КТП окружающий мир 4 Перспектива


пп

Раздел (кол-во) часов

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Формируемые УУД

ИКТ

Выход на проект

Предметные

Метапредметные

Мы – граждане единого Отечества (13 ч.)

Общество – это мы

Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп. Знать государственную символику России. Различать права и обязанности России. Определять по карте граничащие государства с Россией.

Приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп, называть общие цели и интересы их членов; определять, в какие сообщества, с какой целью достижения какого результата человек входит в течение своей жизни.

Классифицировать сообщества по выбранному критерию, перечисляя общие цели и интересы членов сообщества;

Выявлять общее и различное, сравнивая распределение обязанностей и разделение труда в жизни наших предков и в современной жизни (на основе материала 2 и 3 кл);

Анализировать понятие «отец» — «отчим», «род» — «родной» и др.однокоренные им слова;

Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить в них общее и различное.

Российский народ

Называть факторы, объединяющие граждан России в один российский народ; приводить примеры этих факторов из реальной жизни; называть государственную символику (флаг, герб, гимн)

Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить в них общее и различное;

Составлять рассказ на основе картин и фотографий в соответствии с целями коммуникации;

Прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов на благо Отечества;

Оформлять Календарь памятных дат.

«Моё проект на благо России»

Конституция России

Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданами России её Конституцией; Приводить конкретные примеры прав и обязанностей граждан;

Различать права и обязанности гражданина России;

Употреблять специальную лексику Конституции (в объёме текста учебника)

Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России;

Классифицировать права и обязанности граждан.

Права ребенка

Знать права ребёнка; приводить конкретные примеры прав ребёнка; объяснять связь между правами и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления; приводить конкретные примеры, подтверждающие верность и необходимость десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН; употреблять специальную лексику соответствующих документов.

Получать информацию из текста;

Правильно строить речевое высказывание (ответ на вопрос);

Составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям;

Соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в курсе народов России(в том числе по материалам учебника 3 кл.)

Государственное устройство России

Знать государственное устройство России (в объёме материала учебника); объяснять, в чём состоит роль Президента и значение ветвей власти; называть имя, отчество, фамилию действующего Президента; определять понятие «государство»

Планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой игры – Президент, Председатель Правительства, Депутат;

Анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент;

Устанавливать связь особенностей государственного устройства РФ с её Конституцией.

Проект «Если бы меня выбрали Президентом России»

Российский союз равных.

Перечислять особенности субъектов РФ; принадлежность к одной из групп, особенности региональных органов государственной власти, наличие регионального герба, гимна, флага, самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане; показывать на карте положение Мурманской области, называть областной город, а также – другие города и селения области.

Получать информацию с помощью карты;

Оценивать правильность своего ответа и уровень знаний;

Сравнивать страну и субъекты РФ с классом как – в том и другом случаях – союзом равных субъектов;

Анализировать символическое значение регионального герба, гимна, флага (на примере соответствующих атрибутов Мурманской области);

Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта;

Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях;

Использовать образец представления материала, полученного от знакомства с Мурманской областью как субъектом РФ, для создания своего проекта знакомства с другими субъектами РФ (по выбору);

Оформлять результаты проектной работы.

Проект «Путешествие в …»

(одну из республик РФ по выбору)

Государственная граница России

Формулировать понятие «граница»; объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы; показывать на карте границу РФ; называть сопредельные государства; различать границы на суше и на море.

Прогнозировать по внешнему виду герба и флага их символическое значение;

Составлять рассказ о путешествии за границу в соответствии с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке;

Искать информацию с помощью дополнительной литературы и материалов Интернета.

Путешествие за границу России (конференция)

Называть страны ближнего зарубежья; показывать границы стран ближнего зарубежья на карте; называть природные и культурные объекты этих стран; определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств.

Составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору); использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет;

Анализировать связи России с её ближайшими соседями на западе и востоке – Белоруссией и Монголией;

Сравнивать связи России с Белоруссией и Монголией, выделять общее и различное в их позиции относительно нашей страны.

Сокровища России и их хранители

Иметь представление о схеме языков народов России (языки славянские, финно-угорские, тюркские); показывать место родного языка на схеме языковых семей народов России; узнавать историю названий географических объектов (рек, озёр, гор и т.п.), их место в родных языках и творчестве народов своего края как источниках сведений о прошлом и носителях нравственных норм и идеалов; знать пословицы и поговорки родного края; знать сведения из жизни и деятельности создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия России

Составлять рассказ об известном человеке своего края по образцу;

Извлекать информацию из таблиц, фотографий;

Искать в дополнительных источниках информации пословицы и поговорки;

Анализировать содержание пословиц и поговорок;

Строить речевое высказывание через обсуждение темы;

Составлять страницу Календаря памятных дат

Творческий союз

Иметь представление о роли русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов; рассказывать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России;

Знать, чем знамениты К.Л.Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России; знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях общего культурного наследия России.

Работать в группе;

Строить речевое высказывание – рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу;

Высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения;

Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры.

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

Выставка «Гербы, флаги и столицы субъектов РФ»

Наши проекты. «За страницами учебника»

«Альбом путешествий»

Творческая работа

Конкурс видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества»

По родным просторам (20 ч.)

Карта – наш экскурсовод

Знать условные знаки физической карты. Различать озёра и моря по существенному признаку. Определять по карте природные зоны России. Сравнивать природу природных зон.

Знаком с задачей изучения раздела «По родным просторам», связывать изучаемый раздел с предшествующим материалом; показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение наиболее значимых географических объектов(столицы, главного города своего региона, Уральских гор и азиатской частей России, Байкала, омывающих океанов); знать условные обозначения физической карты России; находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике; наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона.

Формулировать тему урока;

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу;

Сравнивать карту и план, объяснять разницу;

Сравнивать настенную карту и карту учебника, объяснять разницу;

Выделять среди условных обозначений уже известные знаки;

Рассказывать по физической карте о нашей стране;

Формулировать вопросы к тексту научного характера;

Анализировать текст учебника, различать ту информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте;

Взаимодействовать с одноклассниками в процессе ролевой игры «Я — учитель».

По равнинам и горам

Знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны; показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона; находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать крупнейшие равнины и горы России; характеризовать поверхность своего края.

Формулировать тему урока;

Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг;

Выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями и традициями;

Работать по плану, составленному совместно с учителем.

В поисках подземных кладовых

Практическая работа:

«Изучение полезных ископаемых»

Знать основные значки полезных ископаемых на карте России; знакомиться с профессией геолога; знать расположение месторождений полезных ископаемых на карте своего региона и показывать их на карте; знакомиться со способами добычи полезных ископаемых в своём регионе; изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану.

Формулировать тему урока;

Составлять устное описание изученных полезных ископаемых по плану, предложенному в учебнике;

Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых;

Извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя;

Сравнивать нефть и природный газ, используя информацию текста учебника; высказывать обоснованное суждение о необходимости бережного использования полезных ископаемых; готовить и проводить презентацию своего исследования.

Наши реки

Знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); знать и показывать на карте главные реки России и своего региона; находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать реку своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы).

Формулировать тему урока;

Формулировать вопросы к тексту учебника;

Составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника;

Осуществлять самопроверку;

Анализировать таблицу «Протяжённость рек России»;

Сравнивать реки по протяжённости;

Перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяжённости;

Составлять рассказ об особенностях и значении главной реки своего края;

Извлекать из различных источников сведения о реках своего региона;

Взаимодействовать с одноклассниками в процессе ролевой игры «Я — учитель».

Озера – краса Земли

Знать названия озёр России; находить и показывать на карте изучаемые озёра России; характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы).

Формулировать тему урока;

Находить в дополнительной литературе материалы об озёрах своего края;

Готовить и проводить презентацию своего исследования;

Анализировать таблицу «Глубина озёр России»;

Сравнивать озёра по глубине;

Перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины;

По морским просторам

Знать названия морей России; находить и показывать моря на картах России и своего региона и характеризовать их особенности; определять понятие «пролив»; характеризовать море своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы).

