№ пп |
Раздел (кол-во) часов Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Формируемые УУД |
ИКТ Выход на проект |
|||
Предметные |
Метапредметные |
||||||
|
|||||||
Мы – граждане единого Отечества (13 ч.) |
|||||||
|
Общество – это мы |
Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп. Знать государственную символику России. Различать права и обязанности России. Определять по карте граничащие государства с Россией. |
Приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп, называть общие цели и интересы их членов; определять, в какие сообщества, с какой целью достижения какого результата человек входит в течение своей жизни. |
Классифицировать сообщества по выбранному критерию, перечисляя общие цели и интересы членов сообщества; Выявлять общее и различное, сравнивая распределение обязанностей и разделение труда в жизни наших предков и в современной жизни (на основе материала 2 и 3 кл); Анализировать понятие «отец» — «отчим», «род» — «родной» и др.однокоренные им слова; Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить в них общее и различное. |
|
||
|
Российский народ |
Называть факторы, объединяющие граждан России в один российский народ; приводить примеры этих факторов из реальной жизни; называть государственную символику (флаг, герб, гимн) |
Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить в них общее и различное; Составлять рассказ на основе картин и фотографий в соответствии с целями коммуникации; Прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов на благо Отечества; Оформлять Календарь памятных дат. |
«Моё проект на благо России» |
|||
|
Конституция России |
Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданами России её Конституцией; Приводить конкретные примеры прав и обязанностей граждан; Различать права и обязанности гражданина России; Употреблять специальную лексику Конституции (в объёме текста учебника) |
Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России; Классифицировать права и обязанности граждан. |
|
|||
|
Права ребенка |
Знать права ребёнка; приводить конкретные примеры прав ребёнка; объяснять связь между правами и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления; приводить конкретные примеры, подтверждающие верность и необходимость десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН; употреблять специальную лексику соответствующих документов. |
Получать информацию из текста; Правильно строить речевое высказывание (ответ на вопрос); Составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям; Соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в курсе народов России(в том числе по материалам учебника 3 кл.) |
|
|||
|
Государственное устройство России |
Знать государственное устройство России (в объёме материала учебника); объяснять, в чём состоит роль Президента и значение ветвей власти; называть имя, отчество, фамилию действующего Президента; определять понятие «государство» |
Планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой игры – Президент, Председатель Правительства, Депутат; Анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент; Устанавливать связь особенностей государственного устройства РФ с её Конституцией.
|
Проект «Если бы меня выбрали Президентом России» |
|||
|
Российский союз равных. |
Перечислять особенности субъектов РФ; принадлежность к одной из групп, особенности региональных органов государственной власти, наличие регионального герба, гимна, флага, самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане; показывать на карте положение Мурманской области, называть областной город, а также – другие города и селения области. |
Получать информацию с помощью карты; Оценивать правильность своего ответа и уровень знаний; Сравнивать страну и субъекты РФ с классом как – в том и другом случаях – союзом равных субъектов; Анализировать символическое значение регионального герба, гимна, флага (на примере соответствующих атрибутов Мурманской области); Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта; Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; Использовать образец представления материала, полученного от знакомства с Мурманской областью как субъектом РФ, для создания своего проекта знакомства с другими субъектами РФ (по выбору); Оформлять результаты проектной работы.
|
Проект «Путешествие в …» (одну из республик РФ по выбору) |
|||
|
Государственная граница России |
Формулировать понятие «граница»; объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы; показывать на карте границу РФ; называть сопредельные государства; различать границы на суше и на море. |
Прогнозировать по внешнему виду герба и флага их символическое значение; Составлять рассказ о путешествии за границу в соответствии с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке; Искать информацию с помощью дополнительной литературы и материалов Интернета. |
|
|||
|
Путешествие за границу России (конференция) |
Называть страны ближнего зарубежья; показывать границы стран ближнего зарубежья на карте; называть природные и культурные объекты этих стран; определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств. |
Составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору); использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет; Анализировать связи России с её ближайшими соседями на западе и востоке – Белоруссией и Монголией; Сравнивать связи России с Белоруссией и Монголией, выделять общее и различное в их позиции относительно нашей страны. |
|
|||
|
Сокровища России и их хранители |
Иметь представление о схеме языков народов России (языки славянские, финно-угорские, тюркские); показывать место родного языка на схеме языковых семей народов России; узнавать историю названий географических объектов (рек, озёр, гор и т.п.), их место в родных языках и творчестве народов своего края как источниках сведений о прошлом и носителях нравственных норм и идеалов; знать пословицы и поговорки родного края; знать сведения из жизни и деятельности создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия России |
Составлять рассказ об известном человеке своего края по образцу; Извлекать информацию из таблиц, фотографий; Искать в дополнительных источниках информации пословицы и поговорки; Анализировать содержание пословиц и поговорок; Строить речевое высказывание через обсуждение темы; Составлять страницу Календаря памятных дат |
|
|||
|
Творческий союз |
Иметь представление о роли русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов; рассказывать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России; Знать, чем знамениты К.Л.Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России; знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях общего культурного наследия России. |
Работать в группе; Строить речевое высказывание – рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу; Высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения; Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры. |
|
|||
|
Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» |
|
|
|
|
|
Выставка «Гербы, флаги и столицы субъектов РФ» |
|
Наши проекты. «За страницами учебника» |
|
|
|
|
|
«Альбом путешествий» |
|
Творческая работа |
|
|
|
|
|
Конкурс видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества» |
По родным просторам (20 ч.) |
|||||||
|
Карта – наш экскурсовод |
Знать условные знаки физической карты. Различать озёра и моря по существенному признаку. Определять по карте природные зоны России. Сравнивать природу природных зон. |
Знаком с задачей изучения раздела «По родным просторам», связывать изучаемый раздел с предшествующим материалом; показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение наиболее значимых географических объектов(столицы, главного города своего региона, Уральских гор и азиатской частей России, Байкала, омывающих океанов); знать условные обозначения физической карты России; находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике; наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона. |
Формулировать тему урока; Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу; Сравнивать карту и план, объяснять разницу; Сравнивать настенную карту и карту учебника, объяснять разницу; Выделять среди условных обозначений уже известные знаки; Рассказывать по физической карте о нашей стране; Формулировать вопросы к тексту научного характера; Анализировать текст учебника, различать ту информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте; Взаимодействовать с одноклассниками в процессе ролевой игры «Я — учитель». |
|
||
|
По равнинам и горам |
Знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны; показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона; находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать крупнейшие равнины и горы России; характеризовать поверхность своего края. |
Формулировать тему урока; Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг; Выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями и традициями; Работать по плану, составленному совместно с учителем. |
|
|||
|
В поисках подземных кладовых Практическая работа: «Изучение полезных ископаемых» |
Знать основные значки полезных ископаемых на карте России; знакомиться с профессией геолога; знать расположение месторождений полезных ископаемых на карте своего региона и показывать их на карте; знакомиться со способами добычи полезных ископаемых в своём регионе; изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану. |
Формулировать тему урока; Составлять устное описание изученных полезных ископаемых по плану, предложенному в учебнике; Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых; Извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя; Сравнивать нефть и природный газ, используя информацию текста учебника; высказывать обоснованное суждение о необходимости бережного использования полезных ископаемых; готовить и проводить презентацию своего исследования. |
|
|||
|
Наши реки |
Знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); знать и показывать на карте главные реки России и своего региона; находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать реку своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). |
Формулировать тему урока; Формулировать вопросы к тексту учебника; Составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника; Осуществлять самопроверку; Анализировать таблицу «Протяжённость рек России»; Сравнивать реки по протяжённости; Перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяжённости; Составлять рассказ об особенностях и значении главной реки своего края; Извлекать из различных источников сведения о реках своего региона; Взаимодействовать с одноклассниками в процессе ролевой игры «Я — учитель». |
