КТП по природоведению 5 класс (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)

Календарно-тематическое планирование

По природоведению

Класс 5

Учитель - Любомудрова Светлана Николаевна

Количество часов

Всего - 68 часов, в неделю – 2 часа

Плановых контрольных работ - 1 , зачетов – 3/3 ,практических работ --- 21 .

Планирование составлено на основе программы для образовательных учреждений к комплекту учебников под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 . «Природоведение» авторы: В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова.. 2011г

п/п

дата

Коррек

тировка

даты.

Наименование раздела, темы урока

Формы контроля.

(Практическая работа)

Требования к уровню подготовки учащихся.

Домашнее задание

примечание






Введение – 2часа





  1. 1



Природа. Живая и неживая. Человек и природа.


п/р. № 1. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

Знать о многообразии тел и их простейших классификациях.

Уметь приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека.


С.5-6, схема «Живая природа»

Демонстрация тел живой и неживой природы.

  1. 2



Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.


п/р №2

Знакомство с оборудованием для научных исследований Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Конструирование простейших измерительных приборов.




Знать об отдельных методах изучения природы, экологических проблемах округа и путях их решения. Уметь пользоваться приборами и инструментами.

провести наблюдение, опыт, поставить эксперимент.


С. 7-10., опыт 4.


Демонстрация приборов и инструментов для проведения наблюдений, опытов, экспериментов. Демонстрация портретов великих ученых-естествоиспытателей.




Вселенная (6 часов)











  1. 3



Вселенная. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно). Звездное небо: основные созвездия

п/р №3.Наблюдение за звездным небом. Нахождение основных созвездий. Работа с подвижной картой звездного неба.

Знать современное определение Вселенной.

иметь представление о шкале яркости звезд.

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

$1,

Подготовить сообщения о солнечной системе

Демонстрация карты звездного неба.

Демонстрация портретов ученых.

  1. 4



Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд

п/р №4.Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

Знать положение планет в Солнечной системе, знать планеты земной группы.

давать определения терминам, перечислять планеты и тела солнечной системы

Уметь характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле, описывать строение солнечной системы, давать характеристику кометам, метеоритам, метеорам, вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца.

5, раб. тетр. №20,21

Подготовить сообщения о планетах

Демонстрация модели солнечной системы

  1. 5



Планета Земля. Строение Земли.

п/р № 5.«Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий»

Иметь представление об оси Земли, ее орбите.

Уметь характеризовать положение Земли в Солнечной системе, объяснять значение вращения земли вокруг своей оси и Солнца.


$2, пересказ

Демонстрация глобуса

  1. 6



Сферы Земли. (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).Суточное и годовое движение Земли.

Графический диктант

Иметь представление об оболочках Земли.

Уметь перечислять внешние оболочки Земли, характеризовать оболочки, их состав, строение, процессы.

прогнозировать последствия влияния деятельности человека на внешние оболочки Земли.

$3 пересказ, сообщения о Луне



  1. 7



Луна – естественный спутник Земли


Иметь представление об особенностях строения поверхности Луны, о причинах изменения внешнего вида Луны и причинах образования фаз Луны.

Уметь использовать дополнительные источники информации, объяснять причины образования фаз Луны, характеризовать Луну как спутник Земли, сравнивать Землю с ее спутником.

$4 пересказ


8



Вселенная (обобщающий урок)

Тестирование по теме «Вселенная»

п/р. № 6. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца

над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Знать особенности строения Солнечной системы, ее состав, ближайшую к Земле звезду, положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет.

Уметь характеризовать Солнечную систему, положение Земли в Солнечной системе, объяснять смену дня и ночи и времен года. перечислять небесные тела


Составить кроссворд по теме

« Вселенная»





Строение и свойства вещества

(11 часов)





9



Тела и вещества. Вещества в окружающем мире и их использование человеком


Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях.

Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, делать выводы об агрегатных состояниях вещества.

$6 пересказ, РТ №26,27


10



Свойства твердых тел, жидкостей и газов..

П/р. №7 Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ

Знать свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Уметь характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность.

$7 пересказ,

РТ № 29,31.


11



Вещества и смеси.


Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях Уметь характеризовать свойства веществ и смесей , делать выводы. Приводить примеры применения свойств веществ человеком.

$8, задание 1.


12.



Молекулы. Атомы. Элементы.


Знать строение молекул некоторых веществ.

Уметь давать характеристику молекул, их атомов, химических элементов.

$9 пересказ

Демонстрация модели атома и молекулы. Демонстрация таблицы химических элементов.

13.



Диффузия – движение частиц вещества.


иметь представление о диффузии. Знать о различии диффузии в газах, жидкостях, твердых веществах.

Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, давать определения терминам

$10, РТ №37


14



Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах.


иметь представление о взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Уметь приводить примеры взаимодействия частиц.

$11.


15



Простые и сложные вещества.


Знать отличительные признаки простых и сложных, неорганических и органических веществ.

Уметь приводить примеры, простых и сложных, неорганических и органических веществ.

$12 РТ№40, 41


16



Физические явления природы. Их использование человеком в повседневной жизни.

П./Р.№.8.

Исследование физических явлений.

( испарение)

Знать что такое явления природы и какие явления называются физическими.

Уметь давать характеристику физическим явлениям, приводить примеры физических явлений и их использования человеком.

$13 РТ№44


17



Химические явления. Горение. Использование человеком в повседневной жизни химических явлений.


Знать о многообразии явлений природы.

Уметь давать характеристику химических явлений. Приводить примеры химических явлений и их использования человеком.

14

РТ №,49,50


18



Химические реакции. Окисление.


П./Р.№.9.

Наблюдение признаков химической реакции.

Знать о роли кислорода в процессе дыхания живых организмов.

Уметь приводить примеры окисления.

$15

РТ№ 56,57


19



Урок контроля по теме: «Строение и свойства вещества»

проверочная работа по теме «Строение и свойства вещества»

Знать многообразие явлений природы и их простейшую классификацию

Приводить примеры физических и химических явлений.

Уметь характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, Характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность. Приводить примеры явлений, сравнивать физические и химические явления.








Воздух (8 часов)





20



Состав воздуха. Охрана воздуха


Знать состав воздуха. Знать об экологических проблемах области и путях их решения.

Уметь работать с различными источниками информации

$16,подготовить памятку об охране воздуха.


21



Физические и химические свойства воздуха. Значение воздуха в природе.


Знать физические и химические свойства воздуха и его значение в природе и жизни человека.

Уметь приводить примеры использования человеком свойств воздуха.

$17 РТ 61


22



Вес воздуха и атмосферное давление.


Знать о весе воздуха и его изменениях с увеличением высоты.

Уметь объяснять, что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты, объёма, площади помещения.

$18, опыт 4


23



Барометры. Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой.


Знать о плотности воздуха, единицах измерения атмосферного давления, барометрах; о нагревании воздуха от поверхности Земли, о том, что воздух плохой проводник тепла и холода; о снеговой линии.

Уметь описывать собственные наблюдения и приводить примеры.

$19



24



Образование облаков. Осадки и их виды.


Знать типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.

Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний.

Записи в тетрадях.

Подготовить сообщения об ураганах и смерчах.


25



Ветер. Работа ветра в природе.


Знать причины образования ветра, ураганов и смерчей и последствия их деятельности.

Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем.

Записи в тетрадях.

Демонстрация флюгера

26



Погода. Климат.

Предсказание погоды.


п/р №10.

Описание погоды одного дня. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра

Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.

$20, записи.


27



Охрана воздуха. Погода и климат Тульской области.


п/р.№11

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей

Знать влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Уметь самостоятельно извлекать необходимую информацию; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.

Записи в тетрадях.





Вода (5 часа)






28



Три состояния воды. Состав воды и физические свойства


Знать молекулярный состав воды, три её состояния и физические свойства.

Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы.

$21 РТ 71


29



Изменение объема воды при нагревании. Температура плавления льда и кипения воды.


Иметь представление о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.

Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы.

$22, РТ 74


30



Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.


Иметь представления о растворимых и нерастворимых веществах, понятии раствора.

Уметь давать определение терминам

$23, РТ 77


31



Экскурсия.

Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды.


Знать об экологических проблемах водных ресурсов и правилах охраны и сохранения водных ресурсов своей области.

Уметь описывать собственные наблюдения и приводить примеры, самостоятельно мыслить и делать выводы.

Подготовиться к тестированию


32



Урок контроля по темам «Воздух. Вода»

Тестирование.

Знать молекулярный состав воды, три её состояния и физические свойства, о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении, о растворимых и нерастворимых веществах, понятии раствора.

Уметь давать определения понятиям и терминам, описывать собственные наблюдения и приводить примеры, самостоятельно мыслить и делать выводы.

Повторить

$16 - $23





Горные породы (3 часа)





33



Внутреннее строение Земли. Горные породы и их разнообразие. Полезные ископаемые.

п/р.№12 Описание минералов и горных пород и определение их свойств

Знать многообразие горных пород и их простейшую классификацию, внутреннее строение земли.

Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов


$24

Демонстрация минералов и горных пород.

34



Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород


Знать о разрушении горных пород под воздействием природных факторов, выветривании,

Уметь приводить примеры использования обломочных пород человеком.

$25


35



Полезные ископаемые. Использование п.и. человеком, их экономия. Охрана недр. Полезные ископаемые Тульской обл.


Знать виды полезных ископаемых, о рудных и нерудных полезных ископаемых, свойствах металлов.

Уметь приводить примеры использования человеком, их экономии, правил охраны недр.

$26 подготовить памятку по охране недр.





Почва (4 часа)






36



Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.


Знать об образовании почвы, о почвах структурных и бесструктурных, о почвенных горизонтах, кислых почвах.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры.

$27


37



Состав и свойства почвы. Плодородие почвы.


Знать состав и свойства почвы, о плодородии почв, передвижении в ней воды.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры.

$28


38



Обработка почвы. Почва и растения


Знать основные способы улучшения плодородия почв, о влиянии почвы на растения и зависимость почвы от растений.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры

$29, 30.


39



Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.


Знать о различных видах эрозии почв, об обработке почв, о помощи растений в защите почвы.

Уметь приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека

$31





Организмы

(5 часов)





40



Организм. Свойства живых организмов.


Знать, что такое организм, о свойствах живых организмов.

Уметь приводить примеры биологических явлений, самостоятельно проводить опыты и делать выводы.

$32


41



Среда обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.



Знать, что такое среда обитания, факторы среды обитания, экология.

Уметь приводить примеры приспособлений животных и растений к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека.

$33составить таблицу


42



Клетка и клеточное строение организмов.


П/ р №13

Изучение строения клетки с помощью микроскопа.

Знать строение клетки и о разнообразии строения организмов.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию

$35


43



Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства природы.


П./р. №14 Рассматривание готовых микропрепаратов клеток.

Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания.

Уметь использовать дополнительные источники информации

$35 записи в тетрадях.


44



Урок контроля по теме: Почва. Организмы.

Проверочная работа.

Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания.

Уметь использовать дополнительные источники информации, анализировать и делать выводы.

повторение





Растения (8 часов)





45



Характерные признаки растений.


Знать общие и отличительные признаки растений;

Уметь узнавать распространенные растения.

$36


46



Разнообразие растительного мира: цветковые и нецветковые растения.


Знать многообразие растительного мира, растения цветковые и нецветковые.

Уметь различать цветковые и нецветковые растения.

$37


47



Цветковые растения, и их органы


Знать строение цветковых растений.

Уметь распознавать органы цветковых растений

$38


48



Дикорастущие и лекарственные растения.


 п/р №15. Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

Знать многообразие растительного мира: дикорастущие и культурные растения. «Зеленая аптека»..

Уметь работать с различными источниками информации.

$39

подготовить сообщения о лекарственных растениях


49



Охрана растений, растения Красной книги.


Иметь представление о «Красной книге» и ее назначении, о растениях, занесенных в «Красную книгу» и о мерах их охраны.

Уметь использовать дополнительные источники информации.

$40


50



Культурные растения, их многообразие и условия их жизни.

п/р.№ 16 Исследование влияния различных условий на прорастание семян.

Знать о культурных растениях и их многообразии.

Уметь работать с различными источниками информации.

$41


51



Обобщение знаний по теме «Растения» Растительный мир Тульской области


п/р№17

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации

Знать о многообразии растений и их классификации.

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации.

Составить схему «Растения Тульской области»


52



Урок контроля по теме «Растения»

Проверочная работа.

Знать о многообразии растений и их классификации.

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации. Уметь узнавать распространенные растения, приводить примеры способов размножения растений

Повторение.





Грибы (2 часа)






53



Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.


Знать особенности строения и размножения грибов, иметь представление об их разнообразии. Их значение в природе и жизни человека

Уметь узнавать распространенные грибы.

$42, РТ №133

Демонстрация муляжей грибов, карточки с изображением грибов

54



Шляпочные грибы.. Съедобные и несъедобные грибы Тульской области. Правила сбора грибов.

п/р№ 18

Узнавание наиболее распространенных в ТО съедобных и ядовитых грибов»

Знать примеры съедобных и ядовитых грибов.

Уметь узнавать распространенные грибы

$43,записи в тетрадях.





Животные (6 часов)





55



Дикие и домашние животные. Характерные признаки.


Знать характерные признаки животных, условия их обитания.

Уметь узнавать распространенных животных, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

$44.


56



Условия жизни и многообразие диких животных. Животный мир Тульской области.


Знать характерные признаки диких животных, их многообразие и условия обитания.

Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

$45


57



Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных.


Знать о значении диких животных и о необходимости их охраны.

Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

$46

подготовить рассказ о 1 животном из Красной книги.


58



Домашние животные, многообразие и условия их жизни.


Знать о значении домашних животных и о условиях их содержания.

Уметь узнавать распространенных сельскохозяйственных животных ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

$47



59



Обобщение знаний по теме «Грибы. Животные»




п/р№19

Определение животных с использованием различных источников информации.


Знать о значении животных и грибов в природе и для человека

Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

Подготовить кроссворд.


60



Урок контроля по темам «Грибы. Животные».

Тестирование

Знать о многообразии животных и грибов, значении животных в природе и для человека, о животных Красной книги, о мерах по охране диких животных.

Уметь узнавать распространенных сельскохозяйственных и диких животных, наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации, узнавать распространенные грибы.


Повторение.





Ваши любимые растения и животные (1 час)







61






Растения в вашем доме и уход за ними.

Животные в вашем доме и уход за ними.


Знать об условиях содержания различных комнатных растений и домашних животных, условия их содержания в квартире.

Уметь составлять простейшие рекомендации по уходу за комнатными растениями и домашними питомцами.

Составить памятку.





Природа едина (3часа)





62



Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.


Знать о многообразии животных по способу питания, признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость.

Уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы.

$48


63



Природа – наш друг. Правила поведения в природе. Виды загрязнения природы в нашей области. Охрана природы.


Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.

Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Составить рассказ .


64



Экскурсия «Экологические проблемы родного села»


Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Нарисовать плакат «Береги и преумножай»





Человек, его здоровье и безопасность жизни

(4 часа)





65



Общий обзор строения человека.

п/р20 .

Наблюдение за самочувствием, определение физического развития.

Знать особенности строения организма человека.

Уметь измерять свой рост, температуру, массу тела, сравнивать показатели своего развития с возрастными нормами.


$49


66



Правила поведения человека в опасных природных ситуациях. Травмы человека.

п/р. №21 Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах.

Знать правила поведения в природе и распространенные виды травм. Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

Уметь оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

$50


67



Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика.


Знать правила ведения здорового образа жизни, понятие вредные привычки и их разновидности и как они влияют на человека.

Уметь вести ЗОЖ.


$51


68



Обобщающий урок за курс «Природоведение. Природа. Живая и неживая»

Переводная к/р

Знать о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

Уметь проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; использовать полученные знания в повседневной жизни.