Конспект урока «Поиск информации в сети Интернет» 9 класс

Конспект урока


Предмет информатика Класс 9


Тема урока: «Поиск информации в сети Интернет»


Цель:

формирование навыков поиска информации в сети Интернет.


Задачи:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;

воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, преподаватель - ученик, ученик-ПК;

развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.


Методический комментарий

Данный урок разработан по программе среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Базовый уровень.

Программа курса обеспечена учебником: Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ.

Информатика и ИКТ: практикум / Н.Д.Угринович, Л.Л., Босова, Н.И.Михайлова. – М.: БИНОМ.

Тема «Поиск информации», изучается в разделе «Коммуникационные технологии».


Обеспечение занятия

Наглядные пособия: презентация-сопровождение урока.


Раздаточный материал: Опорный лист «Алгоритм поиска информации в Интернет», схема «Способы поиска информации», оценочный лист, практическая работа «Поиск информации в Интернет».


Технические средства обучения: ноутбуки с выходом в Интернет – по количеству учащихся, видеопроектор, и др.


Программное обеспечение

Программы: Microsoftt PowerPoint, Microsoft Word, браузеры – Mozila Firefox, Google Chrome.

Презентация урока (Microsoft PowerPoint).



Планируемые результаты:


предметные: изучение различных поисковых систем и освоение технологии поиска информации в глобальной сети;

межпредметные: знать приемы поиска информации с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

метапредметные: развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения; осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

личностные: владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).


Личностные УУД: знание правил техники безопасности в кабинете информатики, умение организовать свое рабочее время, распределить силы; умение проходить тестирование в режиме on-line, умение получать знания и навыки, выходящих за рамки преподаваемой темы.


Познавательные УУД: формирование информационной культуры; умение работать с различными поисковыми системами; умение оформить результаты своей деятельности путем создания презентаций, информационных бюллетеней.

Регулятивные УУД: формирование умений ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; сотрудничать в различных видах деятельности, ставить цели, планировать свою деятельность.





Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный настрой;

- напомнить о важности внимательной работы на уроке.

Методы: словесные, эмоциональные (создание ситуации успеха).


Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить серьезную и интересную работу. От вас потребуются внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.


Для начала я предлагаю вам продемонстрировать с каким настроением вы пришли на урок. (учащиеся поднимают одну из предложенных картинок)


Я вижу настроение у всех рабочее, начнем наш урок.

2

Опрос обучающихся по заданному материалу.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цель урока.


Цель, которую хочет достичь учитель:

создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.


Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).

Вступительное слово учителя. (Этап погружения в тему урока).


Начать наш урок я бы хотела вот с такого стихотворения:


Мир виртуальная сетка окутала

Судьбы связала, сплела, перепутала.

Сети электронной большое сплетение

Двинемся мы на его покорение.

Мысли уверенных станут движением

Всюду, всегда будем в ногу со временем

Компьютер для всех и компьютер всегда!

Хорошая истина очень проста.


Как вы считаете, о чем говорится в этом стихотворении? (учащиеся отвечают)


Итак, тема нашего урока «Поиск информации в сети Интернет».


Сегодня мы с вами научимся искать информацию в Интернет. Эти знания вам пригодятся для дальнейшего обучения и работе по профессии. Вы сможете самостоятельно искать необходимую вам информацию средствами Интернет.


Как вы считаете, чему вы научитесь на уроке (ответы детей):

  • работать в среде браузеров;

  • просматривать Web-страницы;

  • искать информацию по заданным адресам;

  • искать информацию по ключевым словам.


Но сначала необходимо проверить, как вы усвоили знания, полученные на предыдущих уроках. Для этого запускаем информационную систему «Дневник.ру» и проходим on-line тест.


3

Изучение учебного материала.


Актуализация опорных знаний.


Цель, которую учитель ставит перед учениками:

продемонстрировать необходимость правильного поиска информации.


Цель, которую учитель хочет достичь: мотивировать и сопровождать работу обучающихся по правильному поиску информации.


Методы организации работы: словесные, наглядные.


Методы стимулирования: похвала, оценка.


Методы оценивания: взаимопроверка и контроль учителя.


Постановка учебной задачи


Цель: совершенствовать навык правильного поиска информации


Задачи:

побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; предлагать визуальный материал для самоконтроля; стимулировать интерес к деятельности.