|
|||
|
Озера – краса Земли |
Знать названия озёр России; находить и показывать на карте изучаемые озёра России; характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). |
Формулировать тему урока; Находить в дополнительной литературе материалы об озёрах своего края; Готовить и проводить презентацию своего исследования; Анализировать таблицу «Глубина озёр России»; Сравнивать озёра по глубине; Перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины;
|
|
|||
|
По морским просторам |
Знать названия морей России; находить и показывать моря на картах России и своего региона и характеризовать их особенности; определять понятие «пролив»; характеризовать море своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). |
Формулировать тему урока; Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана); Соотносить моря с океанами; Прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном; Сравнивать Белое и Чёрное моря (на основании информации учебника); Использовать дополнительные источники информации для составления рассказа о море своего края. |
|
|||
|
С севера на юг |
Знать условные обозначения на карте природных зон России и уметь по ней ориентироваться; знать природные зоны на территории России и своего региона; перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности; узнать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов; иметь представление о понятии «высокая вертикальная поясность» |
Формулировать тему урока; Формулировать свои выводы; Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России; Выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон; Рассказывать о природных зонах по карте природных зон; Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами; Объяснять причины смены природных зон с севера на юг; Осуществлять самопроверку; Объяснять зависимость горизонтальной поясности от наклона земной оси и других факторов. |
|
|||
|
В ледяной пустыне |
иметь представление о понятии «зона арктических пустынь»; находить и показывать на физической карте и карте природных зон зону арктических пустынь; |
Формулировать тему урока; Сопоставлять строение тела животных с условиями их жизни и питания; Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни; Осуществлять самопроверку по тексту учебника; Составлять цепи питания (в том числе с пропущенными в заданиях звеньями); Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь; Работать в паре; Узнавать по рисунку учебника животный мир зоны арктических пустынь; Обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зелёные страницы»; Формулировать правила экологической этики.
|
|
|||
|
В холодной тундре |
иметь представление о понятиях «Арктика», «тундра»; знать местоположение зоны тундры на карте природных зон и уметь показывать её; находить и показывать на физической карте месторождения нефти и газа в зоне тундры; приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе |
Формулировать тему урока; Соотносить природные условия тундры с особенностями её флоры и фауны, а также трудом местных жителей; Составлять цепи питания в тундре; Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны тундры; Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни; Осуществлять самопроверку по тексту учебника; Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь; Объяснять сходства и различия; Работать в паре; Узнавать по рисунку учебника животный мир зоны тундры; Обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зелёные страницы»; Формулировать правила экологической этики. |
|
|||
|
Среди лесов |
иметь представление о понятиях «тайга», «широколиственные леса», «смешанные леса»; знать местоположение зоны лесов и уметь показывать её на карте природных зон России; знать различия между тайгой, смешанными и широколиственными лесами; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. |
Формулировать тему урока; Соотносить природные особенности лесов с особенностями флоры и фауны; Составлять цепи питания в зоне лесов; Извлекать информацию из различных источников; Готовить доклады и проводить презентацию своих исследований; Узнавать зависимость природы лесов от распределения тепла и влаги; Сравнивать природу лесных зон с природой тундры; Обсуждать рассказ «Кто-кто в теремочке живёт?» из книги «Зелёные страницы»; Формулировать правила экологической этики.
|
|
|||
|
В широкой степи |
иметь представление о понятии «зона степей»; знать местоположение зоны степей на карте природных зон России и уметь показывать её; знать представителей флоры и фауны зоны степей. |
Формулировать тему урока; Объяснять зависимости флоры и фауны степей от их природных условий; Соотносить особенности флоры и фауны с условиями степей; Составлять цепи питания; Узнавать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги; Выявлять признаки приспособленности растений к условиям жизни в степи; Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; Обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчёлы» из книги «Великан на поляне»; Формулировать правила экологической этики. |
|
|||
|
В жаркой пустыне |
иметь представление о понятиях «полупустыня», «пустыня»; знать местоположение пустынь и полупустынь на территории России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны; |
Формулировать тему урока; Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; Выявлять признаки приспособленности растений к условиям жизни в пустыне; Осуществлять самопроверку по тексту учебника; Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; Соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями; Составлять цепи питания в пустынях; Находить в дополнительной литературе информацию; Готовить доклады и проводить презентацию своих исследований. |
|
|||
|
У теплого моря |
иметь представление о понятиях «тропики», «субтропики»; знать местоположение субтропиков России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны; знать природные особенности зоны тропиков, флору и фауну Черноморского побережья Кавказа, курортной зоны; приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. |
Формулировать тему урока; Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря до гор; Соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями; Использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа; Сравнивать природу субтропиков с природой пустынь; Составлять характерные для тропиков цепи питания.
