Конспект урока по Окружающему миру «Живая симметрия»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

Внеурочная деятельность

по программе В.А. Самковой «Моя первая экология».

Тема : Живая симметрия

Учитель начальных классов

Нугманова Оксана Рашитовна

Тема : Живая симметрия

Форма проведения: мини-проект

Цели:

— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;

— соотносить форму и свойства различных природных объектов;

— устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды;

— учить работать в группах, защищать свой проект.

Оборудование:

Пазлы: «геометрические фигуры», презентация, электронная доска, файлы с заданиями для групп, горшки с комнатными растениями, ватманы для оформления газет, клей.

Ход занятия

Организационный момент и тема урока.

  1. Разделение на группы

-Здравствуйте, ребята, у нас сегодня очередное занятие внеурочной деятельности «Моя первая экология». Мы будем работать в группах. У вас в руках есть карточки – кусочки пазлов с номерами. Найдите свои номера и соберите картинку, подойдя к столу с тем же номером .

— Что у вас получилось? Как назвать все эти объекты? (геометрические фигуры)

-Посмотрите внимательно, что это за линия начерчена на ваших фигурах? (ось симметрии)

-Вспомните, что такое симметрия? (слайд 2)

— Но ведь у нас занятие по экологии. Какая может быть связь, как вы думаете?

Сегодня мы узнаем, бывает ли симметрия в живой природе. Итак, тема нашего занятия «Живая симметрия» (слайд 3)

  1. Организация работы в группе

Сейчас вы все будете не просто учениками, а превратитесь в работников издательства. К концу занятия каждая из групп представит нам свой выпуск газеты, посвященной теме…

Сначала нам надо распределить роли. Вот какие роли будут у нас (слайд 4)

а) Художник-оформитель

б)Редактор. РЕДАКТОР – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОШИБКИ В РАЗНЫХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ. 

Сейчас выходит много книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, было бы неприятно, если бы человек стал читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает редактор и исправляет все ошибки и опечатки. Редактор – человек очень внимательный, и, при этом, знающий правила грамматики.

То есть это должен быть самый грамотный участник группы. В ваших загадках тоже могут быть ошибки. Вот редактор и исправит их.

в) Защитник проекта. ЗАЩИТНИК ПРОЕКТА – ПОМОГАЕТ ХУДОЖНИКУ И РЕДАКТОРУ , ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ГАЗЕТЫ. 

-Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)

-Запомните: ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ

Продуктом может быть что угодно — сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушки, загадки.

Что станет продуктом вашего проекта? (газета)

Давайте вспомним, как надо работать в группах.

Работа над проектом

  1. Сбор информации, исследование. Вывод.

Ребята, возьмите файл №1 , разберите загадки, найдите иллюстрации-отгадки или объекты (горшки с цветами на столах) и заполните таблицы наблюдений. Приложение.

Учащиеся проводят наблюдение над объектами природы (комнатные растения, фотографии птиц, рыб, зверей и т.д.). Заполняют результаты в листы наблюдений.

Презентация о симметрии

Ребята, действительно, практически все вокруг нас подчинено симметрии. Определите на сколько симметричных частей можно разделить эти объекты (слайд 5). Такой вид симметрии называется зеркальной (когда 2 половинки как бы отражаются друг в друге). Приведите свои примеры. Но все — таки 100% совпадения не будет, эти 2 половинки немного, совсем чуть-чуть отличаются друг от друга, например рисунком.

Оказывается, в природе существует не только зеркальная симметрия. Посмотрите на эти объекты (слайд 6), в них тоже наблюдается симметрия, попробуйте определить. Это лучевая симметрия . Приведите свои примеры. В природе очень часто лучевая симметрия совмещается с зеркальной, например, лепесток цветка по середине можно разделить прямой и получится зеркальная симметрия, но если мы попробуем провести лучи от центра, то заметим и лучевую. Ребята, а попробуйте определить, почему у одних зеркальная, а у других лучевая симметрия.

Это зависит от образа жизни, а именно от подвижности. У малоподвижных объектов наблюдается лучевая симметрия, а у подвижных – зеркальная.

В природе есть и другие виды симметрии, но о них сегодня мы говорить не будем.

А теперь, когда вы провели свои наблюдения, оформите вывод, к которому вы пришли. Приложение.

В живой природе мы постоянно наблюдаем ______________________. У подвижных объектов (звери, птицы, рыбы…) это _________________симметрия. А у малоподвижных (цветы, морские звезды) _________________ симметрия.

  1. Составление памятки

Ребята, а может ли так получиться, что симметричные живые объекты вдруг станут несимметричными? Докажите.

Посмотрите на это дерево (слайд 8), симметрично ли оно. Почему? (ветер очень сильный, постоянный не дал расти равно). У газели обломан рог, возможно в какой-нибудь битве. А теперь посмотрите на помидор и ромашку, которые выросли в очень загрязненном, отравленном районе.

Работа с презентацией. Вывод симметрия нарушается под воздействием внешних факторов, это нехарактерно для природы, нарушает гармонию. А как мы можем помочь? Составим памятку. Приложение.

Памятка

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Творческая работа.

— Посмотрите, каких чудесных насекомых можно вырезать из бумаги, складывая ее пополам. Какой это вид симметрии? (зеркальная)

Каждая группа получает по нескольким насекомым для разукрашивания.

— Этими насекомыми вы украсите свои газеты.

  1. Оформление газеты

— Ребята вы собрали достаточное количество информации. Теперь вам предстоит оформить вашу газету, а защитник проекта готовит в это время свою речь. Приложение.

ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.( дается в каждую группу)

  1. Расскажи, как вы работали над проектом, что делал каждый участник группы.

  2. К каким выводам вы пришли? Прочитай. Прочитай памятку.

  3. Вам понравилось работать?

  4. Что было трудным ?

  5. Кто был самый активный?

  6. Справилась ли ваша группа с задачей проекта?

Презентация проектов.

Слайд 9

Оценка детьми своего отношения к учебному заданию. Итог занятия.

Слайд 10

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *