Контрольная работа по теме «Лексика»

Контрольная работа по теме «Лексика»

Цели деятельности учителя

Проверить знания и умения учащихся в области лексикологии и фразеологии, определить границы «знания» и «незнания» у шестиклассников.

Тип урока

Урок контроля ЗУН по теме

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ преобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка, наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Создание проблемной ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска(экран),компьютер

Основные понятия и термины

Лексикология, фразеология







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.

Личностные: настрой на позитивное начало урока.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Цель этапа: воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.



- Отгадайте загадку:

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга, учебник)

- Отлично! А чему научил нас учебник на последних уроках?

-Давайте вспомним изученные понятия.



-Закончите фразу. Все слова языка называются…(лексика)

-Что такое лексикология?

-По лексическому значению какие бывают слова?

-Как называют слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?

- Дайте определение синонимам.

- Что такое профессионализмы? Диалектизмы? Устаревшие слова?

- Какие вы знаете словари?







Физминутка





Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Тихо все на место сели.






Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.





























Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: осознают познавательную задачу, выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

3. Целеполагание и построение проекта, выхода из затруднения

































































































































































































4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.








Контрольная работа.

1-й вариант

  1. Дайте определение следующим понятиям.

Омонимы, многозначные слова, синонимы, историзмы, профессионализмы.

  1. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении?

а) железный человек;

б) железная воля;

в) железная дисциплина;

г) железная кровать.

3.Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении.

а) Светлый ум, общий язык, горячий чай.

б) Горькая судьба, чистая скатерть, черные мысли.

в) Золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

4. Подберите антонимы к следующим словам.

Сжимать, сгибать, убегать, найти, кричать.

5. Выпишите из данного списка слов неологизмы.

Амбар, ипотека, комбайн, модем, ливень, флэш-карта.

6. Определите, какие значения имеют устаревшие слова.

Чело, уста, перст, денница, ланиты, зеница.

Слова для справок: зрачок, щеки, лоб, палец, губы, утренняя заря.

7. Выпишите диалектные слова и профессионализмы из данных предложений.

1) Казаки собирались в проулках и куренях.

2) Сварщик часто использует сварочный трансформатор.

3) Рабочие использовали трайлер на этом объекте.

4) Мы проснулись очень рано от кочетиного крика.



2-й вариант

  1. Дайте определение следующим понятиям.

Антонимы, однозначные слова, неологизмы, архаизмы, диалектизмы.

  1. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении?

а)медные волосы;

б)медный цвет;

в) медная руда;

г) медный месяц.

3) Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении.

а) Старые туфли, золотое сердце, чистое небо.

б) Теплые отношения, старый друг, горький перец.

в) Каменное сердце, громкая слава, легкие деньги.

4. Подберите синонимы к следующим словам.

Думать, улыбаться, кричать, чумазый, доктор.

5. Выпишите из данного списка слов неологизмы.

Приказ, блютус, луноход, картридж, кольчуга, бумбокс.

6. Определите, какие значения имеют устаревшие слова. Ныне, раченье, очи, длань, уста, выя.

Слова для справок: глаза, сейчас, старание (усердие), губы, шея, рука.

7. Выпишите диалектные слова и профессионализмы из данных предложений.

1) Доехал казак до станицы.

2) Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу.

3) Стодол стоял на базу.

4) Книга была издана на ротапринте.

5) У нас такого человека называют ледащим, т.е ни на какую работу не годным.

6) Горизонтали- это линии на географических картах.

8. Объясните смысл следующих фразеологизмов.

Шевелить мозгами; наломать дров; хоть глаза выколи; делать из мухи слона; медведь на ухо наступил.

9. Определите, пользуясь словарем иностранных слов, из каких языков заимствованы слова.

Афиша, банкрот, вариант, дистанция, компьютер, саркофаг, слалом.

10. Из «Школьного словаря иностранных слов» выпишите значение слова рафинированный. Из какого языка заимствовано слово? Многозначное оно или однозначное? Какие пометы имеет?











Дополнительные задания.

- Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной выразительности, созданные на основе этого переноса.

1-й вариант

Звезды ясные, звезды пр_красные

Наш_птали цветами ска_ки чудные,

Леп_стки улыбнулись атласные,

Задр_жали л_стки изумрудные.

2-й вариант

Со_нце за день нагулял_ся,

За кудрявый лес спуска_тся;

Лес ст_ит по_шапкой темн_ю,

В з_л_том _гне купает_.


Анализируют задания контрольной работы, обсуждают содержание

























Работают с текстом; под руководством учителя выполняют задание






































































































Личностные: осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: осуществляют для рещения учебных задач операции сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.











































































































































































Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Контролирует правильность приемов работы с заданиями

Проверяют правильность выполнения работы

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Рефлексия учебной деятельности.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и поднимите. Урок понравился- выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет- карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Личностные: понимают значение знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Мотивация к учебной деятельности.















































2.Актуализация и пробное учебное действие.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

-Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

* отличное;

*хорошее;

* не совсем готовы.

-Запишите новые словарные слова, поставьте ударение: карнавал, вдвоем. Объясните значение слова карнавал. (Это уличный маскарад, народное празднество с шествием.)

- Составьте с этими словами 2 предложения, начинающиеся словами: «Я спросил(а)…», «Женя ответил(а)…» (Учащиеся предлагают свои предложения.)

- Сегодня мы отправляемся в путешествие на карнавал.





- Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания карандашом (работа в группах)

На слайде: Ваня увидел друга и сказал Сережа, ты пойдешь сегодня на карнавал? Конечно, пойду! Сказал Сережа.

- Где у вас возникло затруднение? Почему?

Как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке?

- Какова тема урока?


Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

















































Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.





















Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других.

3.Выявление места и причины затруднения.

- Прочитайте в предложении прямую речь. (Сережа, ты пойдешь сегодня на карнавал?)

- Где стоит прямая речь: до или после слов автора? (После слов автора)

-Есть еще в предложениях прямая речь? (Есть. «Конечно, пойду!»)

- Где она стоит: до или после слов автора? (Есть. Перед словами автора.)

- Как выделить прямую речь? (Кавычками)

- Хорошо. Прочитайте слова автора, где они стоят? («Ваня увидел друга и сказал» - перед прямой речью, в начале предложения, «сказал Сережа» -после прямой речи – в конце предложения.)

- Мы должны отделить слова автора от прямой речи, как выдумаете, каким знаком? (Двоеточием, если прямая речь стоит после слов автора, тире, если прямая речь стоит перед словами автора.)

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


Формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.











































Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
































4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- На сколько частенй можно разделить каждое из наших предложений с прямой речью? Что за эти части? (На две части: прямая речь и слова автора.)

- С какой буквы пишем в первом и втором предложениях прямую речь? (Прямую речь пишем с большой буквы.)

- Как записываем слова автора? (В начале предложения – с большой буквы, после прямой речи – с маленькой.)

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.


Отвечают на вопросы.

Познавательные: систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Контролирует правильность приемов работы с заданиями

Проверяют правильность выполнения работы

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6.Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности возникли в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился- выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.















Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки.



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.