Конспект урока «Семья как малая группа»

Конспект урока «Семья как малая группа»

Хороший урок – это слаженный, четко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему, и урок не получится.

Урок «Семья как малая группа» относится к разделу «Личность. Межличностные отношения» курса «Обществознание» 10 класс (профильный уровень), учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. Пропедевтика была в 8 классе при изучении темы «Социальные статусы и роли», в 9 классе при изучении темы «Нравственные основы любви, брака и семьи». В связи с этим урок был построен с опорой на такие мыслительные операции как: сравнение, анализ и синтез, обобщения и конкретизации.

В своем самоанализе я решила применить схему полного анализа урока по В.С. Кукушкину. Этапы урока выстроены в соответствии с требованием ФГОС.

В рамках проведения урока были определены цели:

— образовательная: формирование и систематизация знаний учащихся по теме « Семья как малая группа». Формирование системы знаний о социальных функциях семьи, классификации типов семейных структур (тип семьи).
Подвести учащихся к выводу о необходимости работать над созданием гармоничной семьи, как необходимого условия существования и развития личности.

развивающая: продолжить работу над выработкой у учащихся умения анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, умения получать и осмысливать социальную информацию, осваивать учебный материал с помощью практической деятельности, использовать различные источники данных; представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать в группах, способствовать формированию: мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных; аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме.

Работа над мини-проектами: «Моя семья»; «Семья как малая группа», «Анкетирование», «Без чего не построить крепкую семью», «Кто должен заниматься воспитанием детей».

воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям; формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся

Считаю, что постановка целей обусловлена:

— программными требованиями;

— содержанием учебного материала;

— наличием необходимого уровня знаний и умений учащихся 10А класса.

В данном классе преподаю третий год, хорошо знаю психолого- педагогическую характеристику класса.

  • В классе 29 учащихся, из них 15 девушек. 14 юношей.

  • Успеваемость в классе 100%. Качество знаний составляет 82,75%

  • Большинство учащихся имеет достаточно высокую учебную мотивацию, 90% принимали участие в 1 этапе Всероссийской олимпиады школьников, 45 % принимали участие во 2 этапе Всероссийской олимпиады школьников, являются активными участниками, призерами и победителями в конкурсах, интеллектуальных играх, сетевых викторинах.

  • 10А класс профильный- социально- экономический. Профиль учащиеся выбрали осознанно, о чем свидетельствуют результаты изучения социального заказа на образовательные услуги:

— сдать ЕГЭ- 100%

— поступить в ВУЗы- 94%

— повысить уровень саморазвития и самообразования- 86%

Цели урока ориентированы на конечный результат:

Урок способствует развитию ключевых компетентностей, что является необходимым элементом ФГОС:

Коммуникативная компетентность способствует успешной социализации, адаптации и самореализации в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность проявляется через умение владеть монологической и диалогической речью, ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других, формирует умение общаться как в группе и за ее пределами .

Социальная компетентность— способствует умению брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем.

Тип урока- Урок открытия нового знания. Основные цели:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цели отдельных этапов:

-включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;

-подготовка мышления учащихся и создание их потребности к построению нового способа действий;

-выявление места затруднения, его причины и в постановке цели урока;

-построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению;

-включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного;

усвоение учащимися нового способа действий;

-интериоризация нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха;

-самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ .

При выборе форм и методов обучения я опираюсь на небезынтересную так называемую «пирамиду обучаемости учащихся», предложенную журналом «Директор школы» по результатам американских исследований:

Лекция-монолог 5%

Чтение (самостоятельное) 10%

Аудио-видеообучение 20%

Показ (демонстрация) 30%

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе) 50%

Практика в процессе деятельности 75%

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%

Формы и методы, используемые на уроке, соответствуют возрастным и предметным нормам:

наглядный метод

практический метод

— метод проблемного изложения

— исследовательский метод

Формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от игровых до научных и исследовательских.

Считаю, что необходимо использовать совокупность приемов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления.

В выборе форм и методов основываюсь на методике К.Роджерса, создателя психотерапии, «центрированной на клиенте», который видит в ученике личность, способную развивать свои природные ресурсы, ум и сердце, любознательность, личность, способную делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, личность, способную вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и другой деятельности.

Он предложил строить обучение на иных (в сравнении с традиционной и технократической школой) принципах. Главным среди них можно считать принцип «свободы в обучении». Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Согласно К.Роджерсу, моя задача как учителя не диктовать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей. Я, по К.Роджерсу, стимулирую и облегчаю (facilitate) самостоятельную деятельность ученика.

При построении урока по предложенной методике атмосфера «свободы учения» в классе характеризуется тем, что ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, взаимодействуют в учении друг с другом, видят во мне источник опыта, знаний, старшего члена группы.

К методам, стимулирующим «свободу учения», относятся: постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных; использование разных источников знания — людей, опытов, книг, аудиовидеотехники и др.; метод контрактов; организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента; специальные занятия по самопознанию, межличностному взаимодействию. Я использую для создания атмосферы «открытого учения» и эмоционально окрашенные методы, и рациональные — «учебные пакеты», программированные пособия. Изучение нового материала строилось в форме совместной деятельности учителя и ученика. На данном этапе акцент делался на :

— развитие умений учащихся работать с визуальным рядом;

— на развитие умений обобщать, выделять главное, существенное;

— на умение критически мыслить.

Ученики активно работали с авторской презентацией, опорным конспектом, участвовали в обсуждении и изучении теоретической основы темы, решении проблемных вопросов. С целью формирования у учащихся целостного представления о мире, я постаралась осуществлять межпредметные связи в содержании учебного материала с историей, биологией, географией, правом.

Этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны. Время распределено рационально. Оборудование в учебном кабинете задействовано на этапах урока.

Содержание данного урока соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по обществознанию, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089, а также требованиям ФГОС СОО по освоению материала на профильном уровне. В связи с подготовкой к переходу на стандарты нового поколения применяю системно- деятельностный подход, который предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.

Изложение материала доступно, логично, обладает научностью в той степени, которой соответствует уровню сложности изложения содержания в учебнике, соответствия возрастной и предметной норме.

Данный урок имел высокую степень продуктивности и результативности. Широко использовала три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.

Первичное закрепление материала происходило в виде решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. Контроль за универсальными учебными действиями учащихся осуществлялся с помощью вопросов, заданий, разнообразных форм контроля.

На мой взгляд, именно такие формы работы наиболее рациональны при реализации поставленных целей и задач и соответствуют новым стандартам образования.

На этапе закрепления изученного материала, при выполнении заданий получены результаты:

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону являлась интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

На уроке происходило формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

Работая в школе, я определила для себя правила на каждый день, которые помогают мне как учителю:

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

— Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

— Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».

— Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

— На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

— Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

— Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа

Распутина О.Г., учитель обществознания высшей квалификационной категории

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *