Календарно тематическое планирование разработано на основе примерной программы «Изобразительное искусство 5-9 класс», разработанной под руководством Т.Я.Шпикаловой.
Учителем изо Комлик Л.Е. ГБОУ СОШ№2с.Кинель-Черкассы
Пояснительная записка 6 класс
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, авторской учебной программы «Изобразительное искусство 5-9 кл.», разработанной под руководством доктора педагогических работ Т.Я. Шпикалова.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности класса, реализуется программа базисного уровня в 6 классе.
Подача материала запланирована тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе из расчета 1 учебного часа в неделю. Рабочая программа составлена из расчета 1 учебного часа в неделю – итого 34 часа. Авторская программа предусматривает гибкость распределения учебного материала по усмотрению учителя в зависимости от используемых форм подачи материала и уровня развития детей, поэтому существенных изменений в составлении рабочей программы не несет.
В 6 классе ведется отметочное обучение. Каждая практическая работа учащихся совместно анализируется. Оцениваются все виды практической деятельности: практическая работа, сообщения учащихся, выполнение презентаций, диалог, выполнение компетентносто-ориентированных заданий.
Цели учебного предмета
развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Задачи:
Познакомить учащихся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. Научить использованию рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Научить основам грамотного изображения.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 6 класса к концу учебного года должен знать/понимать
-отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
-особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
-национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;
-особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;
-центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);
-виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;
-искусств и памятники родного края;
-взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;
-ведущие художественные музеи России и других стран;
-различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью
уметь
-Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);
-Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.
-Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;
-Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
-Создать художественный образ в композициях;
-Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;
-Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-самостоятельной творческой деятельности;
-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса
Тема четверти |
Количество часов |
|
«Художественные народные традиции в пространстве культуры»
|
1.Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве. |
10 |
2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. |
6 |
|
3.Исторические реалии в искусстве разных народов |
10 |
|
4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.
|
8 |
|
Всего |
34 часа |
Содержание курса
Блок 1.
Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта (2ч.)
-Осенний букет 2ч.
-Многоцветие цветов в декоративной росписи. 1ч.
Блок 2.
Сияние цветущей природы на лаковых подносах (2ч.)
-Искусство Жостова и Нижнего Тагила 1ч.
-Твои любимые осенние цветы в росписи подноса 1ч.
Блок 3.
Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3ч.)
-Тема крестьянского труда и праздника в искусстве 1ч.
-Жатва. 2ч.
Блок 4.
Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего (5ч.)
-Растительный орнамент Древнего мира 1ч.
-Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта 1ч.
-Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции 1ч.
-Современный керамический сосуд в твоем исполнении. 2ч.
Блок 5.
Праздник встречи нового года в культуре разных народов (3ч.)
-Традиции встречи Нового года в культуре разных народов.1ч.
-Новый год шагает по планете 2ч.
Блок 6 .
Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве . (4ч.)
-Каменные стражи Русской земли 1ч.
-Рыцарский замок в средневековой Европе 1ч.
-Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря.1ч.
-Батальная композиция.1ч.
Блок 7.
Прославление женщины в искусстве народов мира (2ч.)
-Тема прекрасной девы и женщины- матери в искусстве.1ч.
-Личность женщины в портретно- исторической композиции 1ч.
Блок 8.
Народный костюм в зеркале истории (2ч.)
-Народный костюм России как культурное достояние народов мира. 2ч.
Блок 9
Международный фольклорный фестиваль- проявление народных традиций (2ч)
Разноликий хоровод. 2ч.
Блок 10.
Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве.(2ч)
-Прилет птиц.1ч.
-Живая зыбь.1ч.
Блок 11.
Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения(2ч)
-Как мир хорош в своей красе нежданной.2ч.
Блок 12.
Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2ч.)
-Поле зыблется цветами 1ч.
-Радость моя, земля! 1ч.
Учебно-методический комплекс
Календарно тематическое планирование 6 класс
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока. Количество часов. |
Планируемые результаты (предметные) |
Планируемые результаты |
Дата |
|||||||
метапредметные |
Личностные |
|||||||||||
1-2 |
Осенний букет |
комбинированный 2ч. |
Уметь выполнять с натуры этюда осенних цветов в букете. |
Умение использовать композиционное построение: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей. |
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. |
|
||||||
3. |
Многоцветие цветов в декоративной росписи. |
комбинированный 1ч. |
Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. |
Умение выполнять зскиз росписи декоративной тарелки с использованием приемов стилизации цветов на основе натурных зарисовок . |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников. |
|
||||||
Блок 2 Сияние цветущей природы на лаковых подносах (2ч.)
|
||||||||||||
4. |
Искусство Жостова и Нижнего Тагила. |
комбинированный 1ч. |
Передача разнообразия природных форм и их изобилие. |
Уметь выполнять- повтор элементов цветочной росписи подносов. |
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе творческой работы. |
|
||||||
5. |
Твои любимые осенние цветы в росписи подноса |
комбинированный 1ч. |
Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета |
Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. |
Уметь находить композиционное и цветовое решение росписи с учетом художественного приема и техники одного из рассмотренных традиционных промыслов. |
|
||||||
Блок 3. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3ч.)
|
||||||||||||
6. |
Тема крестьянского труда и праздника в искусстве |
комбинированный 1ч. |
Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу. |
Разнообразие художественных образов ,зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих крестьянский труд . |
Использование средств выразительности в различных видах искусства для отражения народного праздника. |
|
||||||
7-8 |
Жатва. |
комбинированный 2ч. |
Уметь выбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом, передача состояния осени. |
Умение выбора сюжета на темы, выполнение композиции в цвете. |
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. |
|
||||||
2-я четверть Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.
Блок 4. Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира (5час.)
|
||||||||||||
9. |
Растительный орнамент Древнего мира. |
комбинированный 1ч. |
Поиск выразительной композиции, умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны. |
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий. |
Уметь выполнять зарисовки –повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента. |
|
||||||
10. |
Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта. |
комбинированный 1ч. |
Знание особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства |
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. |
|
||||||
11. |
Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции. |
комбинированный 1ч. |
Использование различных орнаментальных мотивов в росписи современной керамики |
Уметь выполнять зарисовки- повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов. |
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности , соотносить свою часть работы с общим замыслом. |
|
||||||
12-13 |
Современный керамический сосуд в твоем исполнении. |
комбинированный 2ч. |
Использование различных орнаментальных мотивов в росписи современной керамики |
Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создать свою самобытную художественную культуру. |
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических, творческих работ. |
|
||||||
Блок 5. Праздник встречи нового года в культуре разных народов (3ч.)
|
||||||||||||
14. |
Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. |
комбинированный 1ч. |
Умение выполнять зарисовки атрибутов новогоднего карнавала, новогодних костюмов, масок. |
Умение выполнять зарисовки украшения елки, сувениров и подарков. |
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. |
|
||||||
15-16 |
Новый год шагает по планете… |
комбинированный 2ч. |
Использование средств художественной выразительности, соответствующих характеру праздника |
Овладение умением творческого видения, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
Уметь правильно выбирать сюжет для коллективной композиции на темы, передавать новогоднее настроение. |
|
||||||
3- четверть: Исторические реалии в искусстве разных народов.
Блок 6 . Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве . (4ч.)
|
||||||||||||
17. |
Каменные стражи Русской земли |
комбинированный 1ч. |
Выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. |
Умение грамотно зарисовывать деревянные постройки своего города, поселка, деревни, применение линейной перспективы. |
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. |
|
||||||
18. |
Рыцарский замок в средневековой Европе |
комбинированный 1ч. |
Постройки сделанные человеком. Овладение навыками моделирования из бумаги. |
Выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. |
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ. |
|
||||||
19. |
Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря. |
комбинированный 1ч. |
Образ средневекового воина в различных видах искусства, сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. |
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий. |
Овладение навыками конструирования из бумаги, зарисовки по представлению и описанию воинских костюмов. |
|
||||||
20. |
Батальная композиция. |
комбинированный 1ч. |
Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту деревянных построек, сохранивших исторический облик. |
Овладение умением творческого видения, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности , соотносить свою часть работы с общим замыслом. |
|
||||||
Блок 7. Прославление женщины в искусстве народов мира (2ч.)
|
||||||||||||
21. |
Тема прекрасной девы и женщины- матери в искусстве. |
комбинированный 1ч. |
Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. |
Осознанное стремление к усвоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. |
|
||||||
22. |
Личность женщины в портретно- исторической композиции |
комбинированный 1ч. |
Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства. |
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. |
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
|
||||||
Блок 8. Народный костюм в зеркале истории (2ч.)
|
||||||||||||
23-24. |
Народный костюм России как культурное достояние народов мира. |
комбинированный 2ч. |
Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ. Традиционные масленичные действа. |
Овладение умением зарисовывать с натуры, по памяти людей в народных костюмах, в движении. |
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. |
|
||||||
Блок 9 Международный фольклорный фестиваль- проявление народных традиций в пространстве культуры.(2ч.)
|
||||||||||||
25-26. |
Разноликий хоровод. |
комбиниро- ванный 2ч. |
Умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ, реальные образы животных и декоративная их разработка. |
Умение выполнять наброски и зарисовки животных по памяти и представлению. |
Сформированность эстетических потребностей в творческом отношении к окружающему миру. |
|
||||||
4- четверть Образ весны как символ возрождения природы в обновлении жизни .
Блок 10 Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. (4ч.)
|
||||||||||||
27-28. |
Прилет птиц. |
комбинированный 2 ч. |
Овладения навыками моделирования из бумаги, применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. |
Применение художественных умений , знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ. образ птицы истинного символа добра и красоты. |
Умение выражать художественными средствами повадки животных и среду обитания в творчестве анималистов. |
|
||||||
29-30. |
Живая зыбь. |
комбинированный 2 ч. |
Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. |
Развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, работа над композицией пейзажа по памяти. |
Умение сотрудничать с товарищами в процессе творческой работы, самостоятельно выбирать изобразительные, графические материалы. |
|
||||||
Блок 11. Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова. (2ч.)
|
||||||||||||
31-32. |
Как мир хорош в своей красе нежданной… |
комбинированный 2 ч. |
Умение выполнять живописными и декоративными средствами с натуры пасхального натюрморта. |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов |
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. |
|
||||||
Блок 12. Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2ч.)
|
||||||||||||
33. |
Поле зыблется цветами |
комбинированный 1 ч. |
Понимание образной природы искусства, основных атрибутах и содержание праздника. |
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий. |
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. |
|
||||||
34. |
Радость моя, земля! |
комбинированный 1 ч. |
Поиски изобразительного мотива, вариантов композиционного и декоративного решения. |
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
|