Конспект внеклассного занятия по литературе в 4 классе Тема : С.П.Алексеев « Парад Победы»



ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»





Урок внеклассного чтения в 3 классе.


Память нашу не стереть годами.

С.П.Алексеев « Парад Победы».




Подготовила и провела

учитель начальных классов

Швец Анна Валентиновна

Дата проведения:

3 мая 2014 года.




п. Савинский

2014 г

Конспект урока по внеклассному чтению. 3 класс

Тема урока:

С. П. Алексеев «Парад Победы»

Цель: познакомить с биографией, творчеством С.П. Алексеева и его рассказом «Парад Победы»;

Задачи:

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- совершенствовать навыки выразительного, осознанного, беглого чтения;

- корригировать и развивать монологическую речь и логическое мышление через ответы на вопросы;

- воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование урока: Выставка книг С.П. Алексеева, портрет писателя, фотографии с изображением военной техники и Мавзолея В.И. Ленина, иллюстрации Парада Победы 1945 года, иллюстрации мины, пули, ружья, танка, пушки.

План урока:

I. Орг.момент.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

  1. Речевая гимнастика.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по книжной выставке.

2. Знакомство с биографией писателя.

3. Словарная работа. Чтение рассказа «Парад Победы».

VI. Закрепление изученного материала.

1.Анализ прочитанного.

2.Работа над загадками, пословицами военной тематики.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.













Ход урока:

I .Орг.момент.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

1. Речевая гимнастика.

Наберите воздуха в легкие и посчитайте, пока не кончится запас « Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.»

III. Изучение нового материала.

-Какой праздник скоро будет отмечать вся страна, весь наш народ?

(День Победы)

- Когда это произойдёт, какого числа? (9 мая)

- Сегодня наш урок посвящен этому дню – Дню победы.

Мы познакомимся с рассказом Сергея Петровича Алексеева « Парад Победы», расскажу вам об этом замечательном человеке.

1. Работа по книжной выставке.

- Рассмотрите портрет Сергея Петровича Алексеева.

- Обратите внимание на выставку книг С. П. Алексеева. Посмотрите, как много книг написал Сергей Петрович Алексеев.

- Посмотрите на иллюстрации на обложках этих книг и скажите, о чем эти книги, как вы думаете?

2. Знакомство с биографией писателя.

Рассказ учителя:

- Послушайте внимательно биографию автора и узнаете, какую интересную жизнь прожил этот писатель.

- Сергей Алексеев родился в маленьком городке Плискове. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. Но дома была только начальная школа и после долгих раздумий его отвезли в Москву к сёстрам матери, которые были учёными.

В старших классах Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. Он поступил в авиационное училище.

Наступила Великая Отечественная война. В училищах будущих лётчиков учили летать по ускоренной программе. Так как Сергей был одним из лучших, то вскоре он знал все современные самолёты. Без отрыва от лётной учёбы он окончил педагогический институт.

По окончании училища надо было показать умения владеть машиной, стрелять, вести воздушный бой. Сергей отлично справился с заданием , и ему предложили стать инструктором, то есть учить других. Однажды у его самолёта отказал мотор, и Алексеев получил тяжёлые травмы в аварии. Врачи запретили ему летать.

После этого Сергей Петрович стал редактором издательства “Детская литература”. А однажды он решил принять участие в конкурсе на новый учебник по истории страны и победил. По его учебнику дети учились много лет.

Книги С. Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.


3. Чтение рассказа «Парад Победы».

Сейчас я вам прочитаю рассказ Алексеева «Парад Победы», а вы, прослушав его, подготовьтесь ответить на вопрос: «Почему так назван рассказ?»

Читает учитель.

- Так почему рассказ назван «Парад Победы»?

(ответы учащихся)

Словарная работа.

В тексте нам встретятся даты, года начала и конца войны, которые мы ещё не умеем читать, новые слова. Сейчас мы их прочтём и объясним значение новых слов, для того чтобы при чтении нам все стало понятно.

На доске:

  • В 1941 – тысяча девятьсот сорок первом году началась война.

(читаем хором)

  • В 1945 – тысяча девятьсот сорок пятом году война закончилась нашей победой.

(читаем хором)

  • Фашисты-захватчики.

  • Полк. Дивизия. . учащиеся

  • Солдаты чеканят шаг. объясняют.

  • Мавзолей В.И. Ленина.(иллюстрация)


Дивизия - основное войсковое соединение. Может быть мотострелковой, танковой и т.д. В среднем в дивизии 12 000 - 24 000 человек личного состава. Командиром дивизии является генерал-майор.

Полк – воинская часть, численностью от 200 до 2000 человек.

Мавзолей В.И. Ленина - памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлевской стены в Москве.( Учитель показывает фотографии.)

Физминутка.

Чтение рассказа по «цепочке»

Парад Победы. По С. П. Алексееву

В 1941 году напали на нашу Родину фашисты. Много захватили городов, сожгли сел и деревень, оставили без дома детей, матерей и стариков. А многих наших людей замучили, увезли в плен.

Наш народ ни на кого не нападал. Никому не угрожал войной. Все люди в нашей стране воевали с фашистами-захватчиками. Кто на фронте бил врагов, а кто на заводах строил танки и самолеты, в колхозах сеял хлеб, чтоб всю страну накормить.

Великая война советского народа называется освободительной. Кончилась освободительная война в 1945 году нашей победой. Сломлен был враг. Разбиты его полки, дивизии, армии.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Наши полки, что гнали врагов до самой вражеской земли, приехали на этот парад.

Красная площадь гудит от голосов. Много гостей приехало посмотреть Парад Победы.

Но вот замерла площадь. Проходят по ней наши войны-победители. Чеканят шаг. И в каждом шаге отдается: «Победа! Победа! Победа!»

Идут солдаты. А вот и особая вышла рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:

- Что там несут солдаты?

Солдаты несли знамена тех полков и дивизий, которые они разбили. Вот поравнялись бойцы с Мавзолеем. Вот вдруг все разом резко повернулись лицом к Мавзолею. Шагнули вперед.

Замерло все на площади. Полетели на землю знамена врагов. К подножию Мавзолея, к ногам стоящих на площади.

И снова идут полки. И снова в солдатских шагах отдается, как крик, как эхо : «Победа! Победа! Победа!».

Победа отдавалась в сердце каждого человека. А вечером был салют.

Ликовали земля и люди! Гремели, гремели, гремели залпы салюта.

Радость огнями взлетала в небо.

Победа!

Победа!

VI. Закрепление изученного материала:

1. Анализ прочитанного.

- Так почему именно «Парад Победы» назван этот рассказ?

-Как названа война советского народа с фашистами? Найдите в тексте.

- Почему Великую Отечественную войну называют освободительной?

- Кто одержал победу в этой войне? Когда?

- Где состоялся Парад Победы? Кто на него приехал? Найдите в тексте.

- Что происходило с людьми на Красной площади во время Парада Победы?

- Как вы понимаете выражение «Победа отдавалась в сердце каждого человека»?

- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Что значит – «Ликовали земля и люди!», как вы понимаете это предложение?

Посмотрите на фотографии с Парада Победы 1945 года.

Кто из вас смотрел по телевизору Парад Победы в наше время? Что вы видели? Расскажите.

2. Работа над загадками, пословицами военной тематики.

Сейчас я вам загадаю загадки, которые относятся к войне.

(Учитель загадывает загадки и показывает картинку

с правильным ответом):


  1. Крышкой закрыта, в землю зарыта

Ждет – поджидает фрица-бандита.

(Мина)

  1. Летит ворон, весь окован,

Кого клюнет, тому смерть.

(Пуля)

3. Петушок без глаз, а метко клюет.

(Ружье)

  1. Ползет черепаха - стальная рубаха,

Враг в овраг, черепаха – куда враг.

(Танк)

  1. Стоят три старушки, вздохнут они да охнут,

Вблизи все люди глохнут.

. (Пушки).

- Прочитайте пословицу на доске:

Родина - мать, умей за нее постоять.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?


VII. Итог урока.

- Какой рассказ читали мы сегодня? Кто его автор?

- Чему нас учит этот рассказ?

- Что вам запомнилось из биографии Сергея Петровича Алексеева?

-Рекомендую вам еще прочитать рассказы С.П. Алексеева дома, думаю, они вам также понравятся.

Выставление и комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание.

1.Выразительное чтение рассказа « Парад Победы»(по С.П. Алексееву.)


6


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.