Конспект урока по природоведению в 5 классе «Свойства воды»



Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида











Конспект урока

по природоведению в 5 классе

«Свойства воды»







Подготовила

Учитель биологии

Скворцова Татьяна Александровна








Р.п. Красные Баки

2013

Урок по природоведению в 5 классе по теме: «Свойства воды».

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды.

- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о воде и её свойствах;
- коррекционно- развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: прививать любовь к окружающему миру, воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.

Тип урока: урок–исследование.
Форма проведения урока: групповая.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация;

  • Лоток с лабораторной посудой;

  • Полоски цветной бумаги (голубая, белая, зеленая, желтая);

  • Соль, толчёный мел;

  • Индивидуальные карточки для работы в группах;

  • Дневники наблюдений;

  • Глобус.

Ход урока

  1. Организационный момент.


Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

У: – Сегодня мы продолжим путешествовать по удивительному миру, который нас окружает. (слайд)


  1. Проверка домашнего задания.

У: Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что мы узнали, путешествуя по планете Земля.


Работа в группах по карточкам.

1 группа

Какие оболочки существуют у планеты Земля

Какие оболочки мы изучили?

2 группа

Какими свойствами обладает воздух?

Из смеси каких газов состоит воздух?

3 группа

Как называется верхний слой земли?

Почему землю называют кормилицей?

4 группа

Что люди добывают из недр земли?

Где люди используют полезные ископаемые?


У: Молодцы! (слайд)

Надели кеды, взяли рюкзаки,

В глазах огонь и на щеках румянец.

Куда спешите вы, озорники?

"Идём за знаньями в поход!" - ребята прокричали. (слайд)

У: Ребята, путешествуя по земному шару, мы шагали с вами по … (Слайд)

Д: По равнинам.

У: На равнинах нам встречались ….(Слайд)

Д: Холмы.

У: Пробирались через глубокие … (Слайд)

Д: Овраги.

У: На пути встречались высокие и низкие …(Слайд)

Д: Горы.

У: Посмотрите (Слайд) в дали что-то синеет, и загадывает нам загадку. Давайте подумаем, что это может быть? (Слайд).

Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

Д: Вода.

У: Правильно. (Слайд). Какую оболочку образует вода на нашей планете?

Д: Водную.

У: Ничто не знакомо нам так хорошо, как эта жидкость. Нам каждый день приходится сталкиваться с водой: умываемся, пьём, готовим пищу. Но при всей своей кажущейся простоте вода до сих пор преподносит нам загадки, причем, одна сложнее другой.


  1. Сообщение темы и задач урока.

Тема нашего урока «Свойства воды». (слайд)

Цель урока: Изучить свойства воды. (слайд)


  1. Изучение нового материала. Практическая работа.

У: Итак, следопыты, в путь за знаниями! Постараемся найти ответ на наш вопрос.

У: Для того, что бы узнать какими свойствами обладает вода, мы проведём опыты. Посмотрите, что у вас на столе?

Д: Посуда.

У: Да, посуда. Но она не простая, а лабораторная. И мы с вами будем проводить эксперименты. Свои наблюдения мы будем записывать в дневник наблюдений, который лежит у вас на столе. (приложение № 1)

В таблице вы будете отмечать знаком – или + свойства воды. Если не согласны знак – , если согласны знак +.

У: Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

У: О каких свойствах воды говорится в стихотворении?

Д: У воды нет вкуса, запаха. Она прозрачна.

У: Верно. У: Попробуйте воду из стакана. Определите у неё вкус. Какой у воды вкус? Сладкий, горький, солёный, кислый? (слайд)

Д: У воды нет вкуса.

У: Правильно, вода не имеет вкуса. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

У: Понюхайте воду в стакане. Определите её запах. Какой вы ощущаете запах? Хлеба, варенья, духов, цветов? (слайд)

Д: У воды нет запаха.

У: Молодцы, вода не имеет запах. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

У: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

Д: Ответы детей.

Демонстрация опыта: прозрачность воды.

У: (слайд) Налейте в стакан воды, опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Д: Вода прозрачна.

У: Верно, вода прозрачная. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

Физминутка. (слайд)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это – кроль.
Все плывем мы как дельфины.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.


У:

Мы говорим: она течёт
Мы говорим: она играет.
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

У: В этом стихотворении говорится об удивительном свойстве природной воды, с этим свойством мы сталкиваемся с вами каждый день. Вода текуча.

Демонстрация опыта: текучесть воды.

У: Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

Д: Она растекается в разные стороны.

У: (слайд) Возьмите стакан с водой и пустой стакан. Перелейте чуть-чуть воды в пустой стакан. Наблюдайте за водой.

У: Что будет происходить с этой водой на дне стакана, если наклонить его?

Д: Вода стекает под уклон.

У: Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

Д: Да, можно.

У: Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство – вода текуча.

Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

У: Что такое вода?

Минерал, не имеющий цвета и формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

У: О каких ещё двух свойствах воды вы узнали из этого стихотворения?

Д: Предположительные ответы.

Демонстрация опыта: вода не имеет формы.

У: (слайд) У вас на столах стоят 2 колбы, одна маленькая, другая большая. Налейте воду в эти колбы. Что произошло?

Д: Вода заполнила эти колбы.

У: Что можно сказать о форме воды.

Д: Вода принимает форму того сосуда в который его наливают.

У: Правильно, вода приобретает форму взятой ёмкости. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)

Демонстрация опыта: вода не имеет цвета.

У: Возьмём цветные полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложим и сравним цвет воды и цвет каждой полоски. (слайд)

У: Можно ли сказать, что вода голубая? Зеленая? Желтая? Белая?

Д: Нет.

У: Правильно. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?

Д: вода бесцветна.

У: Совершенно верно, вода не имеет цвета. Оформите выводы в дневнике наблюдений. (слайд)


Демонстрация опыта: вода растворитель.

У: (слайд) Продолжаем знакомиться с удивительными свойствами воды. В одну из колб с водой положите ложку соли, а во вторую толчёный мел и перемешаёте. Что мы видим?

Д: Сахар и соль растворились, а мел нет.

У: Какой можно сделать вывод?

Д: Варианты ответов.

У: В дневнике наблюдений найдите правильный вывод, и подчеркни его. Мел в воде не растворился, а поваренная соль растворилась. (слайд)

У: Изменились свойства воды в первом стакане? Если изменились, то какие?

Д: Ответы детей.

У: Правильно, при растворении веществ изменяется - вкус воды.

У: Вот и подошло к концу наше путешествие. (слайд)

Ну, вот и вышло время,
Домой идти пора.
Не мало впечатлений
Природа нам дала.

У: Ребята, давайте вспомним, с какими свойствами воды мы познакомились.

Дети читают свойства воды.


    1. Закрепление.


У: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается с эти удивительным веществом.

У: какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё и готовит чай?

Д: Предположительные ответы детей.

У: Если из крана течёт вода, и она имеет вкус и цвет о чем это говорит?

Д: Предположительные ответы детей.

У: Почему видны водоросли и рыбки в аквариуме?

Д: Предположительные ответы детей.

    1. Итог урока. Выставление оценок.

    2. Домашнее задание.

    3. Рефлексия.

Лестница успеха. (приложение № 2)
У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на лестнице успеха!
- Ребята, спасибо вам за работу на уроке!



Литература:

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.. Природоведение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М: «Просвещение», 2013 год

«Вперёд в поход!» http://www.playcast.ru/view/2046423/fe981146f6fb85b308a1dada503a28a5f427680fpl

Мачнева Н. «Поход» http://новые-стихи.рф/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85=232/

Олегова С. «Вода из-под крана» http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875

Загадки о воде http://water.sevo44.ru/subdmn/water/staty-o-vode/detyam-o-vode-1/94-zagadki-o-vode-i-ee-sostoyaniyakh.html

Стихи о воде http://www.my-works.org/text_41965.html









7



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.