|
|
|||
|
Мы – дети родной земли |
Иметь представление о б особенностях хозяйственной жизни некоторых народов европейской части России, Урала и Приуралья, Сибири в соотнесении с характерными чертами природных зон их обитания; знать пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) некоторых народов европейской и азиатской частей России; показывать место карельского, коми, удмурского языков, языков некоторых сибирских народов на схеме языковых семей народов России. |
Рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору); Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; Анализировать, как отражается знание ландшафта, растительного и животного мира родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; Использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщения о народах своего края и их культуре; Моделировать ситуации межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений. |
|
|||
|
В содружестве с природой |
Знать особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири; понимать, в чём состоит различие между кочевым и оседлым образом жизни; показывать на карте места традиционного проживания эвенков, чукчей, нанайцев. |
Различать особенности бытового уклада, основных занятий, обычаев и традиций, характерных для кочевого и оседлого образа жизни; Рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного народного творчества и дополнительных источников информации; Взаимодействовать с одноклассниками в процессе игры «Олени». |
|
|||
|
Как сберечь природу России |
Знать о экологических проблемах в разных природных зонах России и предложениях экологов по охране природы в этих зонах. |
Излагать экологические проблемы и способы их решения; Вести диалог об этих решениях и приходить к консенсусу; Предлагать способы решения экологических проблем в своём регионе и формы собственного участия в этой работе; Готовить сообщение классу, презентовать его; Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; Делать выводы по теме урока; Высказывать аргументированное суждение об экологических проблемах экологических проблемах своего края и способах их решения; Оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности. |
Конференция «Как решить экологические проблемы города» |
|||
|
По страницам Красной книги |
Знать названия и внешний вид изученных представителей флоры и фауны, занесённых в Красную книгу России и своего региона; знакомиться с Красной книгой своего региона, с заповедниками и заказниками; приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края. |
Формулировать тему урока; Готовить сообщение классу, презентовать его; Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; Работать в группе; Обсуждать рассказы из книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»; Формулировать правила экологической этики; Рассказывать о мерах по охране природы; Формулировать предложения по сохранению редких и исчезающих видов растений и животных; Оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности.
|
Проект «Красная книга нашего региона» |
|||
|
По заповедникам и национальным паркам |
Знать основные заповедники национальные парки России и своего региона, их расположение, о том, какие представители флоры и фауны в них охраняются и почему они нуждаются в охране; показывать на карте природных зон местоположение этих охраняемых зон. |
Формулировать тему урока; Работать в группе; Готовить сообщение классу, презентовать его; Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; Формулировать правила экологической этики; Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края; оценивать их вклад в охрану природы страны. |
Проект «Чудесное путешествие по России» |
|||
|
Наши проекты. «За страницами учебника» |
|
|
|
Проект «Чудесное путешествие по России» (продолжение) |
||
|
Проверочная работа |
|
|
|
|
||
Путешествие по реке времени (26 ч.) |
|||||||
|
В путь по реке времени |
Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Знать родословную княжеского рода. Знать и обосновывать деятельность выдающихся людей этой эпохи. |
Иметь представление о том, что память о прошлом России и других стран мира в древности сохранялась в устной форме (в виде героико-эпических, песен, преданий, сказаний, легенд, записанных позднее, после изобретения письменности); называть имена отца истории Геродота и родоначальника древнерусского летописания Нестора; знать два толкования слова история (1 – наука, исследующая события, происшедшие в мире человеческих сообществ; 2 – последовательность и причинно-следственная взаимосвязь этих событий во времени); знать традицию счёта исторического времени и схематичного представления хронологии в виде Ленты (Реки) времени. |
Рассказывать один-два сюжета легенд, преданий, сказаний о событиях из прошлого своего края (возможно, и недавнего времени); Различать в этих сюжетах достоверную историческую основу и поэтический вымысел, отражающий народную оценку события или исторической эпохи; Различать в легендах, преданиях, сказаниях поэтический вымысел и реальную историческую основу; Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения; Определять по дате события век, в который оно произошло, и ориентироваться в схеме «Река времени»; Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую летописцу Нестору, для Рабочей тетради и для настенного календаря в классе (по выбору). |
Проект «Календарь памятных дат» |
||
|
Путешествуем с археологами |
Описывать внешний вид археологических находок из скифских курганов по изображениям в учебнике и археологических находок, представленных в местном историко-краеведческом музее; Знать древние представления о происхождении и истории человечества, сохранённые в священных книгах и устно поэтическом творчестве народов России и мира (по выбору); иметь представление о работе археологов как с вещественными следами прошлого до возникновения письменности, так и с вещественным наследием, дополняющим сведения письменных источников (на региональном материале) |
Рассказывать один-два сюжета из древней истории человечества по священным книгам и устно поэтическим произведениям народов своего края (по выбору); Соотносить археологические находки с соответствующим историческим временем или событием (на примере сокровищ из скифских курганов); Определять соотносятся ли эти находки с письменными источниками (на примере деятельности Генриха Шлимана); Сравнивать образ оленя в сказках и приданиях и в изобразительном искусстве скифов, древних народов Сибири. |
|
|||
|
По страницам летописи |
Показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и по археологическим находкам, представленным в местном музее; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности (по материалам учебника) |
Характеризовать связь значений славянских этнонимов (названий племён) с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племён; Сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное (по материалам учебника), называть их своеобразные черты; Сопоставлять женские украшения, представленные в учебнике, с женскими украшениями соответствующего времени из археологических находок своего края (по возможности). |
|
|||
|
Истоки Древней Руси |
Знать названия городов, игравших большую роль в создании единой древнерусской культуры; определять по карте местоположение древних русских городов; иметь представление о значении находок берестяных грамот в археологических раскопках Великого Новгорода; показывать на карте торговые пути; называть имена родоначальника правящей княжеской династии (Рюрика) и его родича (Олега), который объединил северный и южный центры Древнерусского государства. |
Рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; Сравнивать карту Древней Руси с современной картой России; Рассказывать о берестяных грамотах; Отмечать на схеме «Река времени» век первого упоминания городов в летописи. |
|
|||
|
Мудрый выбор |
Знать содержание фрагментов Повести временных лет, рассказывающих о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роли в развитии древнерусской культуры и государственности; обозначать на схеме «Река времени» век (дату) Крещения Руси; приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь (вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства). |
Выявлять отдельные архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; Рассказывать о роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в истории и культуре Древней Руси; Обсуждать проблему выбора, решение которой с определённых духовно-нравственных позиций ведёт к важным последствиям и в жизни отдельного человека, и в истории целого государства, человеческого общества; Составлять схему родственных отношений книги Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. |
|
|||
|
Наследница Киевской Руси |
Знать, чем отличались князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, в чём состояла их роль в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси; знать названия городов Владимиро-Суздальской Руси; знать названия городов, положивших начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; характеризовать важнейшие архитектурные сооружения Владимира – Золотые ворота и Успенский собор. |
Формулировать тему урока; Выявлять преемственность Киевской и Владимиро-Суздальской Руси в топонимике и архитектуре Киева и Владимира; Рассказывать о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток; Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; Оформлять Календарь памятных дат: 17 июля – день памяти Андрея Боголюбского. |
|
|||
|
Москва – преемница Владимира |
Иметь представление о жизни Древней Руси в эпоху междоусобиц, монголо-татарского нашествия, военной угрозы со стороны запада; знать название собора в центре Московского Кремля (Успенский собор в Москве, как в Киеве и Владимире); знать название иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергея Радонежского. |
Формулировать тему урока; Рассказывать о роли князей Александра Невского, Даниила Московского и его сыновей, князя Дмитрия Донского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы; Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; Объяснять важность преемственности в государственных поступках князей; Составлять рассказ о Куликовской битве с помощью картин коломенских художников и дополнительной литературы; Рассказывать о победе на Куликовом поле как результате объединения разрозненных русских княжеств под предводительством князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского; Оформлять Календарь памятных дат — 17 марта, 12 сентября – дни памяти первого московского князя Даниила, младшего сына великого владимирского князя Александра Невского. |
|
|||
|
Начало Московского царства |
Иметь представление о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; характеризовать деятельность Ивана Грозного как первого царя Московской Руси; знать имя итальянского зодчего, строившего Успенский собор в Московском Кремле. |