Формулировать тему урока;

Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана);

Соотносить моря с океанами;

Прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном;

Сравнивать Белое и Чёрное моря (на основании информации учебника);

Использовать дополнительные источники информации для составления рассказа о море своего края.

С севера на юг

Знать условные обозначения на карте природных зон России и уметь по ней ориентироваться;

знать природные зоны на территории России и своего региона; перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности; узнать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов; иметь представление о понятии «высокая вертикальная поясность»

Формулировать тему урока;

Формулировать свои выводы;

Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России;

Выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон;

Рассказывать о природных зонах по карте природных зон;

Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами;

Объяснять причины смены природных зон с севера на юг;

Осуществлять самопроверку;

Объяснять зависимость горизонтальной поясности от наклона земной оси и других факторов.

В ледяной пустыне

иметь представление о понятии «зона арктических пустынь»; находить и показывать на физической карте и карте природных зон зону арктических пустынь;

Формулировать тему урока;

Сопоставлять строение тела животных с условиями их жизни и питания;

Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни;

Осуществлять самопроверку по тексту учебника;

Составлять цепи питания (в том числе с пропущенными в заданиях звеньями);

Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь;

Работать в паре;

Узнавать по рисунку учебника животный мир зоны арктических пустынь;

Обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зелёные страницы»;

Формулировать правила экологической этики.

В холодной тундре

иметь представление о понятиях «Арктика», «тундра»; знать местоположение зоны тундры на карте природных зон и уметь показывать её; находить и показывать на физической карте месторождения нефти и газа в зоне тундры; приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе

Формулировать тему урока;

Соотносить природные условия тундры с особенностями её флоры и фауны, а также трудом местных жителей;

Составлять цепи питания в тундре; Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны тундры;

Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни;

Осуществлять самопроверку по тексту учебника;

Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

Объяснять сходства и различия;

Работать в паре;

Узнавать по рисунку учебника животный мир зоны тундры;

Обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зелёные страницы»;

Формулировать правила экологической этики.

Среди лесов

иметь представление о понятиях «тайга», «широколиственные леса», «смешанные леса»; знать местоположение зоны лесов и уметь показывать её на карте природных зон России; знать различия между тайгой, смешанными и широколиственными лесами; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах.

Формулировать тему урока;

Соотносить природные особенности лесов с особенностями флоры и фауны;

Составлять цепи питания в зоне лесов;

Извлекать информацию из различных источников;

Готовить доклады и проводить презентацию своих исследований;

Узнавать зависимость природы лесов от распределения тепла и влаги;

Сравнивать природу лесных зон с природой тундры;

Обсуждать рассказ «Кто-кто в теремочке живёт?» из книги «Зелёные страницы»;

Формулировать правила экологической этики.

В широкой степи

иметь представление о понятии «зона степей»; знать местоположение зоны степей на карте природных зон России и уметь показывать её; знать представителей флоры и фауны зоны степей.

Формулировать тему урока;

Объяснять зависимости флоры и фауны степей от их природных условий;

Соотносить особенности флоры и фауны с условиями степей;

Составлять цепи питания;

Узнавать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги;

Выявлять признаки приспособленности растений к условиям жизни в степи; Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

Обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчёлы» из книги «Великан на поляне»;

Формулировать правила экологической этики.

В жаркой пустыне

иметь представление о понятиях «полупустыня», «пустыня»; знать местоположение пустынь и полупустынь на территории России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны;

Формулировать тему урока;

Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

Выявлять признаки приспособленности растений к условиям жизни в пустыне;

Осуществлять самопроверку по тексту учебника;

Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

Соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями;

Составлять цепи питания в пустынях;

Находить в дополнительной литературе информацию;

Готовить доклады и проводить презентацию своих исследований.

У теплого моря

иметь представление о понятиях «тропики», «субтропики»; знать местоположение субтропиков России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны; знать природные особенности зоны тропиков, флору и фауну Черноморского побережья Кавказа, курортной зоны; приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа.

Формулировать тему урока;

Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря до гор;

Соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями;

Использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа;

Сравнивать природу субтропиков с природой пустынь;

Составлять характерные для тропиков цепи питания.

Мы – дети родной земли

Иметь представление о б особенностях хозяйственной жизни некоторых народов европейской части России, Урала и Приуралья, Сибири в соотнесении с характерными чертами природных зон их обитания; знать пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) некоторых народов европейской и азиатской частей России; показывать место карельского, коми, удмурского языков, языков некоторых сибирских народов на схеме языковых семей народов России.

Рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору);

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа;

Анализировать, как отражается знание ландшафта, растительного и животного мира родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях;

Использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщения о народах своего края и их культуре;

Моделировать ситуации межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений.

В содружестве с природой

Знать особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири; понимать, в чём состоит различие между кочевым и оседлым образом жизни; показывать на карте места традиционного проживания эвенков, чукчей, нанайцев.

Различать особенности бытового уклада, основных занятий, обычаев и традиций, характерных для кочевого и оседлого образа жизни;

Рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного народного творчества и дополнительных источников информации;

Взаимодействовать с одноклассниками в процессе игры «Олени».

Как сберечь природу России

Знать о экологических проблемах в разных природных зонах России и предложениях экологов по охране природы в этих зонах.

Излагать экологические проблемы и способы их решения;

Вести диалог об этих решениях и приходить к консенсусу;

Предлагать способы решения экологических проблем в своём регионе и формы собственного участия в этой работе;

Готовить сообщение классу, презентовать его;

Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся;

Делать выводы по теме урока;

Высказывать аргументированное суждение об экологических проблемах экологических проблемах своего края и способах их решения;

Оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности.

Конференция «Как решить экологические проблемы города»

По страницам Красной книги

Знать названия и внешний вид изученных представителей флоры и фауны, занесённых в Красную книгу России и своего региона; знакомиться с Красной книгой своего региона, с заповедниками и заказниками; приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края.

Формулировать тему урока;

Готовить сообщение классу, презентовать его;

Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся;

Работать в группе;

Обсуждать рассказы из книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»;

Формулировать правила экологической этики;

Рассказывать о мерах по охране природы;

Формулировать предложения по сохранению редких и исчезающих видов растений и животных;

Оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности.

Проект «Красная книга нашего региона»

По заповедникам и национальным паркам

Знать основные заповедники национальные парки России и своего региона, их расположение, о том, какие представители флоры и фауны в них охраняются и почему они нуждаются в охране; показывать на карте природных зон местоположение этих охраняемых зон.

Формулировать тему урока;

Работать в группе;

Готовить сообщение классу, презентовать его;

Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся;

Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

Формулировать правила экологической этики;

Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края;

оценивать их вклад в охрану природы страны.

Проект «Чудесное путешествие по России»

Наши проекты. «За страницами учебника»

Проект «Чудесное путешествие по России» (продолжение)

Проверочная работа

Путешествие по реке времени (26 ч.)

В путь по реке времени

Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Знать родословную княжеского рода. Знать и обосновывать деятельность выдающихся людей этой эпохи.

Иметь представление о том, что память о прошлом России и других стран мира в древности сохранялась в устной форме (в виде героико-эпических, песен, преданий, сказаний, легенд, записанных позднее, после изобретения письменности); называть имена отца истории Геродота и родоначальника древнерусского летописания Нестора; знать два толкования слова история (1 – наука, исследующая события, происшедшие в мире человеческих сообществ; 2 – последовательность и причинно-следственная взаимосвязь этих событий во времени); знать традицию счёта исторического времени и схематичного представления хронологии в виде Ленты (Реки) времени.

Рассказывать один-два сюжета легенд, преданий, сказаний о событиях из прошлого своего края (возможно, и недавнего времени);

Различать в этих сюжетах достоверную историческую основу и поэтический вымысел, отражающий народную оценку события или исторической эпохи;

Различать в легендах, преданиях, сказаниях поэтический вымысел и реальную историческую основу;

Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения;

Определять по дате события век, в который оно произошло, и ориентироваться в схеме «Река времени»;

Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории

Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую летописцу Нестору, для Рабочей тетради и для настенного календаря в классе (по выбору).

