Конспект урока русского языка по изучению многочленных конструкций с сочинительной и подчинительной связью на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Конспект урока русского языка по изучению многочленных конструкций с сочинительной и подчинительной связью

на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Предлагаемый урок разработан в рамках текстоориентированного подхода, который понимается как преимущественное использование художественного текста в качестве дидактического средства на уроке русского языка. Текстоориентированный подход позволяет не только повысить грамотность учащихся, но и содействует развитию речевых навыков школьников в процессе усвоения образцовых, высокохудожественных текстов, аналитической работы с ними.

Тема урока: Сложные предложения с разными видами связи в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»: к вопросу о языковых особенностях произведения (XI класс).

Эпиграф к уроку: «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами… учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи…» (Я. Коменский).

Тип урока: урок повторения пройденного материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

1) обобщить сведения о сложных предложениях и правилах постановки в них знаков препинания;

2) повторить материал о сложных предложениях с различными видами связи, отработать умения видеть границы таких предложений и ставить знаки препинания в них;

3) рассказать о выразительных возможностях сложных предложений с различными видами связи в художественном тексте – в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»;

4) формировать умения и навыки аналитической работы с художественным произведением, выявлять особенности творческой манеры автора;

5) повышать грамотность учащихся;

6) расширять их культурный кругозор.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста), письма (фиксирования учебного материала);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);

4) развивать навыки исследовательской работы учащихся.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать эстетическое, бережное отношение к слову;

2) воспитывать любовь к русскому языку и литературе;

3) воспитывать интерес к предметам и учебе в целом.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический.

Материалы и оборудование: учебник русского языка для старших классов В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко; текст романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» (у каждого на парте); схема видов сложных предложений.

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Повторение и обобщение изученного материала – 10 мин.

III. Практическая работа учащихся исследовательского характера – 20 мин.

IV. Эвристическая беседа по итогам исследовательской работы аналитического характера – 5 мин.

V. Подведение итогов урока, формулирование основных выводов – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами… учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют нам самые далекие от наших глаз вещи…», – справедливо говорил классик педагогической мысли Ян Коменский. Действительно, книги, художественные произведения – наши верные друзья в постижении премудростей жизни, однако, чтобы разобраться в них, прежде нужно стать грамотным читателем. Грамотный читатель не просто знает, о чем книга, но и может ответить на вопрос, как она написана, какие особенности языка автора помогли ему создать неповторимое творение, ясно и красиво выразить свои мысли.

На сегодняшнем уроке вам предстоит проделать интересную работу исследовательского характера, направленную на выявление языковых особенностей романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Данное произведение находится в центре нашего внимания уже довольно продолжительное время на уроках литературы: мы говорили об истории создания романа, рассматривали образы его центральных персонажей, говорили об идеи и проблематике текста. Однако не менее важным вопросом, касающимся любого художественного произведения, являются его языковые особенности, сама языковая личность автора. И ее изучение – уже задача другой филологической дисциплины, которая вам хорошо знакома, – русского языка.

Сегодняшний урок также посвящен М. А. Шолохову и его роману «Тихий Дон», роману, который сыграл большую роль и имел определяющее значение в получении писателем Нобелевской премии за вклад в развитие мировой литературы. Автор «Тихого Дона» и герои романа сегодня будут с нами весь урок.

Какие особенности языка М. А. Шолохова мы можете назвать уже сейчас?

(Точность и метафоричность, наличие диалектизмов, которые передают своеобразие речи казаков, образность, большое количество сложных предложений, вводных и вставных конструкций и т. д.).

Для того чтобы сделать какие-то определенные выводы о языковом своеобразии «Тихого Дона», нужно кропотливо исследовать текст произведения. Сегодня мы остановимся на сложных предложениях с различными видами связи, которые вы пристально рассматривали в IX классе, а сегодня лишь повторим основные сведения, касающиеся их.

II. Повторение и обобщение изученного материала. Итак, давайте повторим основные понятия, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. Беседа-актуализация по вопросам:

Какие предложения называются сложными?

(Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое).

Если есть союзные сложные предложения, значит, есть и бессоюзные. В чем различие между ними?

(В способе связи простых предложений в составе сложного. Так, простые предложения в составе сложного союзного соединяются при помощи союзов или союзных слов и интонации. Наоборот, при помощи интонации, но без союзов или союзных слов соединяются простые предложения в составе сложного бессоюзного).

Чем различаются союзы и союзные слова?

(К союзам нельзя задать вопрос и они не являются членами придаточного предложения, а союзные слова являются).

Как ставятся знаки препинания в союзных сложных предложениях?

(Простые предложения, входящие в сложносочиненное предложение, отделяются друг от друга запятыми. Однако если в сложносочиненном предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними не ставится. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми).

Что представляют собой предложения с различными видами связи?

(В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов, третьи – без союзов. Такие предложения представляют собой предложения с различными видами связи).

Очень хорошо. Перерисуйте с доски в тетради следующую схему, которая вам будет хорошим «подсказчиком» на уроке.

Сложные предложения

Сложносочиненные Сложноподчиненные Бессоюзные

Предложения с различными видами связи

Почему второй «комплект» стрелок обозначен на рисунке пунктирными линиями?

(Сочетание сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи в каждом конкретном случае может быть разным).

Итак, мы повторили основные понятия, касающиеся сложного предложения и его разновидностей. Перейдем теперь к практической части нашего урока и поработаем с текстом романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».

