ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Лабораторная работа
«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
ФИО |
Задорожина О.В. |
|
|
Место работы |
МБОУ Газимуро-Заводская СОШ |
|
Должность |
учитель |
|
Предмет |
физика |
|
Класс |
11 б |
|
Тема и номер урока в теме |
Колебания и волны, 1 урок |
|
Базовый учебник |
Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б. |
-
Цель урока: в результате занятия учащиеся при выполнении лабораторной работы должны определить ускорение свободного падения, сравнить с табличным значением.
-
Задачи:
-
создать организационные и содержательные условия для выполнения лабораторной работы .
-
способствовать формированию навыка применения изученных понятий в измененных ситуациях.
-
содействовать развитию умений рассуждать и применять изученный материал
-
организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, сделать вывод.
-
Тип урока: урок развивающего контроля.
-
Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная
-
Необходимое техническое оборудование: согласно инструкции (приложение к уроку)
-
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока |
Целепологание, задачи этапа |
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
|
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
Мотивационно-ориентировочный компонент |
|||||
1 |
Организационный этап |
Психологическая подготовка учащихся к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой |
Настраиваются на работу |
1 мин |
2 |
Актуализация опорных знаний |
Создание ситуации успеха путем проверки учебного материала предыдущих уроков |
Предлагает повторить материал по вопросам: Дайте понятие колебания виды колебаний математического маятника, ускорение свободного падения
|
Учащиеся отвечают на вопросы.
|
3 мин |
3 |
Этап мотивации (определение совместной цели деятельности) |
Создание условий для определения целей урока учащихся |
Предлагает выполнить лабораторную работу, дает инструкцию по ТБ. (приложение к уроку), организует формулирование цели лабораторной работы, ожидаемые результаты, объявляет критерии оценивая работы |
Готовятся к выполнению, знакомятся с инструкцией, формулируют цель работы, начинают оформлять работу в тетрадях для лабораторных работ. |
2мин |
Операционно-исполнительный компонент |
|||||
6 |
Применение знаний |
Осознанное применение знаний при выполнении лабораторной работы самостоятельно
|
Наблюдение за выполнением заданий. Оказывает помощь, корректирует, осуществляет контроль |
Выполняют лабораторную работу |
28 мин |
Рефлексивно-оценочный компонент |
|||||
7 |
Контроль и самопроверка знаний |
Выявление качества усвоения учебного материала |
Предлагает каждому ученику закончить работу, сделать выводы |
Осуществляют самоконтроль и коррекцию выполненных заданий, сравнивая полученное значение с табличным значением, делают выводы. |
5 мин |
8 |
Поведение итогов, рефлексия |
Оценка работы класса
|
Подводит итоги по выполненным заданиям, обсуждают результаты работы, сравнивают полученные результаты друг с другом. Предлагает учащимся оценить себя по заранее предъявленным критериям.
|
Обсуждают результаты работы, сравнивают полученные результаты друг с другом . |
5 мин |
9 |
Подача домашнего задания |
Обеспечение понимания д/з, его содержания |
Объявляет номера – обязательные, и под * на доп. оценку из сборника задач автор Рымкевич |
Записывают задания домашней работы, задают вопросы |
1 мин |
Приложение к уроку
Лабораторная работа 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО
ПАДЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МАЯТНИКА
Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента с погрешностью Δл = 0,5 см, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.
Подготовка к проведению работы
Для измерения ускорения свободного падения применяются разнообразные гравиметры, в частности маятниковые приборы. С их помощью удается измерить ускорение свободного падения с абсолютной погрешностью порядка 10 -5 м/с2.
В работе используется простейший маятниковый прибор — шарик на нити. При малых размерах шарика по сравнению с длиной нити и небольших отклонениях от положения равновесия период колебания равен
Для увеличения точности измерения периода нужно измерить время t достаточно большого числа N полных колебаний маятника. Тогда период
T=t/N
и ускорение свободного падения может быть вычислено по формуле
Проведение эксперимента
1. Установить на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепить с помощью муфты кольцо и подвесить к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 1—2 см от пола.
2. Измерить лентой длину l маятника.
3. Возбудить колебания маятника, отклонив шарик в сторону на 5—8 см и отпустив его.
4. Измерить в нескольких экспериментах время t 50 колебании маятника и вычислить tcp:
где n— число опытов по измерению времени.
5. Вычислить среднюю абсолютную погрешность измерения времени
и результаты занести в таблицу.
t, с |
tср , с |
Δt, с |
Δtср, с |
l, м |
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
6. Вычислить ускорение свободного падения по формуле
7. Определить относительную погрешность измерения времени εt.
8. Определить относительную погрешность измерения длины маятника εl=Δl/l. Значение Δl складывается из погрешности мерной ленты и погрешности отсчета, равной половине цены деления ленты: Δl = Δlл + Δl отсч.
9. Вычислить относительную погрешность измерения g по формуле
εg=εl+2επ+2εt
учитывая, что погрешностью округления π можно пренебречь, если π = 3,14; также можно пренебречь εl, если она в 4 (и более) раз меньше 2εt.
10. Определить Δg= εg gср и записать результат измерения в виде
gcp—Δg ≤ g ≤ gcp+Δg.
Убедиться в достоверности измерений и проверить принадлежность известного значения g полученному интервалу.