Открытие новых знаний


Цель: сформировать представление об особенностях поиска информации


Методы: учебный диалог


Изложение нового материала.

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель


Говорят, что в Интернете есть все. Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.


Существует три способа поиска информации в сети Интернет:


Способ 1: Указание адреса страницы (дети отвечают, что это за способ)

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.


Способ 2: Передвижение по гиперссылкам (дети отвечают, что это за способ)

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.


Способ 3: Обращение к поисковой системе (дети отвечают, что это за способ)

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете.

Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.


Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.

В настоящее время существует огромное количество поисковых систем.


Вот, например некоторые из них: yandex, rambler, mail, google, yahoo, nigma, aport, altavista. (Перечисление поисковых серверов, дети записывают в тетрадь незнакомые им серверы)


Я бы хотела предложить посмотреть видеоролик на тему «Поиск информации в Интернете», в котором подробно рассказывается об основных принципах поиска информации.


А теперь давайте сформулируем и запишем алгоритм поиска информации с помощью поисковых серверов: (дети проговаривают этапы и записывают их в заранее подготовленные бланки)


  1. Открываем начальную страницу информационной системы.

  2. Уточняем область поиска.

  3. Вводим запрос на поиск информации.

  4. Нажимаем кнопку для начала поиска.

  5. После нахождения нужной ссылки щелкаем на ней мышью и переходим на страницу, которую разыскивали.


4

ФИЗМИНУТКА

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

снять напряжение, сменить статическую позу.


Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для снятие напряжения, смены статической позы.


Методы:

практический (упражнения).


Давайте немного передохнем и проведем физминутку для расслабления.

5

Закрепление учебного материала.


Цель, которую учитель ставит перед учениками: научиться использовать поисковые серверы при поиске необходимой информации на практике. Самостоятельно определять вид деятельности для выполнения задания.


Цель, которую ставит перед собой учитель: сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном поиске ответа на вопрос; создать условия для практического ознакомления с понятием поиска информации в сети Интернет.


Задачи:

определить практическую значимость знаний о правильном поиске информации;

направлять действия обучающихся в процессе практической работы (групповое, индивидуальное инструктирование).


Методы: словесные (беседа);

практические (выполнение работы);

волевые (прогнозирование будущей деятельности); социальные (заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи);

методы самоконтроля (сравнение личных результатов с образцом); эмоциональные (удовлетворение желания быть значимой личностью).

А теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить небольшую практическую работу.


29 апреля в нашей школе будет проходить «День защиты детей» и я предлагаю вам помочь в его проведении и создать презентации или информационные бюллетени на любую из предложенных тем.


Предлагаемые темы:

Безопасность школьников при работе в интернете.

Здоровый образ жизни.

Режим дня школьника.

Права ребенка.

Правила поведения на дороге.


Вам необходимо разбиться на команды. Участники команды определяют самостоятельно, какую информацию они будут искать: информационный материал или картинки по выбранной теме. Вам необходимо выбрать одного или двоих участников, которые будут преобразовывать найденный материал в презентацию или бюллетень.


После того как ваша работа готова вы пересылаете ее мне по электронной почте или на съемном носителе. И представляете свою работу всему классу.


6

Домашнее задание.

Цель, которую ставит учитель перед учениками:

иметь представление о поисковых серверах; закрепить умения поиска, анализа и систематизации информации

Домашнее задание (на выбор):

Пройти тест по теме: «Поиск информации» в информационной системе «Дневник.ру».

или

Сделать сравнительный анализ 3-4 поисковых систем по выбранным вами критериям. Результат представить в виде таблицы (в электронном виде по почте или на съемном носителе).


7

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создание условий для формирования навыков самооценки учебной деятельности

Задачи:

сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

Методы:

словесные (беседа);

практические (фиксирование результатов);

методы эмоциональные (стимулирующее оценивание);

социальные (организация самопроверки и взаимопроверки);

волевые (самооценка и коррекция своей деятельности).


  • О чем мы говорили на уроке?

  • Какую учебную задачу ставили в начале урока?

  • Удалось ее решить? Каким образом?

  • Что же нового мы узнали о поиске информации? (интересной ли оказалась тема, что удалось лично мне, чему я научился, мои ощущения).


А давайте теперь вернемся к началу нашего урока и посмотрим изменилось ли настроение после урока (учащиеся поднимают одну из предложенных картинок)


Качественная оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.


Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.

До свидания.