III. Практическая работа учащихся исследовательского характера. Выберите любую часть романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», укажите ее в тетради. Затем найдите и выпишите из нее несколько предложений с подчинительной и сочинительной связью, правильно расставьте знаки препинания и составьте структурные схемы. Например (указывает на образец, висящий на доске). (Самостоятельная работа учащихся).

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Книга первая. Часть первая.

«В тяжкой накипевшей злобе своей шел Степан под гору, как идет лошадь, понесшая седока, и домой возвращались они врагами».

Данное предложение является сложным, с сочинительной и подчинительной связью.

, и

как? как Б

А

Данное предложение – сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Оно состоит из трех частей и имеет три грамматические основы: 1) Степан шел 2) идет лошадь; 3) они возвращались. Между первой и второй – подчинительная связь, в реализации которой принимает участие союзное слово как; они образуют первый блок, который связан со вторым блоком сочинительной связью с помощью сочинительного соединительного союза и.

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Книга первая. Часть вторая.

«Точила его злая желудочная болезнь, и по строжайшему запрету врачей не мог глотать пережеванную пищу, так что он жевал, вытягивал соки, а жевки выплевывал на серебряную тарелочку, которую сбоку, на вытянутых руках, постоянно держал молодой, из мужиков, лакей Вениамин».

Данное предложение является сложным, с сочинительной и подчинительной связью.

что из этого

,и следует? какую?

поэтому = которую

так что

А

Б

Данное предложение – сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Оно состоит из четырех частей и имеет четыре грамматические основы: 1) болезнь точила; 2) не мог глотать; 3) он жевал, вытягивал соки, выплевывал; 4) лакей Вениамин держал. Между второй, третьей и четвертой частями – подчинительная связь, реализующаяся по принципу последовательного подчинения с помощью подчинительного следственного союза так что, а также союзного слова которую. Они образуют второй блок, который связан с первым блоком сочинительной связью с помощью сочинительного соединительного союза и.

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Книга третья. Часть шестая.

«Из Вешенской возвратился Пантелей Прокофьевич в тот же день, а на другой решил он вместе со сватом ехать в Миллерово, чтобы загодя попасть в Новочеркасск».

Данное предложение является сложным, с сочинительной и подчинительной связью.

с какой целью?

, а , (чтобы…. )

А Б

Данное предложение – сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Оно состоит из трех частей и имеет три грамматические основы: 1) Пантелей Прокофьевич возвратился; 2) он решил ехать; 3) попасть. Между второй и третью частями – подчинительная связь с помощью подчинительного союза цели чтобы; они образуют второй блок, который связан с первой частью сложного предложения сочинительной связью с помощью сочинительного противительного союза а.

IV. Эвристическая беседа по итогам исследовательской работы аналитического характера. Объясните, почему автор прибегает к использованию в тексте романа сложных предложений с различными видами связи?.

(Скорее всего потому, что они позволяют емко и точно выразить какую-то сложную мысль, показать закономерности и причины появления определенных событий, помогают в развитии сюжетных линий).

Насколько часто встречаются такие синтаксические единицы в тексте романа? Насколько они характерны для творческой манеры М. А. Шолохова?

(Предложения такого вида встречаются в «Тихом Доне» довольно часто, и вполне можно сказать, что данный способ выражения авторских мыслей характерен для творческой манеры писателя. Однако еще чаще автор прибегает к использованию сложных предложений с сочинительной или подчинительной и бессоюзной связью или просто к сложным бессоюзным предложениям, состоящим из нескольких частей. Именно они повышают динамичность и одновременно лаконичность повествования, передают стремительность развития событий, происходивших в 20-е годы ХХ столетия).

V. Подведение итогов урока и формулирование основных выводов. Итак, на сегодняшнем уроке мы говорили с вами о мастерстве крупнейшего русского прозаика ХХ века М. А. Шолохова и языковых особенностях его величайшего творения – романа «Тихий Дон». Благодаря знаниям синтаксиса русского языка мы выяснили, что сложные предложения как единицы языка достаточно любимы автором: часто он прибегает к использованию сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью. Такие предложения помогают передать писателю сложные мысли, закономерности и причины развития событий и т. д. Однако предложения такого типа уступают в «популярности» предложениям с бессоюзной связью, более динамично рассказывающих о стремительных событиях революционной России, России, оказавшейся в начале прошлого века в пламени кровопролитной Гражданской войны. Как видим, внимание к языковым особенностям произведения не только помогает нам заглянуть в творческую лабораторию художника слова, но и понять, объяснить использование тех или иных единиц языка с точки зрения их выразительных возможностей.

Список использованных источников

  1. Антонова, Е. С. Многочленные конструкции на уроках русского языка в школе / Е. С. Антонова // Русский язык и литература для школьников. – 2006. – № 4. – С. 16-36.

  2. Бирюков, Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова / Ф. Бирюков. – М.: Современник, 1980. – 368 с.

  3. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка: учебник для вузов / Н. С. Валгина. – М.: Высш. шк., 1991. – 432 с.

  4. Гаврилова, Г. Ф. Усложненное сложное предложение в русском языке / Г. Ф. Гаврилова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 214 с.

  5. Колтаков, С. А. Работа М. А. Шолохова над языком романа «Тихий Дон» / С. А. Колтаков // Русский язык. – 1965. – № 2. – С. 19-25.

  6. Усманова, Е. Г. Сложные многочленные предложения в прозе А. П. Чехова (на материале рассказов и повестей 1890-1900-х годов): автореферат канд. дис… филолог. наук / Е. Г. Усманова. – Волгоград, 2001. – 32 с.

  7. Шолохов, М. А. Тихий Дон / М. А. Шолохов. – М.: АСТ, 2001. – 870 с.

8

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *