
18 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине |
1 |
Рассматривание картины, составление описательного текста по вопросам учителя и данному началу. |
|
19 |
Анализ сочинений |
1 |
||
20 |
Контрольный диктант 2. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
|
21 |
Работа над ошибками |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Слова, слова, слова – 23 часа |
||||
22-23 |
Слово и его лексическое значение. |
2 |
Общее представление о лексическом значении слова. |
Определять значение слова по словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова с прямым и переносным значениях. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. |
24 |
Слова однозначные и многозначные. |
1 |
Уточнение представления об однозначных и многозначных словах. |
|
25 |
Прямое и переносное значение слов. |
1 |
Употребление слов в прямом и переносном значении. |
|
26 |
Синонимы. |
1 |
Ознакомление со словами – синонимами. |
Распознавать среди данных пар слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. |
27-28 |
Антонимы. |
2 |
Ознакомление со словами – антонимами. |
|
29 |
Контрольный диктант 3 |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
|
30 |
Работа над ошибками |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
31-32 |
Общее представление о родственных словах. |
2
|
Общее представление о родственных словах |
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять в однокоренных словах корень, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимическими корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. |
32-33 |
Однокоренные слова. Корень слова – главная значимая часть слова. |
2 |
Общее представление об однокоренных словах. Корень — главная значимая часть слова. |
|
34 |
Общее представление о слоге. Деление слов на слоги. |
1 |
Общее представление о слоге. Слогообразующая роль гласных в слоге. Деление слов на слоги. |
|
35 |
Общее представление об ударении. Словесное ударение. |
1 |
Общее представление об ударении. Определение ударения в словах. Словесное ударение. |
Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью ударения русского языка. |
36-37 |
Общее представление об ударных и безударных слогах. |
2 |
Проверка написания безударных гласных в слове. |
|
38 |
Перенос слов.
|
1 |
Ознакомление с правилами переноса слов. |
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Перенос слов по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
39 |
Упражнения в переносе слов. Употребление знака переноса. |
1 |
Деление слов на слоги и перенос слов с одной строки на другую. |
|
40 |
Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам. |
1 |
Выделение в тексте темы и основной мысли. |
|
41 |
Работа над ошибками. |
1 |
||
42 |
Контрольный диктант 4 |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
|
43 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Звуки и буквы – 34 часа |
||||
44 |
Звуки и буквы, их обозначающие. |
1 |
Представление о роли звуков в различии смысла слов. |
Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условное обозначение звуков. |
45 |
Русский алфавит. |
|
Правильное произношение букв алфавита. |
|
II четверть – 35 часов |
||||
46 |
Роль алфавита в жизни людей. |
1 |
Использование алфавита при нахождении слов в словаре. |
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, которой они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу., называть соседние буквы по отношению к заданной. |
47 |
Написание слов с большой буквы. |
1 |
Случаи написания слов с большой буквы. |
|
48 |
Гласные звуки и буквы, их обозначающие. |
1 |
Распознавание гласных звуков по их основным признакам. |
|
49 |
Контрольный диктант 5 |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
|
50 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
51 |
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова. |
1 |
Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной |
Находить в слове гласные буквы. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. |
52 |
Роль гласных букв е, ё , ю, я в словах. Письменные ответы на вопросы к тексту |
1 |
Различение роли букв е, ё, ю, я в словах. Передача содержания текста с опорой на вопросы. |
|
53 |
Правописание безударных гласных. Особенности проверочного слова. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава – травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове). Объяснять правописание слова с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания. |
54-55 |
Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова. |
2 |
||
56 |
Проверка правописания безударных гласных в корне. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
57 |
Разные способы проверки правописания безударных гласных в корне. |
1 |
||
58 |
Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. |
1 |
Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной. |
|
59 |
Правописание безударных гласных в корне слова. Восстановление деформированного текста. |
1 |
Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной. |
|
60 |
Контрольный диктант 6 |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы). Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
61 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
62 |
Согласные звуки и буквы, их обозначающие |
1 |
Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых. |
Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласный звук [й,] и гласный звук [и]. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ванн-на) |
63-64 |
Согласный звук Й, и буква «и краткое». |
2 |
Общее представление о согласном звуке Й,, обозначение его буквой. |
|
65 |
Правописание удвоенных согласных букв. |
1 |
Уточнение представлений о словах с удвоенными согласными. |
|
66 |
Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». |
1 |
Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. |
Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорными слова, записывать составленный рассказ. |
67 |
Наши проекты. Работа над ошибками. |
1 |
Создание нового информационного объекта – знаменательных заданий по русскому языку |
Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания в учебнике). |
68 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. |
1 |
Различение согласных мягких и твёрдых. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков на письме. |
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснить причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Пробирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким звуком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
69 |
Различение согласных мягких и твёрдых звуков. Восстановление деформированного текста. |
1 |
Различение согласных мягких и твёрдых. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков. |
|
70 |
Мягкий знак. Роль мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове. |
1 |
Употребление мягкого знака. Способы обозначения мягкости согласного звука. |
|
71-72 |
Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. |
2 |
Употребление мягкого знака. Способы обозначения мягкости согласного звука. |
|
73 |
Контрольный диктант 7 |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
74 |
Проверочная работа. |
1 |
||
75 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
76 |
Наши проекты |
1 |
Защита проектов. |
Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания в учебнике). |
77 |
Обобщающий урок по теме. |
1 |
Обобщить и систематизировать знания по теме. |
|
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 29 часов |
||||
78 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ |
1 |
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. |
Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями ЧН, ЧТ (чтобы, скучно и др.). |
79 |
Развитие речи. Обучающее сочинение. |
1 |
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. |
|
80 |
Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
III четверть – 50 часов |
||||
81 |
Наши проекты. Рифма |
1 |
Формировать мотивации к исследовательской и творческой работе. |
Находить в тексте рифмующие строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы. |
82-83 |
Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ |
2 |
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
Находить в словах буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, подбирать примеры с таким буквосочетанием. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
84 |
Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Проверь себя. |
1 |
||
85-86 |
Звонкие и глухие согласные. |
2 |
Правописание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Формировать умение ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. |
Различать глухие и звонкие согласные, парные и непарные. Характеризовать согласные звуки (глухой — звонкий, парный – непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные на конце слова и в конце перед другими согласными. Соотносить произношение и написание парного согласного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в конце пред согласным звуком. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверить. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, мороз – морозы, морозный). |
87 |
Проверка парных согласных в корне слова |
1 |
||
88 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных |
1 |
||
89 |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста |
1 |
||
90-92 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
3 |
||
93-94 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана |
2 |
||
95 |
Контрольный диктант 8. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
96 |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала |
1 |
Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. |
|
97 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
1 |
Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. |
Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Приводить примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя). |
98-99 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком |
2 |
||
100-101 |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала |
2 |
||
102 |
Контрольное списывание |
1 |
||
103 |
Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
1 |
||
104 |
Обобщение знаний по теме. Работа над ошибками. |
1 |
||
105-106 |
Обобщение изученного материала |
2 |
||
Части речи – 47 часов |
||||
107 |
Части речи. |
2 |
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. |
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.
Распознавать имена существительные среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.
Объяснять лексическое значение слов – имен существительных.
Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.
Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
Писать с заглавной буквы имена собственные.
Находить информацию ( с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернете, о происхождении своей фамилии и названии своего города.
Составлять устный рассказ о своем любимом животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. |
108 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающие эти части и явления.
Заглавная буква в именах собственных.
Развитие познавательного интереса к происхождению имен и фамилий, история названия своего города.
Составление устного рассказа по репродукции картины.
Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.
Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. |
|
109 |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
1 |
||
110 |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
1 |
||
111 |
Правописание собственных имен существительных |
1 |
||
112 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей |
1 |
||
113 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет |
1 |
||
114 |
Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи |
1 |
||
115 |
Заглавная буква в географических названиях |
1 |
||
116 |
Обучающее изложение |
1 |
||
117 |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы |
1 |
||
118 |
Контрольный диктант 9. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
119 |
Работа над ошибками |
1 |
Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. |
|
120-122 |
Единственное и множественное число имен существительных |
3 |
Изменение существительных по числам. Имена существительные употребляемые только в одном числе (ножницы, молоко). |
Определять число имен существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга – книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. |
123-124 |
Обобщение знаний по теме. Проверка знаний. |
2 |
||
125 |
Контрольный диктант 10 |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
126 |
Работа над ошибками |
1 |
Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. |
|
127-129 |
Глагол как часть речи. |
3 |
Синтаксическ5ая функция глагола в предложении. |
Распознавать глаголы среди других частей речи. |
IV четверть – 40 часов |
||||
130-131 |
Единственное и множественное число глаголов |
2 |
Изменение глаголов по числам. Формирование навыка правильно употребления глаголов (одеть, надеть) в речи. Правописание частицы НЕ с глаголом. Понятие о тексте повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. |
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значении. Определять каким членом предложения является глагол в предложении. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определенном числе. |
132 |
Правописание частицы НЕ с глаголами |
1 |
||
133 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» |
1 |
||
134-135 |
Текст-повествование. |
2 |
||
136 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. |
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Определять каким членом предложения является имя прилагательное. Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные по группам в зависимости от числа, изменять имена прилагательные по числам. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовки работы). Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя) |
137 |
Связь имени прилагательного с именем существительным |
1 |
||
138 |
Прилагательные, близкие и противоположные по значению |
1 |
||
139 |
Единственное и множественное число имен прилагательных |
1 |
Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Понятие о тексте описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. |
|
140-141 |
Текст-описание. |
2 |
||
142 |
Общее понятие о предлоге |
1 |
||
143 |
Раздельное написание предлогов со словами |
1 |
||
144-145 |
Восстановление предложений |
2 |
||
146 |
Контрольный диктант 11. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
147 |
Работа над ошибками |
1 |
Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. |
|
148-149 |
Местоимение (личное) как часть речи. |
2 |
Значение личного местоимения, употребление в речи (общее представление). Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. |
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. |
150-151 |
Текст-рассуждение. |
2 |
||
152-153 |
Обобщение полученных знаний по теме «Части речи». |
2 |
||
Повторение – 17 часов |
||||
154 |
Повторение по теме «Текст» |
1 |
Повторить и обобщить знания по изученным темам за год. Закрепить знание понятия о предложении, слове. Закрепить знание о лексическом значении слова, его многозначности.
|
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения |
155 |
Обобщение изученного. Сочинение по картине |
1 |
||
156-157 |
Повторение по теме «Предложение» |
2 |
||
158 |
Повторение по теме «Слово и его значение» |
1 |
||
159-160 |
Повторение по теме «Части речи» |
2 |
Систематизировать знания об изученных частях речи. Систематизировать изученные знания о правописании слов.
|
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и местоимения среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.
|
161 |
Повторение по теме «Звуки и буквы» |
1 |
||
162 |
Повторение по теме «Правила правописания» |
1 |
||
163 |
Контрольное списывание |
1 |
||
164 |
Контрольный диктант 12. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
165 |
Работа над ошибками |
1 |
Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. |
|
166-169 |
Повторение и закрепление изученного материала |
4 |
Систематизировать знания полученные за второй год обучения. |
Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |
170 |
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс |
1 |
Тематическое планирование
Русский язык 3 класс
Раздел. Название темы. |
Кол-во часов |
Элементы содержания.