Формулировать тему урока; Рассказывать о роли князя Ивана III и царя Ивана Грозного в укреплении и расширении Московской Руси; Сравнивать московский Успенский собор и Успенский собор города Владимира; На основе сравнения составлять аргументированное высказывание о том, что архитектурные особенности Успенского собора Аристотеля Фиораванти выражают идею преемственности духовной власти от Владимира к Москве; Выявлять своеобразие сочетания голубого и белого цветов в архитектурном облике мусульманской мечети и православного храма города Казани; Определять сходство между печатью великого князя Ивана III и гербом РФ. |
|
|||
|
Подвижники Руси и землепроходцы |
Знать важнейшие деяния соотечественников XVI – XVII вв; иметь представление о понятиях «праведник», «подвижник», «землепроходец»; давать характеристику качествам человека-создателя. |
Формулировать тему урока; Рассказывать о деятельности митрополита Макария как создателя Летописного свода, первопечатника Ивана Фёдорова, митрополита Филиппа (Колычёва), землепроходца Семёна Дежнёва; Составлять рассказ об основании сибирских городов (по выбору); Оформлять Календарь памятных дат: 22 января, 16 июля, 18 октября – дни памяти митрополита Филиппа. |
|
|||
|
На пути к единству |
Знать важнейшие события Смутного времени; характеризовать обстановку в стране в период Смуты; приводить примеры проявления лучших человеческих качеств в деятельности наших современников, которые честно выполняют свой гражданский долг и вносят вклад в сохранение единства и независимости России; показывать на карте поволжские города, граждане которых объединились для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина; называть памятники, воздвигнутые в честь К. Минина и Д. Пожарского. |
Формулировать тему урока; Рассказывать о деятельности патриарха Гермогена как вдохновителя объединения людей для защиты Отечества, о позиции монахов Троице-Сергиева и Соловецкого монастырей; Рассказывать о праздновании Дня народного единства в своём городе; Придумывать символ праздника, мероприятие, в котором хочется участвовать (на выбор, по желанию); Оформлять Календарь памятных дат: 2 марта – день памяти патриарха Гермогена, главы русской церкви в Смутное время. |
|
|||
|
Начало Российской империи |
Знать какие преобразования в жизни страны происходили во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; характеризовать эти преобразования; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в С-Петербурге; характеризовать архитектурный облик С- Петербурга как новой столицы обновлённой России. |
Формулировать тему урока; Объяснять значение названия города Санкт – Петербурга; Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества. |
|
|||
|
«Жизнь – Отечеству, честь – никому» |
Иметь представление о понятиях «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо»; знать некоторые яркие примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время; приводить примеры сохранения памяти о деятельности этих великих людей в России и за рубежом (в том числе в топонимике и памятных сооружениях своего края) |
Формулировать тему урока; Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; Высказывать аргументированное суждение о значимости вклада М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире; Оформлять Календарь памятных дат: 15 октября – день памяти великого русского флотоводца адмирала Ф.Ф.Ушакова. |
|
|||
|
Отечественная война 1812 года |
Иметь общее представление о ходе Отечественной войны 1812 года; рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам) и называть признаки её народного характера; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом (памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года, факты живой исторической памяти народа, отражённые в деятельности военно-исторических клубов современной России, собственное участие в военно-исторических праздниках на Бородинском поле и др.). |
Формулировать тему урока; Приводить доказательства значимости личности М.И.Кутузова как истинного сына Отечества, настоящего народного полководца; Сопровождать рассказ о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 года фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения (на выбор); Искать сведения о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года, в дополнительных источниках информации. |
|
|||
|
Великий путь |
Представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в XIX в; называть некоторые технические, художественные достижения, которые Россия продемонстрировала на Всемирной выставке в Париже 1900 года; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIXвеке (в том числе и в своём крае); отмечать названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали как крупнейшей железной дороги в мире на схеме «Река времени». |
Формулировать тему урока; Рассказывать об участии своих родственников в созидательной работе Российской промышленности XIX века; Сопровождать рассказ об участии родственников в работе российской промышленности фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками, поэтическими произведениями собственного сочинения (на выбор); искать в сотрудничестве со старшими членами семьи документальные и устные сведения об участии родственников, знакомых и друзей семьи в развитии российской промышленности в XIX – начале XX в. |
Проект «Моя семья в истории России» |
|||
|
Золотой век театра и музыки |
Иметь общее представление о развитии театрального и музыкального искусства России в XIX веке; знать полные названия Санкт-Петербургской и Московской консерваторий; приводить примеры российских достижений, признанных во всём мире (вокальная школа басов Ф.И.Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX века). |
Формулировать тему урока; Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX веке, в том числе и в своём крае; Отмечать даты создания консерваторий на схеме «Река времени»; Рассказывать об отечественном театре и музыке XIX – начала XX использованием видео- и аудиозаписей (в том числе и из Интернета) отечественных и зарубежных исполнителей. |
|
|||
|
Расцвет изобразительного искусства и литературы |
Писателей примеры произведений великих русских художников XIX века, с которыми учащийся познакомился в начальной школе; называть любимые произведения отечественных писателей XIX века и имена их авторов; называть любимые произведения отечественных художников XIX века и имена их авторов. |
Формулировать тему урока; Рассказывать об отечественных достижениях мирового уровня в литературе и изобразительном искусстве; Характеризовать развитие и роль изобразительного искусства и литературы России в XIX веке, в том числе и в своём крае; Приводить названия важнейших хранилищ мирового и отечественного изобразительного искусства Санкт-Петербурге и Москве; Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни того времени. |
||||
|
В поисках справедливости |
Характеризовать события начала XX в. (участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, образование СССР, в том числе на примере памяти об этих событиях в своём крае); приводить примеры изменения названий городов и улиц своего края в связи с революционными переменами в стране; характеризовать раскол в российском обществе начала XX века как результат этих событий. |
Формулировать тему урока; Составлять рассказ о воздействии революционных событий на жизнь своей семьи в обозначенный период (по желанию); Высказывать аргументированное суждение о том, в чём состоит разница между Гражданской и Отечественной войнами; Рассказывать о событиях начала XX века, используя фотографии в учебнике. |
|
|||
|
Век бед и побед |
Характеризовать жизнь в СССР до Великой Отечественной войны (промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем 40 народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года), в том числе в своём крае; приводить примеры промышленного строительства и других достижений страны в указанный исторический период. |
Формулировать тему урока; Рассказывать о созидательной жизни в СССР после революции 1917 года, используя фотографии учебника; Объяснять символическое значение скульптурной композиции В.Мухиной «Рабочий и колхозница»: смысл орудий труда – серп и молот – в руках персонажей; Определять, для чего в 20-30-х годах XX века в первую очередь строились заводы, фабрики, электростанции; Составлять рассказ о жизни своей семьи в этот период (по желанию) |
Составление Календаря памятных дат нашего Отечества |
|||
|
«Вставай, страна огромная!» |
Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941; отступление советских войск; блокада Ленинграда; оборона Москвы – перелом в ходе войны; Сталинградская битва; Курская битва; мощное наступление советских войск на запад – освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и западной Европы – операция «Багратион», освобождение стран восточной и западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора); приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков. |
Формулировать тему урока; Рассказывать о главных этапах войны, о памятниках в честь советских воинов, используя фотографии учебника; Сравнивать символику ордена Отечественной войны I степени с символикой герба СССР; Составлять рассказ о том, как сохраняют память о войне в своём городе; Составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны; Оценивать свой уровень знаний и правильность ответа. |
|
|||
|
Трудовой фронт России |
Иметь представление о понятии «трудовой фронт» из рассказа об эвакуации промышленных предприятий на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад, о тяжёлом крестьянском труде; характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.: работа на эвакуационных предприятиях для нужд фронта; тяжкий крестьянский труд; забота о сохранении культурного наследия; характеризовать подвиги советских людей, в том числе своих земляков. |
Формулировать тему урока; Приводить доказательства того, что работа в тылу по достоинству названа трудовым фронтом; Составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны; Сравнивать иллюстрации итальянского зала Эрмитажа 1942 года и 2008 года, оценивать на этой основе уровень нанесённого войной ущерба и высокое мастерство реставраторов, восстановивших культурное наследие страны; Рассказывать о работе трудового фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Великой Отечественной войны, используя фотографии учебника. |
|
|||
|
«Нет в России семьи такой…» |
Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в своей семье как живые свидетельства Великой Отечественной войны человеческой судьбы и истории народа; приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях, в том числе музеях своего края. |
Формулировать тему урока; Составлять рассказ о документах, фотографиях, реликвиях своей семьи периода Великой Отечественной войны; Подбирать фотографии, рисунки и другие материалы для оформления «Страниц памяти» в Рабочей тетради; Высказывать аргументированное суждение о значении семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; Записывать воспоминания старших родственников о военном времени. |
Проект «Моя семья в истории России» |
|||
|
После великой войны |
Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне и соотносить их с результатами восстановительной работы (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград), в том числе в своём крае (городе). |
Формулировать тему урока; Рассказывать о земляках — тружениках первой послевоенной пятилетки, а том числе о членах своей семьи; Сопоставлять масштаб разрушений и жертв военного времени и эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы; Высказывать аргументированное суждение о значении всеобщего обязательного семилетнего образования; Рассказывать о жизни страны в первые послевоенные годы, используя иллюстрации учебника. |
|
|||
|
Экскурсия в музей боевой славы |
|
|
|
|||
|
Достижения 1950–1970 гг. |
Иметь представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50-70-е годы XX века; приводить примеры достижений в разных видах созидательной деятельности за этот период, в том числе и в своём крае (городе) |
Формулировать тему урока; Рассказывать о наших соотечественниках, прославивших страну своими успехами; Рассказывать о людях, изображённых на фотографиях (В.В.Терешкова, А.А.Леонов, Ю.А.Гагарин, В.А.Третьяк, И.Р.Роднина и А.Г.Зайцев, Г.С.Уланова), используя дополнительные источники информации; Рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX века, в том числе о членах своей семьи. |
|
|||
|
Наши проекты. «За страницами учебника» |
|
|
«За страницами учебника» |
|||
|
Проверочная работа |
|
|
|
|||
Мы строим будущее России (9 ч.) |
|||||||
|
Современная Россия |
Уметь обосновывать особенности жизни страны. Знать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее страны. |
Показывать на карте и называть столицы независимых государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время являются соседями России; характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы XX века и первое десятилетие XXI века; приводить примеры преобразований в экономической, политической, социальной жизни за этот период, в том числе в своём крае (городе); иметь представление о понятиях «демократизация», «гласность», «суверенитет». |
Составлять маршрут путешествия; Обозначать символическими знаками исторические события и эпохи на схеме «Река времени» в правильной исторической последовательности; Оценивать правильность выполнения задания; Обсуждать, как связаны прошлое, настоящее и будущее в жизни своего города; Объяснять символическое значение образа моста в этой главе учебника. |
|
||
|
Хороша честь, когда есть, что есть |
Знать факты из положительного опыта Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; иметь представление о понятии «продовольственная безопасность страны»; характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; приводить примеры приводить примеры тех видов сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей, в том числе в своём крае (городе). |
Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей, в том числе в своём крае; Составлять связный рассказ – репортаж, используя фотографии учебника; Сравнивать достижения белгородцев с особенностями жизни сёл своего края; Формулировать выводы урока; Составлять краткий рассказ о благотворном значении культурных растений, дикорастущих растений, домашних животных в жизни людей (по выбору). |
|
|||
|
Умная сила России |
Знать факты из положительного опыта сотрудничества науки и промышленности (на примере предприятий Нижегородской области и Красноярска); иметь представление о понятии «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры сотрудничества, в том числе в своём крае (городе). |
Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве и улучшения качества жизни, здоровья, долголетия работников промышленных предприятий, городских жителей от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае; Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; Составлять репортаж по фотографиям учебника; Моделировать социальные ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции (по выбору). |
|
|||
|
Светлая душа России |
Знать некоторые ярчайшие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; характеризовать эти явления как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своём крае (городе). |
Раскрывать связь между эстетическим совершенством народного искусства и лучшими человеческими качествами, которые проявляются в творческой работе современных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и т.д., в том числе в своём крае; Называть лучшие человеческие качества; отражать их в символических образах России; Составлять рассказ о ярком событии в сопровождении фотографий, видео- и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору). |
|
|||
|
Начни с себя! |
Знать факты из положительного опыта развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе). |
Устанавливать связи между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России; Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе); Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России; Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.
|
Проект «Я строю будущее России» |
|||
|
Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города) |
|
|
«За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города) |
|||
|
Проверочная работа |
|
|
|
|||
|
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|||
|
Обобщение пройденного материала. Игра «Брейн-ринг» |
|
|
|