Конспект урока по теме: «Диагностика метапредметных и личностных результатов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 7















Конспект урока по теме:

«Диагностика метапредметных и личностных результатов»









выполнила: учитель начальных классов

Кузьмина Светлана Викторовна













2011 год







Содержание


  • Обоснование выбора темы.

  • Актуальность темы.

  • Выявление проблемы.

  • Постановка проблемы.

  • Постановка цели проекта.

  • Этапы проектирования.

  • Приложения

  • Выводы.

  • Список литературы.





































Обоснование выбора темы



  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим и встала задача проведения диагностики личностных и метапредметных результатов.

  • Диагностирование интеллектуальных, организационных, коммуникативных, нравственно-оценочных умений учащихся.

  • Данные умения являются показателем функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи.





Актуальность

(из высказываний Асмолова А.Г.)


Ребенок учится лучше и научится большему:

  • когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям.

  • когда он изучает то, что соответствует его возможностям.

  • когда в процессе обучения он может использовать, имеющийся у него личный опыт

  • когда он может реализовать свои знания и опыт

в активной деятельности.

  • УУД обеспечивают высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся


Выявление проблемы

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное,

личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие

такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».


Универсальные учебные действия

обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию

посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Это надежный путь повышения качества образования


ПРОБЛЕМА

Выяснить при помощи диагностики насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных универсальных учебных действий.


Цели исследовательской работы:

  • Скорректировать собственную деятельность

  • Определить насколько эффективно используется потенциал учебников

  • Увидеть возможности индивидуального подхода к развитию каждого учащегося ( по каким умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагога и родителей)

Этапы проектирования
1 этап

  • Изучить литературу по данному вопросу. Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе.

  • Цель – раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения.

Универсальные учебные действия

  • В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  • В более узком этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Виды универсальных учебных действий

  • Познавательные

  • Регулятивные

  • Коммуникативные

  • Личностные

Познавательные УУД

  • Работа с информацией

  • Работа с учебными моделями

  • Использование знаково-символических средств, общих схем решения

  • Выполнение логических операций

  • сравнения

  • анализа и синтеза

  • обобщения

классификации

Регулятивные УУД


Целеполагание

Прогнозирование

Планирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Коммуникативные УУД


Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Построение речевых высказываний

Лидерство и согласование действий с партнером


Личностные УУД

действия смыслообразования

Действия самоопределения

действия нравственно-этического оценивания




Этапы проектирования
2 этап


  • Провести диагностику на входе в 3-й класс, на выходе из 3-го класса; на входе в 4-й класс, на выходе из 4-го класса

  • Цель этапа – отслеживать развитие УУД

у каждого учащегося.

  • Сравнить результаты с общероссийским уровнем

  • Формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов.










Этапы проектирования
3 этап

Составить задания по улучшению качества УУД

  • Цель – развивать у ученика способность самостоятельно ставить учебную задачу

  • проектировать пути ее реализации

  • контролировать и оценивать свои достижения

  • развивать познавательные интересы, инициативу и любознательности, мотивы познания и творчества







Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

  • Чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

  • Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Нравственно-этическая ориентация

  • Ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств(стыда, вины, совести)

  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею , что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату.

Вопросы:

  • Почему Андрею стало грустно?

  • Правильно ли поступил Андрей?

  • Почему?

  • Как бы ты поступил на месте Андрея ?

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы

  • Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

  • Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

  • Кто из детей больше виноват?

  • Кто заслуживает наказания? Почему?


Ты едешь в автобусе. Вдруг незнакомый человек начинает быстро протискиваться к выходу. При этом он сильно толкается и кричит: «Прочь с дороги! Встали тут, пройти нельзя!!!»

  • Что ты думаешь об этой ситуации. Выбери ОДНУ более точную формулировку. Обведи букву (А, Б, В, Г)

  • Этот человек плохой

  • Этот человек плохо поступил

  • Этот человек торопиться, просто он очень торопиться

Этот человек злой


Дай оценку поступкам людей. Какие из этих поступков хорошие, какие плохие, а какие нельзя однозначно назвать хорошими или плохими. В квадратиках рядом с описанием поступка, запиши буквы (А, Б, В)

А – однозначно хороший поступок

Б – однозначно плохой поступок
В – поступки, которые нельзя однозначно назвать хорошими или плохими


  • Коля дразнит и высмеивает другого мальчика

  • Аня не хочет, чтобы другая девочка пришла на школьный праздник, и говорит ей, что праздник отменяется

  • Миша услышал, как другой парень дразнит, обидно высмеивает его. Мише стало обидно, и он попросил парня замолчать. Но тот продолжал дразнить, тогда Миша сильно ударил его.

  • Учитель раздает контрольные тесты, среди них оказалось несколько неподписанных. Оля узнала свою работу и увидела, что там плохая отметка. Вздохнув, девочка призналась, что это ее работа

  • Наташу чуть не сбила машина, у нее на лбу появилась большая ссадина. Дома бабушке, у которой больное сердце, девочка сказала. Что играла на площадке и случайно поцарапалась

  • Паша увидел, что большой мальчишка толкает девочку и вырывает у нее ранец. Паша крикнул: «Прекрати!» – и изо всех сил отпихнул мальчишку

Личностные универсальные действия

  • Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

  • Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Вывод

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.