|
Универсальные учебные действия. |
|
I четверть – 45 часов Язык и речь – 2часа. |
||||
1 |
Виды речи. Речь – отражение культуры человека. |
1 |
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Составление текста по рисунку. |
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. |
2 |
Язык – основа национального самосознания. |
1 |
||
Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 часов. |
||||
3 |
Текст. Признаки текста. |
1 |
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. |
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. |
4 |
Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. |
1 |
||
5 |
Предложение. Диалог. |
1 |
Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге. |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нем предложение. |
6-7 |
Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения. |
2 |
Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. |
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
8 |
Восклицательные и невосклицательные предложения. |
1 |
||
9 |
Предложение с обращением. |
1 |
Общее представление об обращении. |
Находить обращение в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. |
10 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов). Разбор предложения по членам. |
Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения второстепенными членами. |
11 |
Распространенные и нераспространенные предложения. |
1 |
||
12 |
Простое и сложное предложение. |
1 |
Запятая в нутрии сложного предложения. |
Различать простое и сложное предложение, объяснять знаки внутри сложного предложения. |
13-14 |
Словосочетание. |
2 |
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетание главного и зависимого слова. |
Различать словосочетание и предложение. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами и словосочетаниями. |
15 |
Контрольный диктант 1. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
16 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Слово в языке и речи – 19 часов. |
||||
17-18 |
Лексическое значение слова. |
2 |
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. |
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном значении. |
19 |
Омонимы. |
1 |
Использование омонимов в речи. Работа со словарем омонимов. |
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. |
20 |
Слово и словосочетание. |
1 |
Установление связи слов в предложении. |
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. |
21-22 |
Фразеологизмы. |
2 |
Значение фразеологизмов и их использование в речи. |
Находить в тексте и предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизмы от неустойчивого словосочетания. |
23-25 |
Части речи. Общее и углубленное представление. |
3 |
Обобщить знания об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, местоимении. |
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки, изученных частей речи. |
26-27 |
Имя числительное. |
2 |
Дать общее представление об имени числительном. |
|
28 |
Контрольный диктант 2. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
29 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
30 |
Слово и слог. |
1 |
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. |
Различать слово и слог, звуки букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. |
31-32 |
Звуки и буквы. |
2 |
||
33 |
Контрольный диктант 3. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
34 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
35 |
Проект «Рассказ о слове» |
1 |
Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. |
|
Состав слова – 16 часов. |
||||
35 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
1 |
Совершенствовать умение определять корень слова, подбирать однокоренные слова. Работа со словарем однокоренных слов. |
Формулировать определение однокоренные слова и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общем корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. |
36 |
Чередование согласных в корне. |
1 |
||
37 |
Сложные слова. |
1 |
||
38-39 |
Формы слова. Окончание. |
2 |
Познакомить с окончанием, его функцией в слове. |
Находить окончание слова, путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. |
40 |
Контрольный диктант 4. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
41 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
42-43 |
Приставка. |
2 |
Формулировать определение приставки |
Объяснить значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставок. |
44-45 |
Суффикс. |
2 |
Формулировать определение суффикс. |
Объяснить значение суффикса в слове. Выделять в словах суффикс. Образовывать слова с помощью суффикса. |
II четверть – 35 часов |
||||
46 |
Основа слова. |
1 |
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем. |
Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слова по составу |
47-49 |
Обобщение знаний о составе слова |
3 |
||
50 |
Проект «Семья слов» |
1 |
Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. |
|
Правописание частей слова – 30 часов. |
||||
51 |
Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова. |
1 |
Формировать умение ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути ее решения. |
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действия для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. |
52-56 |
Правописание слов с безударными гласными в корне. |
5 |
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формировать уважительное отношение к истории языка. |
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. |
57-61 |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
5 |
Систематизировать знания о правописании слов с парными согласными по глухости – звонкости. |
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. |
62-66 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
5 |
Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. |
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
67-69 |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
3 |
Перенос слова с удвоенными согласными |
Работать с орфографическим словарем. Составлять словарик слов с определенной орфограммой. |
70 |
Контрольный диктант 5. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
71 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
72-75 |
Правописание суффиксов и приставок. |
4 |
Систематизировать знания о правописание безударных гласных и парных согласных в приставках и суффиксах. Различать приставку и предлог. |
Познакомить с правописанием безударных гласных в приставке и суффиксе, доказывать правильность выбора правописания орфограммы. Взаимопроверка и самопроверка выполненной письменной работы. |
76-78 |
Правописание приставок и предлогов. |
3 |
||
79-80 |
Обобщение знаний о правописании значимых частей слова |
2 |
||
III четверть – 50 часов |
||||
Части речи – 76 часов |
||||
81 |
Части речи. |
1 |
Повторение и углубление знаний о частях речи |
Определять по изученным признакам слова различных частей речи |
Имя существительное – 30 часов. |
||||
82 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
Значение и употребление имен существительных в речи. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Правописание имен собственных. |
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова – имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
83-84 |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
2 |
||
85-86 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
2 |
||
87 |
Проект «Тайна имени» |
1 |
Развитие интереса к тайнам имен, тайна своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательских работ. |
Наблюдать над толкованием значения некоторых имен. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о собственном имени. |
88-89 |
Число имен существительных. |
2 |
Изменение имен существительных по числам. |
Определять число имен существительных. Изменять форму числа имен существительных |
90 |
Род имен существительных (первое представление) |
1 |
Формировать нравственные представления о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и т.д.). мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. Составление устного рассказа по серии картинок. |
Определение рода имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. |
91-92 |
Мужской род имени существительного. |
2 |
||
93 |
Женский род имени существительного. |
1 |
||
94 |
Средний род имени существительного. |
1 |
||
95 |
Контрольный диктант 6. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
96 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
97 |
Падеж имен существительных. |
1 |
Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Составление рассказа по репродукции И.Я.Билинина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» |
Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать название падежей. Работать с памяткой «Как определять падеж имени существительного». Определять падеж имен существительных. Составлять рассказ по репродукции картины. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное. |
98-99 |
Именительный падеж имен существительных. |
2 |
||
100-101 |
Родительный падеж имен существительных. |
2 |
||
102-103 |
Дательный падеж имен существительных. |
2 |
||
104-105 |
Винительный падеж имен существительных. |
2 |
||
106-107 |
Творительный падеж имен существительных. |
2 |
||
108-109 |
Дательный падеж имени существительного |
2 |
||
110 |
Контрольный диктант 7. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
111 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Имя прилагательное – 19 часов. |
||||
112 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
Лексическое значение имен прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте. |
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. |
113-114 |
Повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. |
2 |
||
115-116 |
Сложные имена прилагательные. Текст- описание. |
2 |
Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов. |
Распознавать научное и художественное описания, наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах. |
117-118 |
Форма имен прилагательных. |
2 |
Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных. |
Определение рода имен прилагательных, классификация имен прилагательных. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. |
119-120 |
Род имен прилагательных. |
2 |
||
121-122 |
Падеж имен прилагательных. |
2 |
Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам. |
Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. |
123 |
Контрольный диктант 8. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
124 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
125-129 |
Обобщение знаний об именах прилагательных. |
3 |
Морфологический разбор имени прилагательного. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» |
Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. |
IV четверть – 40 часов |
||||
130 |
Проект «Имена прилагательные в загадках». |
1 |
Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. |
Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. |
Местоимение – 5 часов |
||||
131-133 |
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-его лица. |
3 |
Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-его лица. |
Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-его лица единственного числа). |
134 |
Контрольный диктант 9. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
135 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Глагол – 21 час |
||||
136 |
Глагол как часть речи. |
1 |
Значение и употребление в речи глагола. Число. Изменение глагола по числам. Составление текста по сюжетным картинкам. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? |
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на неопределенный вопрос. Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от глагола в неопределенной форме однокоренные слова. |
137-138 |
Изменение глаголов по числам. |
2 |
||
139 |
Начальная (неопределенная) форма глагола. |
1 |
||
140141 |
Число глаголов. |
2 |
||
142 |
Контрольный диктант 10. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
143 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
144-146 |
Время глагола. |
3 |
Изменение глагола по временам. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. |
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глагола Определять род и число глаголов прошедшего времени. |
147-148 |
Род глагола в прошедшем времени. |
2 |
||
149-150 |
Правописание НЕ с глаголами. |
2 |
||
151-153 |
Обобщение знаний о глаголе. |
3 |
||
154 |
Контрольный диктант 11. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
155 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
156 |
Конференцию на тему «Части речи русского языка» |
1 |
Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. |
Самостоятельно выбирать тему и подготавливать материал для доклада на конференции. |
Повторение – 13 часов |
||||
157-159 |
Текст. |
3 |
Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. |
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
160-162 |
Предложение. Главные и второстепенные члены предложение. |
3 |
Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения |
|
163 |
Контрольный диктант 12. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
164 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
165-169 |
Части речи. |
5 |
Повторение и обобщение знаний о частях речи |
Определять по изученным признакам слова различных частей речи |
170 |
Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс |
1 |
Систематизировать знания полученные за третий год обучения. |
Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |
Тематическое планирование
Русский язык 4 класс
Раздел. Название темы. |
Кол-во часов |
Элементы содержания.
|
Универсальные учебные действия. |
|
I четверть – 45 часов |
||||
повторение – 11 часов. |
||||
1 |
Наша речь и наш язык. |
1 |
Диалогическая и монологическая речь |
Анализировать высказывания о русском языке. |
2-4 |
Текст. |
3 |
Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. |
Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. |
5-6 |
Предложение. |
2 |
Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительные и побудительные. |
Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. |
7 |
Обращение. |
1 |
Нахождение в предложение обращения в начале, середине, конце. |
Выделять обращение на письме. |
8 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. |
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. |
9 |
Основа предложения. |
1 |
||
10 |
Контрольный диктант 1. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
11 |
Работа над ошибками. Словосочетание. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Предложение – 9 часов. |
||||
12-14 |
Однородные члены предложения. |
3 |
Представление о предложении с однородными членами. Запятая между однородными членами предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. |
Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять какими членами предложения являются однородные члены. Различать простое предложения с однородными членами и сложное предложение. |
15-18 |
Простые и сложные предложения |
4 |
||
19 |
Контрольный диктант 2. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
20 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Слово в языке и речи – 21 час. |
||||
21-24 |
Лексическое значение слова. |
4 |
Понимание слова как единства звучания и значения. Выделение слов, значение которые следует уточнить. |
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном смысле. |
Состав слова – 10 часов. |
||||
25-27 |
Значимые части слова |
3 |
Корень, приставка, суффикс. Значение суффиксов и приставок. |
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова и слова с омонимическими корнями. |
28-30 |
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
3 |
Правописание слов с безударными гласными, с парными по глухости-звонкости согласными, с непроизносимыми согласными. |
Устанавливать наличие изученных орфограмм в словах, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. |
31-32 |
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. |
2 |
Правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков в словах. |
Работать с орфографическим словарем. |
33 |
Контрольный диктант 3. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
34 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Части речи – 7 часов |
||||
35-36 |
Повторен6ие и углубление представлений о частях речи. |
2 |
Деление частей речи на самостоятельные и служебные. |
Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи. |
37-39 |
Наречие. |
3 |
Общее представление о наречие. Употребление в речи. |
Находить наречия среди слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. |
40 |
Контрольный диктант 4. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
41 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Имя существительное – 43 часа |
||||
42-45 |
Имя существительное. Изменение по падежам. |
4 |
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. |
II четверть – 35 часов |
||||
46-48 |
Падежные окончания имен существительных первого склонения. |
3 |
Падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А.Пластова «Первый снег» (сочинение-описание) |
Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонения». Классифицировать имена существительные по склонениям. Составлять текст-отзыв по репродукции картины. |
49-51 |
2-ое склонение имен существительных. |
3 |
||
52-53 |
3-е склонение имен существительных. |
2 |
||
54 |
Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. |
1 |
Определять падеж в котором употреблено имя существительное. Различать падежи имен существительных во множественном и единственном числах. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Сопоставление падежных окончаний имен существительных в единственном числе. |
Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного гласного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании. Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания Е и И. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачов – задачей). |
55 |
Именительный и винительный падежи имен существительных. |
1 |
||
56-57 |
Родительный падеж имен существительных |
2 |
||
58-59 |
Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных. |
2 |
||
60-62 |
Дательный падеж имен существительных. |
3 |
||
63-64 |
Творительный падеж имен существительных. |
2 |
||
65-66 |
Предложный падеж имен существительных. |
2 |
||
67 |
Контрольный диктант 5. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
68 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
69 |
Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе. |
1 |
Лексические и грамматические нормы употребления имен существительных во множественном числе. Сопоставление падежных окончаний имен существительных во множественном числе. |
Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. |
70 |
Именительный падеж множественного числа имен существительных. |
1 |
||
71-72 |
Родительный падеж множественного числа имен существительных. |
2 |
||
73 |
Винительный падеж одушевленных имен существительных |
1 |
||
74 |
Контрольный диктант 6. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
75 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
76-78 |
Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа имен существительных. |
3 |
Лексические и грамматические нормы употребления имен существительных во множественном числе. Сопоставление падежных окончаний имен существительных во множественном числе. |
Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. |
79-80 |
Обобщение знаний о падежах имен существительных множественного числа. |
2 |
||
III четверть – 50 часов |
||||
81-83 |
Обобщение знаний об имени существительном. |
3 |
Обобщение знаний о падежных окончаниях имен существительных. |
Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. |
84 |
Проект «Говорите правильно» |
1 |
Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. |
Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употреблению некоторых форм имен существительных. |
Имя прилагательное – 30 часов. |
||||
85-88 |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. |
4 |
Род и число имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). |
Определять род и число имен прилагательных. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». |
89 |
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. |
1 |
Развитие мотивов к проведению исследовательских работ |
Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных. |
90-91 |
Изменение по падежам имен прилагательных. |
2 |
Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы слова имени существительного. |
Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). |
92 |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
1 |
||
93 |
Именительный падеж имен прилагательных. |
1 |
Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. Развитие чувства любви к родному краю – частичке своей большой родины на основе содержания текстов. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. |
Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. |
94 |
Родительный падеж имен прилагательных |
1 |
||
95 |
Дательный падеж имен прилагательных |
1 |
||
96 |
Винительный падеж имен прилагательных |
1 |
||
97 |
Творительный падеж имен прилагательных |
1 |
||
98 |
Предложный падеж имен прилагательных |
1 |
||
99 |
Обобщение о склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. |
1 |
||
100 |
Контрольный диктант 7. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
101 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
102-104 |
Именительный и винительный падежи имени прилагательного женского рода. |
3 |
Окончание имен прилагательных женского рода в каждом из падежей. Формировать уважение к национальному достоинству Российского государства, древним архитектурным памятникам, а также к национальному достоянию других стран и народов. |
Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города, обобщать ее и составлять сообщение. |
105-108 |
Родительный, дательный, творительный падежи имени прилагательного женского рода. |
4 |
||
108112 |
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
5 |
||
113 |
Контрольный диктант 7. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
114 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Личные местоимения – 7 часов. |
||||
115 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
Роль личных местоимений. Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-его лица в единственном и множественном числе. |
Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицей склонение личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. |
116-119 |
Изменение по падежам личных местоимений. |
4 |
||
120 |
Контрольный диктант 8. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
121 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
Глагол – 34 часа |
||||
123125 |
Глагол как часть речи. |
3 |
Значение глагола в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). |
Различать глаголы среди других слов в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). |
126-129 |
Неопределенная форма глагола. |
4 |
||
IV четверть – 40 часов |
||||
130134 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам |
5 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов в настоящем времени. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Группировать найденные в тексте глаголы, записывать их в соответствующий столбец «I и II спряжение глаголов». |
135-138 |
I и II спряжение глаголов. |
4 |
||
139143 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями |
5 |
||
144 |
Контрольный диктант 9. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
145 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
145-147 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
3 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. |
Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. |
148150 |
Обобщение по теме глагол |
3 |
||
151 |
Контрольный диктант 10. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
152 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
153-154 |
Правописание глаголов в настоящем времени. |
2 |
Совершенствовать умение изменять глаголы по временам. Определять время глагола. |
Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.
|
155-156 |
Правописание глаголов в будущем времени. |
1 |
||
Повторение – 14 часов. |
||||
157-159 |
Повторение и обобщение сведений о тексте и предложении. |
3 |
Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения |
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
160 |
Контрольный диктант 11. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
161 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
162-165 |
Повторение и обобщение сведений о частях речи. |
4 |
Систематизировать знания об изученных частях речи. Систематизировать изученные знания о правописании слов.
|
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и местоимения среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. |
166 |
Контрольный диктант 12. |
1 |
Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
167 |
Работа над ошибками. |
1 |
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. |
|
168-170 |
Обобщение и закрепление материала изученного за 4 класс |
3 |
Систематизировать знания полученные за четыре года обучения. |
Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |