Конспект урока по ОРКСЭ «Праздники и календари»

Калиниченко С.В.

учитель истории

МОАУ СОШ № 4, г. Орск, Оренбургская область.

Урок ОРКСЭ, модуль: Основы мировых религиозных культур

Тема: Праздники и календари

Тип урока: комбинированный

Личностные целевые ориентиры:

способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий

Личностные результаты:

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;

— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Метапредметные целевые ориентиры:

-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;

— способствовать формированию умений смыслового чтения текста

— совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

— умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников)

— развитие коммуникативных умений работы в группах

— развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли

— способность принимать и сохранять учебные цели и задачи

Предметные целевые ориентиры:

— познакомить с традициями праздников в религиях мира

Предметные результаты:
— формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Урза-байрам. Дунчод-хурал. Салгаалган.

Межпредтметные связи: история, МХК, обществознание, география

Оборудование: раздаточный материал, ватман, клей, презентация, маркеры, конверт с иллюстрациями.

Тип урока : Комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент и эмоциональный настрой на урок

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка.

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. пожелайте соседу удачи.

  1. Выделение темы урока и постановка цели

Посмотрите ролик (фейерверк). Скажите, в каких случаях мы могли бы увидеть подобное зрелище. (Предполагаемые ответы детей: фейерверки запускают на праздники, поэтому мы будем говорить о праздниках)

Верно, но в рамках нашего предмета догадайтесь о каких праздниках пойдет речь? (О религиозных праздниках) (Тема урока записывается в тетрадь)

Игра «Данетка» Заполним таблицу, поставьте + и — в колонке «В начале урока» напротив утверждений

(Ученики индивидуально заполняют таблицы)

Утверждения

В начале урока

В конце урока

  1. В каждой религии свои праздники?

  1. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?

  1. Сагааган – буддийский Новый год?

  1. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы?

  1. Курбан-байрам – праздник жертвоприношения?

  1. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?

  1. Символ пасхи – крашеные яйца?

-В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно ответили?

— Почему вы уверены в правильности ответов?

-А в каких вопросах сомневаетесь?

-Тогда сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Цель урока: повторить известные нам праздники, узнать о новых торжественных религиозных датах. (Цель прописываем на доске).

  1. Актуализация знаний:

Сначала нам предстоит повторить, тему прошлого урока. О чем мы говорили на последнем уроке?

(Мы говорили о паломничестве)

1. Найдите лишнее и объясните свой выбор

Храм «Купол Скалы», Кааба, Стена плача.

(лишнее — Стена Плача — объект паломничества иудеев, остальное — мусульман)

Накхор, мощи, хадж.

(лишнее — мощи — христианские святыни, остальное — паломничество)

Медина, Мекка, Москва

(лишнее — Москва — столица нашей страны, остальное — города которые посещают паломники-мусульмане)

2. Соедините термин и его определение

1. мощи

А) путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

2. хадж

Б) святыни, останки тел умерших людей

3. реликвия

В) особо хранимая и почитаемая верующими святыня

4. паломничество

Г) паломничество в город Мекку

3. Определите по иллюстрациям какие объекты паломничества изображены и верующие каких религий им поклоняются:

На слайдах:

Храм Гроба Господня

Стена плача

Мечеть «Купол скалы»

Мощи святого

Кааба

Бодхгайя (место просветления Будды)

  1. Освоение новой темы:

Предлагаю вам сегодня побыть исследователями и, поработав в группах, представлять праздники одной из известных нам религий.

План работы для всех групп:

1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.

Иудейские праздники стр. 62-63

Православные праздники стр. 63 — 65

Исламские праздники стр. 65-66

Буддиские праздники стр. 66-67

2. Выделите карандашом названия основных праздников

3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)

4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.

5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.

Класс делится на 4 группы, капитаны вытягивают по жребию название религии, которую будут изучать его соратники. В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках. Учитель сопровождает выступления групп презентацией.

По ходу выступления групп ребята заполняют таблицу в тетради:

Религия

Праздники

иудаизм

православие

буддизм

ислам

  1. Закрепление:

Назовите праздник по трем словосочетаниям.

*Крашеные яйца, омовение ног, Тайная вечеря (Пасха)

*Иоанн Креститель, река Иордан, святая вода (Крещение)

*Священная Тора, гора Синай, молочные продукты (Шавуот)

*Запрет на пролитие человеческой крови, совершить хадж, жертвенный барашек (Курбан-Байрам)

  1. Рефлексия:

Вернемся к нашей таблице и заполним столбик «В конце урока», поставьте теперь + и — напротив утверждений. Есть ли изменения? Какие? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели на уроке? (Дети заполняют таблицу)

Прием «Дерево чувств»

Предлагаю вам заполнить наше «Дерево чувств». Возьмите изображение яблока у вас на парте. Раскрасьте его в цвет, который соответствует вашим чувствам:

Красный — радость, восторг.

Зеленое — спокойствие, равнодушие.

Фиолетовый — грусть, тревога.

Прикрепите свое яблоко на «Дерево чувств». (учащиеся раскрашивают яблоки и прикрепляют к дереву на доске с помощью магнитов)

  1. Домашнее задание:

Выберите одно задание из предложенных:

— подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?» (вопрос на с. 67)

— нарисовать рисунок, изображающий празднование какого-нибудь религиозного праздника

— составить кроссворд из 5 слов по теме.

Используемая литература:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» — М.: Просвещение, 2010.

  2. «Поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов), — М.: Просвещение, 2010.

  3. Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей./Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.; Данилюк А.Я., Мурманск, 2011.

  4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. — М.: «Просвещение», 2010.

  5. Электронное пособие: «Основы религиозных культур и светской этики»

Дополнительный материал:

Иллюстративный материал.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *