Календарно – тематическое планирование
по истории в 5 классе (70 часов по 2 часа в неделю)
Дата проведения |
Тема (содержание)
|
Кол — во часов |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) |
Характеристика деятельности учащихся |
||
по плану |
по факту |
|||||
1. |
|
|
Введение. |
1 |
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. |
Раскрывают значение терминов история, век, исторический источник. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. |
|
|
|
Раздел 1. Жизнь первобытных людей |
6 |
УУД: Личностные: · осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважают права и свободы человека; · осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимают культурное многообразие мира, уважают культуру своего и других народов, толерантны. Регулятивные: · способны сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способны решать творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · подготовленные к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
|
|
|
|
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники |
3 |
|
|
2. |
|
|
Древнейшие люди. |
1 |
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. |
Комментируют и формулируют понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывают первые орудия труда. Сравнивают первобытного и современного человека. Характеризуют достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображают в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. |
3. |
|
|
Родовые общины охотников и собирателей. П. 2 |
2 |
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. |
Исследуют на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называют и охарактеризовывают новые изобретения человека для охоты. Разрабатывают сценарии охоты на крупного зверя. Выделяют признаки родовой общины. Характеризуют новые способы охоты. |
4. |
|
|
Возникновение искусства и религиозных верований. П.3 |
3 |
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. |
Рассказывают о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объясняют, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работают с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризуют первобытные верования людей. |
|
|
|
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы |
2 |
|
|
5. |
|
|
Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4 |
1 |
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. |
Исследуют географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказывают о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Характеризуют изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделяют и комментируют промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначают последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изображают и комментируют управление родовой общиной и племенем. Характеризуют религиозные верования древнего человека. |
6. |
|
|
Появление неравенства и знати. № 5 |
2 |
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. |
Раскрывают смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находят на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявляют и сравнивают признаки родовой и соседской общин. Характеризуют изменения отношений в общине с выделением в ней знати. |
7. |
|
|
Повторение разделу 1 «Жизнь первобытных людей». Самостоятельная работа.
|
3 |
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
|
Используют электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решают проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.
|
|
|
|
Тема 3. Счет лет в истории |
1 |
|
|
8. |
|
|
Измерение времени по годам. п.1-5 |
1 |
Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). |
Решают исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмысливают различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Умеют определять историческое время по ленте времени.
|
|
|
|
Раздел 2. Древний Восток |
18 |
УУД: Личностные: · осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважают права и свободы человека; · осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимают культурное многообразие мира, уважают культуру своего и других народов, толерантны. Регулятивные: · способны сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способны решать творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · подготовленны к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивают основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
|
|
|
|
Тема 4. Древний Египет |
8 |
|
|
9. |
|
|
Государство на берегах Нила. № 6 |
1 |
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. |
Самостоятельно подготавливают тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризуют местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливают причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
|
10. |
|
|
Как жили земледельцы и ремесленники. №7 |
2 |
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. |
Находят и группируют информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментируют понятия и самостоятельно формулируют их. Оценивают достижения культуры.
|
11. |
|
|
Жизнь египетского вельможи. № 8 |
3 |
Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон. |
Учатся работать в малой группе над общим заданием. Выделяют главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделяют ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
|
12. |
|
|
Военные походы фараонов. № 9 |
4 |
Военные походы. Рабы. |
Работают с картой в малых группах по единому заданию. Исполняют роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготавливают сообщение о военных походах Тутмоса III.
|
13. |
|
|
Религия древних египтян. № 10 |
5 |
Религиозные верования египтян. Жрецы. |
Характеризуют религию древних египтян. Устанавливают связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. |
14. |
|
|
Искусство древних египтян. № 11 |
6 |
Храмы и пирамиды.
|
Ищут в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготавливают презентацию в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывают о внутреннем устройстве пирамиды. |
15. |
|
|
Письменность и знания древних египтян. № 12 |
7 |
Познания древних египтян. Письменность. |
Составляют короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществляют поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризуют знания из разных областей наук, известные древним египтянам. |
16. |
|
|
Повторение по теме 4 «Древний Египет». Самостоятельная работа. |
8 |
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. |
Составляют шарады, кроссворды и выполняют к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализируют достижения в земледелии. Сравнивают образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. |
|
|
|
Тема 5. Западная Азия в древности |
7 |
|
|
17. |
|
|
Древнее Двуречье. № 13 |
1 |
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. |
Используют электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризуют природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментируют письменность Двуречья и выделяют её особенные признаки.
|
18. |
|
|
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. №15 |
2 |
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
|
Выделяют основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составляют кроссворд по теме урока. Характеризуют свод законов Хаммурапи. Объясняют, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
|
19. |
|
|
Финикийские мореплаватели. № 16 |
3 |
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. |
Рассказывают с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливают короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Используют историческую карту, определяют причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. |
20. |
|
|
Библейские сказания. № 17 |
4 |
Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
|
Изучают по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объясняют значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводят аналогию и устанавливают, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объясняют, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. |
21. |
|
|
Древнееврейское царство. № 17 |
5 |
Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
|
Решают развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделяют в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Умеют формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Умеют обобщать информацию и делают вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. |
22. |
|
|
Ассирийская держава. № 18 |
6 |
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. |
Работают в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечисляют достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находят аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определяют причины падения Ассирийской державы. |
23. |
|
|
Персидская держава «царя царей». № 19 |
7 |
Персидская держава: военные походы, управление империей. |
Работают с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизируют учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывают кратко легенды о персидских царях |
|
|
Тема 6. Индия и Китай в древности |
5 |
|
|
|
24. |
|
|
Природа и люди Древней Индии. Самостоятельная работа. № 20 |
1 |
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. |
Рассказывают о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывают на карте основные географические объекты Древней Индии. Объясняют, каких животных почитали индийцы и почему. Выделяют ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру |
25. |
|
|
Индийские касты. № 21 |
2 |
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
|
Составляют простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывают о жизни и обучении брахмана. Доказывают, что брахманы — хранители знаний. Сравнивают основные положения брахманизма и буддизма. Подготавливают сообщение о жизни Будды. Перечисляют достижения древних индийцев |
26. |
|
|
Чему учил китайский мудрец Конфуций. № 22 |
3 |
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). |
Ведут поиск по карте и комментируют местоположение Китая. Работают по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определяют и формулируют особенности китайской религии. Объясняют, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости |
27. |
|
|
Первый властелин единого Китая. № 23 |
4 |
Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. |
Рассказывают об отношениях Китая с соседями. Объясняют причины возведения Великой Китайской стены. Выделяют своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. |
28. |
|
|
Повторение по разделу 2 «Древний Восток». Промежуточный мониторинг |
5 |
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
|
Выполняют задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывают на карте самые известные города Древнего Востока и соотносят их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечисляют наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называют материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. |
|
|
|
Раздел 3. Древняя Греция |
21 |
УУД: Личностные: · осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважают права и свободы человека; · осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимают культурное многообразие мира, уважают культуру своего и других народов, толерантны. Регулятивные: · способны сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способны решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · подготовленны к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивают основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
|
|
|
|
Тема 7. Древнейшая Греция |
5 |
|
|
29 |
|
|
Греки и критяне. № 24 |
1 |
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. |
Определяют и комментируют местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называют отличительные признаки критской культуры. Работают с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывают миф о Дедале и Икаре и выявляют его нравственный контекст.
|
30 |
|
|
Микены и Троя. № 25 |
2 |
Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. |
Показывают на карте местоположение Микен. Выделяют отличия между микенской и критской культурами. Работают в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначают падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определяют, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. |
31. |
|
|
Поэма Гомера «Илиада». № 26 |
3 |
«Илиада» и «Одиссея». |
Рассказывают легенду о жизни Гомера. Раскрывают кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризуют образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполняют задания рабочей тетради по теме урока.
|
32. |
|
|
Поэма Гомера «Одиссея». № 27 |
4 |
«Илиада» и «Одиссея». |
В группах соотносят с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделяют основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывают о всех приключениях Одиссея. Читают текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. |
33. |
|
|
Религия древних греков. № 28 |
5 |
Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
|
Объясняют связь между явлениями природы и греческими богами. Дают нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивают пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполняют задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». |
|
|
|
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
7 |
|
|
34. |
|
|
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. № 29 |
1 |
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. |
Находят на карте и устно комментируют положение Аттики, занятия её населения. Выделяют признаки греческого полиса. Характеризуют греческий демос, общество в целом. Перечисляют преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. |
35. |
|
|
Зарождение демократии в Афинах. № 30 |
2 |
Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. |
Показывают на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль |
36. |
|
|
Древняя Спарта. № 31 |
3 |
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
|
Показывают на карте и рассказывают о местоположении Спарты. Характеризуют основные группы населения и их положение Составляют рассказ о жизни и традициях спартанцев |
37. |
|
|
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. № 32 |
4 |
Великая греческая колонизация. |
Объясняют причины греческой колонизации, её географию. Выделяют общее, что связывало греческие колонии. Сравнивают финикийскую и греческую территории колонизации. Комментируют наряд грека. |
38. |
|
|
Олимпийские игры в древности. П.33 |
5 |
Спортивные состязания; Олимпийские игры.
|
Составляют развёрнутый план одной части параграфа. Составляют «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Используют мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивают значение Олимпийских игр для общества того времени
|
39. |
|
|
Победа греков над персами в Марафонской битве. №34 |
6 |
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. |
Выделяют и обозначают причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывают о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. |
40. |
|
|
Нашествие персидских войск на Элладу. № 35 |
7 |
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. |
Называют цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группируют факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценируют события одного из сражений. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: — о создании военного флота; — о Фермопильском сражении; — о Саламинской битве. |
|
|
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии |
5 |
|
|
|
41. |
|
|
В гаванях афинского порта Пирей. Самостоятельная работа. № 36 |
1 |
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. |
Сравнивают военную и торговую гавани. Оценивают , насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризуют положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используют информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. |
42. |
|
|
В городе богини Афины. № 37 |
2 |
Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. |
Рассказывают о наиболее значимых частях Афин. Формулируют собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составляют план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создают короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составляют кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). |
43. |
|
|
В афинских школах и гимнасиях. № 38 |
3 |
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. |
Сравнивают типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывают о каждой из школ. Объясняют назначение каждой из школ. Поясняют, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполняют практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. |
44. |
|
|
В театре Диониса. № 39 |
4 |
Культура Древней Греции. Театр. |
Объясняют причины особой любви греков к представлениям. Называют отличительные признаки комедии и трагедии. Комментируют строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивают роль современного театра для общества. |
45. |
|
|
Афинская демократия при Перикле. № 40 |
5 |
Афинская демократия при Перикле. |
Самостоятельно подготавливают тематические сообщения по выбору. Называют заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Ищут информацию в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группируют информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. |
|
|
|
Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. |
4 |
|
|
46. |
|
|
Города Эллады подчиняются Македонии. № 41 |
1 |
Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания.
|
Показывают на карте и объясняют местонахождение Македонии. Характеризуют политические методы Филиппа Македонского. Сравнивают политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объясняют причины потери независимости Грецией. Разъясняют причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. |
47. |
|
|
Поход Александра Македонского на Восток. № 42 |
2 |
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинн истические государства Востока. |
Используют карту и её легенду, рассказывают о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризуют ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивают поступки А. Македонского, его противников. |
48. |
|
|
В Александрии Египетской. № 43 |
3 |
Культура эллинистического мира.
|
Называют причины распада державы А. Македонского. Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывают об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнивают Александрию и Афины. |
49. |
|
|
Повторение по разделу 3 «Древняя Греция». |
4 |
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
|
Называют самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объясняют значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризуют основных богов и героев древнегреческой мифологии. |
|
|
|
Раздел 4. Древний Рим |
17 |
УУД: Личностные: · осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважают права и свободы человека; · осмысливают социально-нравственного опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимают культурное многообразие мира, уважают культуру своего и других народов, толерантны. Регулятивные: · способны сознательно организовывать и регулируют свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составляют простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способны решать творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовны к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивают основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
|
|
|
|
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией |
3 |
|
|
50. |
|
|
Древнейший Рим. Самостоятельная работа № 44 |
1 |
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. |
Сравнивают природные условия Греции и Рима. Соотносят время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывают легенды, связанные с историей Рима. Характеризуют общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Используют карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. |
51. |
|
|
Завоевание Римом Италии. №45 |
2 |
Завоевание Римом Италии. |
Исследуют по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризуют Римскую республику и причины её возникновения. Выделяют причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивают территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э. |
52. |
|
|
Устройство Римской республики. № 46 |
3 |
Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
|
Сравнивают устройство римской республики с греческим полисом. Объясняют, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделяют и называют преимущества легиона в отношении фаланги. Представляют сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. |
|
|
|
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья |
3 |
|
|
53. |
|
|
Вторая война Рима с Карфагеном. № 47 |
1 |
Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. |
Называют причины карфагенских войн. Отмечают цели сторон во второй карфагенской войне. Показывают по карте и комментируют поход Ганнибала. Характеризуют цели, поступки Ганнибала. Перечисляют причины поражения Ганнибала в войне с римлянами. |
54. |
|
|
Установление господства Рима во всём Средиземноморье. № 48 |
2 |
Установление господства Рима в Средиземноморье. |
Работают с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Характеризуют способы подчинения государств власти Рима. Рассказывают о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составляют простой план параграфа. |
55. |
|
|
Рабство в Древнем Риме. № 49 |
3 |
Рабство в Древнем Риме.
|
Выделяют в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывают бесправное положение рабов в Риме. Объясняют причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. |
|
|
|
Тема 13. Гражданские войны в Риме |
4 |
|
|
56. |
|
|
Земельный закон братьев Гракхов. № 50 |
1 |
Реформы Гракхов. |
Устанавливают причины гражданских войн в Риме. Называют причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работают в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывают, сколько лет римляне жили в мире. Оценивают поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян. |
57. |
|
|
Восстание Спартака. № 51 |
2 |
Рабство в Древнем Риме.
|
Прослеживают движение войска Спартака по карте, комментируют события и поступки. Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывают краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака». |
58. |
|
|
Единовластие Цезаря. № 52 |
3 |
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. |
Составляют рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализируют действия и поступки Ю. Цезаря. Объясняют позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. |
59. |
|
|
Установление империи. № 53 |
4 |
Установление императорской власти; Октавиан Август. |
Определяют причины поражения сторонников республики. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставляют действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объясняют причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризуют правление Октавиана Августа. Рассказывают о судьбах знаменитых греков. |
|
|
|
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры |
5 |
|
|
60. |
|
Соседи Римской империи. Самостоятельная работа. № 54 |
1 |
Римская империя: территория, управление. |
Показывают на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментируют иллюстрации на страницах учебника. Составляют задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывают о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях. |
|
61. |
|
|
Рим при императоре Нероне. № 55 |
2 |
Римская империя: территория, управление. |
Используют различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществляют отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализируют причины крайнего своеволия Нерона. |
62. |
|
|
Первые христиане и их учение. № 56 |
3 |
Возникновение и распространение христианства. |
Рассказывают об условиях появления христианского учения. Объясняют причины распространения христианства. Комментируют и оценивают комплекс моральных норм христиан. Объясняют, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. |
63. |
|
|
Расцвет Римской империи во 2 в. № 57 |
4 |
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. |
Сравнивают положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризуют период правления императора Траяна. Рассказывают о достижениях империи во II в. Выделяют причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывают, что римляне строили на века. Сравнивают новизну в строительном деле Рима и современность. |
64. |
|
|
«Вечный город» и его жители. № 58 |
5 |
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
|
Инсценируют виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывают смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составляют рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме. |
|
|
|
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи |
2 |
|
|
65. |
|
|
Римская империя при Константине. Итоговый мониторинг. № 59 |
1 |
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. |
Объясняют причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивают положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывают факт переноса столицы империи. Комментируют последствия утверждения христианства государственной религией. Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. |
66. |
|
|
Взятие Рима варварами. № 60 |
2 |
Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
|
Обозначают причины раздела империи на две части. Рассказывают об исторических деятелях и их поступках. Оценивают поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывают предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. |
|
|
|
Итоговое повторение |
4 |
|
|
67. |
|
|
Итоговое повторение |
|
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Показывают на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводят легенды и их нравственный контекст. Приводять примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывают и показывают достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решают кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. |
|
68. |
|
|
Итоговое повторение |
|
||
69. |
|
|
Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира» |
|
|
Проверочная работа (индивидуальная) |
70. |
|
|
Анализ контрольной работы. Итоговое повторение по курсу «Древний мир». |
|
|
Проверочная работа (индивидуальная) |