КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе Урок чтения и осмысления стихотворений: О.Высоцкая «Весенние рубашки», Э.Мошковская «Песня»

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе



Предмет: Литературное чтение

Тема: Урок чтения и осмысления стихотворений: О.Высоцкая «Весенние рубашки», Э.Мошковская «Песня».

(Автор учебника «Любимые страницы» О.В.Кубасова)

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно;

  • строить морально-этическое суждение из 2-3 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;

  • уметь высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативаные:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя;

  • оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их;

  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • . формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные результаты:

  • самостоятельно определять  тему   произведения;

  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;

  • развитие художественно-творческих способностей.


До урока: дети записывают слова со вставленными цифрами в виде ребуса на доске.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихов.

Загадывание друг другу слов со вставленными цифрами (например, родина, опять, семья, матрица, …)


2.Подготовка к первичному восприятию текста.

Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим чтение стихов.

Послушайте музыку и догадайтесь, о каком времени года будет первое стихотворение? (звучит музыка ручейков).

Посмотрите на пейзаж. О какой весне пойдёт речь, ранней или поздней? Почему?

Несколько слов о писателе.

Вглядитесь в портрет поэтессы. Какой она вам представляется? (Несколько слов о поэтессе (см. книгу О.Высоцкой «Разговор с весной»)


3.Первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия.

(Чтение про себя).

Все ли цветы вы представляете себя? (Ромашка, смолка, Лютик, Колокольчик). Посмотрите на рисунки и вспомните эти цветы.

Какие литературные приёмы использует автор? (олицетворение, сравнение). Докажите словами из текста.

Кто сшил рубашки лужайкам? Почему вам так кажется, ведь об этом не написано в стихотворении?

Почему автор сравнивает лучи с иголками? (сходство формы).

Что создаётся с помощью игл?

Что создаётся с помощью солнечных лучей? (всё живое).

Как надо относиться ко всему живому на Земле?


4. Подготовка к выразительному чтению, чтение стихотворения.

Расставьте паузы, как вы считаете нужным.

Каким будет темп чтения?

С каким настроением будет читать? (см. словарик настроений).

Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Посмотрите на иллюстрацию к стихотворению. Чем бы вы её дополнили? Что бы изменили?

Динамическая пауза

(Собери букет.)


5.Подготовка к первичному восприятию текста.

Постановка цели урока.

Сейчас мы познакомимся с ещё одним интересным стихотворением. Написала его детская поэтесса Э.Мошковская.

Несколько слов о писателе.

Вглядитесь в портрет поэтессы. (Несколько слов о поэтессе)


6.Первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия.

(Чтение сначала учителем вслух, затем дети читают построчно).


7.Анализ литературного произведения.

От кого ведётся рассказ: от имени автора или от лица лирического героя?

Каким вы его представляете?

Как автор относится к герою?

Нравится ли он вам? Чем?

Какие вам встретились литературные приёмы? (олицетворение, повторы).

Можно сказать, что стихотворение сказочное или это всё могло бы произойти в жизни? Почему?

Так почему же так названо стихотворение?

Прочитайте на следующей странице текст в другой записи. Что изменилось?

Какой из вариантов текста выражает стихотворный ритм, а какой – нет?

Не забудьте, чтобы передать стихотворный ритм, нужно делать паузу в конце каждой строки, даже если она состоит из одного слова и нет знака препинания.


4. Подготовка к выразительному чтению, чтение стихотворения.

Каким будет темп чтения? (Докажи словами из текста)

В каком эпизоде темп изменится? Почему?

С каким настроением будет читать? (докажи словами из текста).

Что ещё говорит о прекрасном настроении? (!!!)

Сосчитайте, сколько ! всего.


Двигательная пауза

(Дотянись до солнышка столько раз, сколько в стихотворении !)


Работа со словом

Подберите синонимы к словам:

Пляшет - танцует

Резвятся – бегают, радуются

Смеётся – хохочет

Снуют – быстро летят

Подбери антоним к слову:

Веселятся – грустят

Но мы грустить не будем.

Прочитайте стихотворение выразительно.


Рефлексия.

С произведениями каких авторов мы сегодня познакомились?

Какое стихотворение больше понравилось? Почему?


Самооценивание.

Поднимите зеленый цветок, если вы с пользой и хорошо работали на уроке; желтый цветок, если вам было достаточно комфортно и вы выполнили ряд предложенных заданий; красный, если пользы от урока вы получили мало, к ответу на уроке были не готовы.


Домашнее задание.

С 164 – 166 выразительное чтение, с. 164 – наизусть по желанию