Проект «Календарь памятных дат»

Путешествуем с археологами

Описывать внешний вид археологических находок из скифских курганов по изображениям в учебнике и археологических находок, представленных в местном историко-краеведческом музее;

Знать древние представления о происхождении и истории человечества, сохранённые в священных книгах и устно поэтическом творчестве народов России и мира (по выбору); иметь представление о работе археологов как с вещественными следами прошлого до возникновения письменности, так и с вещественным наследием, дополняющим сведения письменных источников (на региональном материале)

Рассказывать один-два сюжета из древней истории человечества по священным книгам и устно поэтическим произведениям народов своего края (по выбору);

Соотносить археологические находки с соответствующим историческим временем или событием (на примере сокровищ из скифских курганов);

Определять соотносятся ли эти находки с письменными источниками (на примере деятельности Генриха Шлимана);

Сравнивать образ оленя в сказках и приданиях и в изобразительном искусстве скифов, древних народов Сибири.

По страницам летописи

Показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и по археологическим находкам, представленным в местном музее; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности (по материалам учебника)

Характеризовать связь значений славянских этнонимов (названий племён) с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племён;

Сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное (по материалам учебника), называть их своеобразные черты;

Сопоставлять женские украшения, представленные в учебнике, с женскими украшениями соответствующего времени из археологических находок своего края (по возможности).

Истоки Древней Руси

Знать названия городов, игравших большую роль в создании единой древнерусской культуры; определять по карте местоположение древних русских городов; иметь представление о значении находок берестяных грамот в археологических раскопках Великого Новгорода; показывать на карте торговые пути; называть имена родоначальника правящей княжеской династии (Рюрика) и его родича (Олега), который объединил северный и южный центры Древнерусского государства.

Рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси;

Сравнивать карту Древней Руси с современной картой России;

Рассказывать о берестяных грамотах; Отмечать на схеме «Река времени» век первого упоминания городов в летописи.

Мудрый выбор

Знать содержание фрагментов Повести временных лет, рассказывающих о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роли в развитии древнерусской культуры и государственности; обозначать на схеме «Река времени» век (дату) Крещения Руси; приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь (вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства).

Выявлять отдельные архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде;

Рассказывать о роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в истории и культуре Древней Руси;

Обсуждать проблему выбора, решение которой с определённых духовно-нравственных позиций ведёт к важным последствиям и в жизни отдельного человека, и в истории целого государства, человеческого общества;

Составлять схему родственных отношений книги Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Наследница Киевской Руси

Знать, чем отличались князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, в чём состояла их роль в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси; знать названия городов Владимиро-Суздальской Руси; знать названия городов, положивших начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; характеризовать важнейшие архитектурные сооружения Владимира – Золотые ворота и Успенский собор.

Формулировать тему урока;

Выявлять преемственность Киевской и Владимиро-Суздальской Руси в топонимике и архитектуре Киева и Владимира;

Рассказывать о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток;

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей;

Оформлять Календарь памятных дат: 17 июля – день памяти Андрея Боголюбского.

Москва – преемница Владимира

Иметь представление о жизни Древней Руси в эпоху междоусобиц, монголо-татарского нашествия, военной угрозы со стороны запада; знать название собора в центре Московского Кремля (Успенский собор в Москве, как в Киеве и Владимире); знать название иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергея Радонежского.

Формулировать тему урока;

Рассказывать о роли князей Александра Невского, Даниила Московского и его сыновей, князя Дмитрия Донского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы;

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей;

Объяснять важность преемственности в государственных поступках князей;

Составлять рассказ о Куликовской битве с помощью картин коломенских художников и дополнительной литературы;

Рассказывать о победе на Куликовом поле как результате объединения разрозненных русских княжеств под предводительством князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского;

Оформлять Календарь памятных дат — 17 марта, 12 сентября – дни памяти первого московского князя Даниила, младшего сына великого владимирского князя Александра Невского.

Начало Московского царства

Иметь представление о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; характеризовать деятельность Ивана Грозного как первого царя Московской Руси; знать имя итальянского зодчего, строившего Успенский собор в Московском Кремле.

Формулировать тему урока;

Рассказывать о роли князя Ивана III и царя Ивана Грозного в укреплении и расширении Московской Руси;

Сравнивать московский Успенский собор и Успенский собор города Владимира;

На основе сравнения составлять аргументированное высказывание о том, что архитектурные особенности Успенского собора Аристотеля Фиораванти выражают идею преемственности духовной власти от Владимира к Москве;

Выявлять своеобразие сочетания голубого и белого цветов в архитектурном облике мусульманской мечети и православного храма города Казани;

Определять сходство между печатью великого князя Ивана III и гербом РФ.

Подвижники Руси и землепроходцы

Знать важнейшие деяния соотечественников XVI – XVII вв; иметь представление о понятиях «праведник», «подвижник», «землепроходец»; давать характеристику качествам человека-создателя.

Формулировать тему урока;

Рассказывать о деятельности митрополита Макария как создателя Летописного свода, первопечатника Ивана Фёдорова, митрополита Филиппа (Колычёва), землепроходца Семёна Дежнёва;

Составлять рассказ об основании сибирских городов (по выбору);

Оформлять Календарь памятных дат: 22 января, 16 июля, 18 октября – дни памяти митрополита Филиппа.

На пути к единству

Знать важнейшие события Смутного времени; характеризовать обстановку в стране в период Смуты; приводить примеры проявления лучших человеческих качеств в деятельности наших современников, которые честно выполняют свой гражданский долг и вносят вклад в сохранение единства и независимости России; показывать на карте поволжские города, граждане которых объединились для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина; называть памятники, воздвигнутые в честь К. Минина и Д. Пожарского.

Формулировать тему урока;

Рассказывать о деятельности патриарха Гермогена как вдохновителя объединения людей для защиты Отечества, о позиции монахов Троице-Сергиева и Соловецкого монастырей;

Рассказывать о праздновании Дня народного единства в своём городе;

Придумывать символ праздника, мероприятие, в котором хочется участвовать (на выбор, по желанию);

Оформлять Календарь памятных дат: 2 марта – день памяти патриарха Гермогена, главы русской церкви в Смутное время.

Начало Российской империи

Знать какие преобразования в жизни страны происходили во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; характеризовать эти преобразования; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в С-Петербурге; характеризовать архитектурный облик С- Петербурга как новой столицы обновлённой России.

Формулировать тему урока;

Объяснять значение названия города Санкт – Петербурга;

Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества.

«Жизнь – Отечеству, честь – никому»

Иметь представление о понятиях «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо»; знать некоторые яркие примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время; приводить примеры сохранения памяти о деятельности этих великих людей в России и за рубежом (в том числе в топонимике и памятных сооружениях своего края)

Формулировать тему урока;

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху;

Высказывать аргументированное суждение о значимости вклада М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире;

Оформлять Календарь памятных дат: 15 октября – день памяти великого русского флотоводца адмирала Ф.Ф.Ушакова.

Отечественная война 1812 года

Иметь общее представление о ходе Отечественной войны 1812 года; рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам) и называть признаки её народного характера; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом (памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года, факты живой исторической памяти народа, отражённые в деятельности военно-исторических клубов современной России, собственное участие в военно-исторических праздниках на Бородинском поле и др.).

Формулировать тему урока;

Приводить доказательства значимости личности М.И.Кутузова как истинного сына Отечества, настоящего народного полководца;

Сопровождать рассказ о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 года фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения (на выбор);

Искать сведения о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года, в дополнительных источниках информации.

Великий путь

Представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в XIX в; называть некоторые технические, художественные достижения, которые Россия продемонстрировала на Всемирной выставке в Париже 1900 года; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIXвеке (в том числе и в своём крае); отмечать названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали как крупнейшей железной дороги в мире на схеме «Река времени».

Формулировать тему урока;

Рассказывать об участии своих родственников в созидательной работе Российской промышленности XIX века;

Сопровождать рассказ об участии родственников в работе российской промышленности фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками, поэтическими произведениями собственного сочинения (на выбор);

искать в сотрудничестве со старшими членами семьи документальные и устные сведения об участии родственников, знакомых и друзей семьи в развитии российской промышленности в XIX – начале XX в.

Проект «Моя семья в истории России»

Золотой век театра и музыки

Иметь общее представление о развитии театрального и музыкального искусства России в XIX веке; знать полные названия Санкт-Петербургской и Московской консерваторий; приводить примеры российских достижений, признанных во всём мире (вокальная школа басов Ф.И.Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX века).

Формулировать тему урока;

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX веке, в том числе и в своём крае;

Отмечать даты создания консерваторий на схеме «Река времени»;

Рассказывать об отечественном театре и музыке XIX – начала XX использованием видео- и аудиозаписей (в том числе и из Интернета) отечественных и зарубежных исполнителей.

Расцвет изобразительного искусства и литературы

Писателей примеры произведений великих русских художников XIX века, с которыми учащийся познакомился в начальной школе; называть любимые произведения отечественных писателей XIX века и имена их авторов; называть любимые произведения отечественных художников XIX века и имена их авторов.

Формулировать тему урока;

Рассказывать об отечественных достижениях мирового уровня в литературе и изобразительном искусстве;

Характеризовать развитие и роль изобразительного искусства и литературы России в XIX веке, в том числе и в своём крае;

Приводить названия важнейших хранилищ мирового и отечественного изобразительного искусства Санкт-Петербурге и Москве;

Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни того времени.

В поисках справедливости

Характеризовать события начала XX в. (участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, образование СССР, в том числе на примере памяти об этих событиях в своём крае); приводить примеры изменения названий городов и улиц своего края в связи с революционными переменами в стране; характеризовать раскол в российском обществе начала XX века как результат этих событий.

Формулировать тему урока;

Составлять рассказ о воздействии революционных событий на жизнь своей семьи в обозначенный период (по желанию);

Высказывать аргументированное суждение о том, в чём состоит разница между Гражданской и Отечественной войнами;

Рассказывать о событиях начала XX века, используя фотографии в учебнике.

Век бед и побед

Характеризовать жизнь в СССР до Великой Отечественной войны (промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем 40 народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года), в том числе в своём крае; приводить примеры промышленного строительства и других достижений страны в указанный исторический период.

Формулировать тему урока;

Рассказывать о созидательной жизни в СССР после революции 1917 года, используя фотографии учебника;

Объяснять символическое значение скульптурной композиции В.Мухиной «Рабочий и колхозница»: смысл орудий труда – серп и молот – в руках персонажей;

Определять, для чего в 20-30-х годах XX века в первую очередь строились заводы, фабрики, электростанции;

Составлять рассказ о жизни своей семьи в этот период (по желанию)

Составление Календаря памятных дат нашего Отечества

«Вставай, страна огромная!»

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941; отступление советских войск; блокада Ленинграда; оборона Москвы – перелом в ходе войны; Сталинградская битва; Курская битва; мощное наступление советских войск на запад – освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и западной Европы – операция «Багратион», освобождение стран восточной и западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора); приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков.

Формулировать тему урока;

Рассказывать о главных этапах войны, о памятниках в честь советских воинов, используя фотографии учебника;

Сравнивать символику ордена Отечественной войны I степени с символикой герба СССР;

Составлять рассказ о том, как сохраняют память о войне в своём городе;

Составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны;

Оценивать свой уровень знаний и правильность ответа.

Трудовой фронт России

Иметь представление о понятии «трудовой фронт» из рассказа об эвакуации промышленных предприятий на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад, о тяжёлом крестьянском труде; характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.: работа на эвакуационных предприятиях для нужд фронта; тяжкий крестьянский труд; забота о сохранении культурного наследия; характеризовать подвиги советских людей, в том числе своих земляков.

Формулировать тему урока;

Приводить доказательства того, что работа в тылу по достоинству названа трудовым фронтом;

Составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны;

Сравнивать иллюстрации итальянского зала Эрмитажа 1942 года и 2008 года, оценивать на этой основе уровень нанесённого войной ущерба и высокое мастерство реставраторов, восстановивших культурное наследие страны;

Рассказывать о работе трудового фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Великой Отечественной войны, используя фотографии учебника.

«Нет в России семьи такой…»

Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в своей семье как живые свидетельства Великой Отечественной войны человеческой судьбы и истории народа; приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях, в том числе музеях своего края.

Формулировать тему урока;

Составлять рассказ о документах, фотографиях, реликвиях своей семьи периода Великой Отечественной войны;

Подбирать фотографии, рисунки и другие материалы для оформления «Страниц памяти» в Рабочей тетради;

Высказывать аргументированное суждение о значении семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти;

Записывать воспоминания старших родственников о военном времени.

Проект «Моя семья в истории России»

После великой войны

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне и соотносить их с результатами восстановительной работы (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград), в том числе в своём крае (городе).

Формулировать тему урока;

Рассказывать о земляках — тружениках первой послевоенной пятилетки, а том числе о членах своей семьи;

Сопоставлять масштаб разрушений и жертв военного времени и эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы;

Высказывать аргументированное суждение о значении всеобщего обязательного семилетнего образования;

Рассказывать о жизни страны в первые послевоенные годы, используя иллюстрации учебника.

Экскурсия в музей боевой славы

Достижения

1950–1970 гг.

Иметь представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50-70-е годы XX века; приводить примеры достижений в разных видах созидательной деятельности за этот период, в том числе и в своём крае (городе)

Формулировать тему урока;

Рассказывать о наших соотечественниках, прославивших страну своими успехами;

Рассказывать о людях, изображённых на фотографиях (В.В.Терешкова, А.А.Леонов, Ю.А.Гагарин, В.А.Третьяк, И.Р.Роднина и А.Г.Зайцев, Г.С.Уланова), используя дополнительные источники информации;

Рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX века, в том числе о членах своей семьи.

Наши проекты. «За страницами учебника»

«За страницами учебника»

Проверочная работа

Мы строим будущее России (9 ч.)

Современная Россия

Уметь обосновывать особенности жизни страны. Знать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее страны.

Показывать на карте и называть столицы независимых государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время являются соседями России; характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы XX века и первое десятилетие XXI века; приводить примеры преобразований в экономической, политической, социальной жизни за этот период, в том числе в своём крае (городе); иметь представление о понятиях «демократизация», «гласность», «суверенитет».

Составлять маршрут путешествия;

Обозначать символическими знаками исторические события и эпохи на схеме «Река времени» в правильной исторической последовательности;

Оценивать правильность выполнения задания;

Обсуждать, как связаны прошлое, настоящее и будущее в жизни своего города;

Объяснять символическое значение образа моста в этой главе учебника.

Хороша честь, когда есть, что есть

Знать факты из положительного опыта Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; иметь представление о понятии «продовольственная безопасность страны»; характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; приводить примеры приводить примеры тех видов сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей, в том числе в своём крае (городе).

Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей, в том числе в своём крае;

Составлять связный рассказ – репортаж, используя фотографии учебника;

Сравнивать достижения белгородцев с особенностями жизни сёл своего края;

Формулировать выводы урока;

Составлять краткий рассказ о благотворном значении культурных растений, дикорастущих растений, домашних животных в жизни людей (по выбору).

Умная сила России

Знать факты из положительного опыта сотрудничества науки и промышленности (на примере предприятий Нижегородской области и Красноярска); иметь представление о понятии «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры сотрудничества, в том числе в своём крае (городе).

Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве и улучшения качества жизни, здоровья, долголетия работников промышленных предприятий, городских жителей от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае;

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»;

Составлять репортаж по фотографиям учебника;

Моделировать социальные ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции (по выбору).

Светлая душа России

Знать некоторые ярчайшие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; характеризовать эти явления как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своём крае (городе).

Раскрывать связь между эстетическим совершенством народного искусства и лучшими человеческими качествами, которые проявляются в творческой работе современных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и т.д., в том числе в своём крае;

Называть лучшие человеческие качества; отражать их в символических образах России;

Составлять рассказ о ярком событии в сопровождении фотографий, видео- и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору).

Начни с себя!

Знать факты из положительного опыта развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе).

Устанавливать связи между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России;

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе);

Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России;

Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

Проект «Я строю будущее России»

Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города)

«За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города)

Проверочная работа

Итоговая контрольная работа

Обобщение пройденного материала. Игра «Брейн-ринг»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *