Конспект урока по окружающему миру : « Птицы зимой» . 2класс
Учитель: Евстигнеева О. Ю. г. Долгопрудный школа 5
Цель урока : дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой ;
познакомиться с некоторыми мероприятиями по охране
птиц зимой.
Оборудование : таблица «Зимующие птицы» , дидактические материал в
виде карточек , карточек – иллюстраций . (возможно
применение натуральных объектов – чучел птиц).
Ход урока : урок начинается с раздачи карточек с вопросами . Это
карточки – помощники для введения в новую тему .
Ответь на вопросы и сделай вывод .
1.Как изменилась погода с наступлением зимы ?
2.Какие изменения произошли с растениями зимой по сравнению с осенью ?
3.Есть на растениях плоды и семена ?
Детям дается время на обдумывания . Далее идет обсуждение ответов .
*. Ответы учеников по 1 вопросу :
— стало холодней
— дни стали темней
— солнце светит мало
— солнце не греет
*. Ответы учеников по 2 вопросу :
— снег накрыл все растения
— листья засохли
— растения засыпают
— на ветках деревьев и кустарников почки
— на некоторых лиственных деревьях плоды , семена
— на хвойных деревьях шишки остались
*. Ответы учеников на 3 вопрос :
— на некоторых лиственных деревьях плоды , семена
— на хвойных деревьях шишки остались.
Далее пытаемся создать проблемную ситуацию , ставя вопрос :
А как это отразится на птицах ? Как вы думаете ?
*. Ответы учащихся :
— птицы улетят туда ,где тепло
— человек будет кормить птиц
— у птиц будет очень мало корма
А все ли птицы улетят ?
— нет
А почему ?
*. Ученики :
— некоторые птицы зимуют здесь т. к. им хватает питания
— некоторые приспособились к зиме
— некоторые прилетают сюда зимовать
Учитель :
— Можно ли встретить зимой насекомых ?
— Все ли птицы найдут для себя необходимый корм ?
*. Ученики :
— нет ,насекомых нет
— значит птицы , которые питаются насекомыми улетают
Учитель иллюстрирует ответы детей (вывешивая на доску иллюстрации данных птиц).
— А где птицы эти находят себе корм ?
*. Ученики :
— птицы держаться ближе к жилью человека в поисках корма
Учитель :
А вот птица клест – житель еловых лесов , а значит питается семенами из еловых шишек , семена клена , ясеня .
Щеглы , снегири – семенами и плодами растений .
Дятлы – питаются животной пищей , доставая своим клювом насекомых из-под коры , из щелей деревьев , кормятся семенами хвойных деревьев .
Вывод : не все птицы зимой улетают в теплые края , а есть птицы , которые зимуют . Их называют – зимующие птицы .
Учитель : В сильные морозы птицам нужно много корма , нередко они погибают от холода и голода . Отсутствие корма это главная причина отлета птиц в теплые страны . «Утки – не могут прокормиться т. к. замерзают водоемы . В зоопарке для уток делают проруби , их подкармливают .
А как вы можете помочь птицам зимой ?
*. Ученики :
— можно птиц подкормить
— можно сделать кормушки
— только кормить нужно постоянно.
Учитель :
А как вы думаете это можно назвать охраной птиц ?
*. Ученики :
— да , ведь мы им помогаем , а значит охраняем , оберегаем .
А теперь обратимся к учебнику (далее идет работа по учебнику с иллюстрациями и ответами на вопросы).
Далее следует закрепление материала : проводим по карточкам – помощникам «Проверь себя и соседа». Работа идет парами . Раздаются карточки . Дети готовят ответы и проверяют себя сами . Учитель говорит , что если возникли трудности в проверке , загляни в учебник и соотнеси свой ответ с рассказом в учебнике .
карточка Проверь себя и соседа .
-
Можно ли встретить зимой насекомых ?
-
Каких зимующих птиц ты знаешь ?
-
Почему птицы держаться зимой около жилья человека ?
-
Чем питаются зимующие птицы ?
После такой проверки дети лучше усваивают материал ,учатся самоконтролю.
Домашним заданием будет сделать карточку «Зимующая птица», по заданной заготовке .
Карточка:
Иллюстрация птицы . Корм.
К следующему уроку у учителя будет комплект дидактических карточек
«Птицы зимой».