Контрольная работа по психологии «Система ситуаций, развивающих познавательную мотивацию обучающихся»

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Контрольная работа по психологии

Тема:

«Система ситуаций, развивающих познавательную мотивацию обучающихся».

Выполнил:

слушатель курсов № 263/2

Батаева Ольга Викторовна

Проверил: Марокова М.В.,

кандидат психологических

наук, доцент кафедры

педагогики и психологии

развития личности.

Волгоград – 2013 год.

Определение и строение мотивации учения.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избежания неудач.

Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность — это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

Другой важный аспект мотивационной сферы — мотив, т.е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

Цель — это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.

Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности — интерес к учению. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика.

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведения; учебно-познавательные — в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие социальные — в стремлении к контактам со сверстниками и получении их оценок, в помощи товарищам.

Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить правильный результат решения) и промежуточные (например, различить способ работы и результат, найти несколько способов решения и др.). Уровни целей связанны с уровнями мотивов: широкие познавательные, учебно-познавательные цели, цели самообразования и социальные цели.

Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

Эмоции тесно связаны с мотивами учащихся и выражают возможность реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей. Виды эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость) и отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение). Проявление эмоций в учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика…

2. Эффективному развития познавательной мотивации обучающихся способствует система ситуаций.

По отношению к учебным видам деятельности выделяют следующие учебные ситуации:

  • Ситуации выбора деятельности

  • Ситуации планирования деятельности

  • Ситуации оценки и самооценки деятельности.

— Ситуации выбора деятельности.

Они представлены в учебном процессе довольно широким кругом заданий. Например: 1) Назовите те упражнения, которые понравились вам в изучаемом параграфе.  2) Назовите задания, которые вам  нравятся (+),  не нравятся (-), к которым вы относитесь безразлично (0). 3) Подготовьте по одной из понравившихся вам  тем сообщение, пользуясь дополнительными источниками.  4) Выберите из серии тематических картинок одну, задайте вопросы по содержанию того, что на ней изображено и т. д. .

Выбор, совершаемый самими учащимися, дает им возможность почувствовать свободу и самодетерминацию в учебе. Психологические исследования показывают, что предоставление учащимся возможности выбора в процессе обучения не только стимулирует их внутреннюю мотивацию, но и существенно сказывается на улучшении качества обучения.

Здесь необходимо не путать выбор с вседозволенностью.

— Ситуации планирования деятельности.

Они также представляются различными заданиями:

Прочитайте задание. 

     Составьте свой алгоритм действий для его выполнения.

Сравните свои действия с теми, которые предлагаются для выполнения данного задания.

— Ситуации оценки и самооценки деятельности. Предполагают формирование  в основном у старших школьников критического отношения к выполняемой работе и представлены следующими видами заданий:  1) Назовите приемы труда, которые показались вам очень трудными. 2) Отметьте знаком + те вопросы по тексту, на которые вы знаете ответ.

3) Ответьте на вопросы: «Каких умений и навыков вам недостаточно для более эффективной работы на уроке?», «Какие трудности вы встретили в процессе выполнения домашнего задания» и т. д…

И так, от правильного выбора, планирования и оценки своих возможностей в наибольшей степени зависит активное положительное отношение школьника к учению в целом.

По отношению к эмоциональной сфере можно предложить создание ситуации успеха. Она позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей компетенции.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая   трудности и на пути приобретения  знаний в приложении собственных волевых умений в умственной работе. Степень познавательной активности учеников зависит не только от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Степень активности школьника является реакцией на методы и приёмы работы учителя. На уровень активности сильно влияют и  отношения  с учениками, стиль их общения, подлинное сотрудничество, диалог на уроке, игра.

Применяние на уроках  активных методы обучения  максимально повышает уровень познавательной активности ученика, побуждают его к сознательному учению.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы: активное использование в своей работе над различными учебными темами рифмовок, загадок, пословиц, организация парной и групповой работы. Причем, в пары и группы объединяются ученики с учётом уровня их обученности и их личных отношений…

Очень важно использование наглядности, таблиц, схем, звуко – технических средств обучения, ИКТ.

Успех в обучении во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя  и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Большую пользу приносит проверка знаний всех учеников в форме небольших по объёму контрольных заданий, условно называемые тестами. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты  тестов  анализируются и служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой стороны – самооценкой работы самого учителя, что позволяет внести необходимые коррективы в процессе обучения.

По тесной связи с жизнью важным является создание учебных ситуаций, близких к естественным.

Участие школьников в таких ситуациях развивает их воображение, самостоятельную творческую деятельность, стимулирует мотивацию учения.  Приём создания таких учебных ситуаций оживляет урок.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевых игр. Ролевая игра мотивирует учебную деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что – либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем – то поделиться с собеседником. Ситуации для ролевых игр предлагаются в соответствии с изучаемыми темами… Слабоуспевающим  учащимся предлагаются менее сложные ситуации, хорошо успевающим – более сложные, участие в которых требует употребления максимума учебного материала.

Для создания ситуаций близких к естественным можно использовать упражнения  с опорой на карточки. На одной стороне карточки подобран иллюстративный материал, а на другой даются задания, которые ученик должен выполнить.

(Например: ученики делают чертеж. Один из них измеряет деталь. Другой записывает названные первым размеры на листе бумаги и делает сам чертеж. Между детьми произошло распределение операций. Это может произойти случайно, а может с учетом определенных умений каждого из участников совместной работы.)…

Обучение технологии в школе имеет, как известно, в основном практическую направленность, поэтому, создание на уроке ситуации проблемы также способствует развитию познавательной мотивации обучающихся.

Место проблемного обучения в процессе преподавания технологии имеет большое значение. На уроке рассматриваются те проблемные задачи, использование  которых содействует активизации  познавательной деятельности учащихся и формированию практических умений. Здесь необходимо широко использовать: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия,  вопросы, требующие установления сходства и различия, вопросы по установлению причинно-следственных связей…

Очень важным в создании ситуации проблемы является проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят ( учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Можно создавать межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.

Итак, в зависимости от возрастных особенностей учащихся  меняются используемые приёмы и виды работы, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях.

Повышение мотивации изучения учащимися возможно за счёт:

1) обусловленного  условиями и принципами обучения разнообразия приёмов и форм работы в режиме каждого из методов предусмотренных УМК;

2) использования таких приёмов, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;

3) большей самостоятельности учащихся в выполнении действий при овладении учебном материалом;

4) формирования таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой, которые бы вызывали у школьников веру  в успех и желание действовать вместе;

5)  организации следящего контроля над деятельностью учащихся.

Все это можно проследить в системе учебных ситуаций.

Литература

  1. Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М. –1990.

  2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983.

  3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/ Просвещение, М. – 1991.

  4. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности школьника учителем/ Педагогика, М. – 1991.

9

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *