Конспект урока по музыке в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»

МОУ Уметская СОШ имени П.С. Плешакова

Тамбовская область р.п. Умёт













Конспект урока по музыке

в 6 классе

«Авторская песня  -

прошлое и настоящее»













Подготовила

учитель музыки

Федина Жанна Рушановна













р.п. Умёт

2010

Тема урока: Авторская песня  - прошлое и настоящее.

 

Цель урока:

Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 6 – м классе по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина «Мир вокальной и инструментальной музыки» на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.  Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник музыки.  Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.

 

Задачи урока:


1. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни:

Д Тухманов, М.Светлов, А.Городницкий, А.Якушева, А.Розенбаум, Ю.Ким, В. Высоцким,

Б.Окуджава, О.Митяев.

2. Ощутить интонации песен с помощью художественного восприятия.

3. Определит грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем

сила авторской песни?

4. Расширить представление учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом

и настоящем.

5.Донести до уч-ся через формы организации историю и значимость идей авторской песни:

дружба, единство, братство.

6. Отработка певческих навыков с помощью интонации.


Оборудование:

Музыкальный центр, доска, фотографии композиторов авторских песен, столы и карандаши для рисования, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», записи авторских песен на СД дисках, кассетах.


 

 






















ХОД    УРОКА

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

( звучит песня Д.Тухманова «Из вагантов»)

 

Учитель: Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать большую и интересную тему «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». На прошлых уроках мы говорили о воздействие музыки на человека. Помните, как вы печалились во время звучания  песни Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», и, как изменилось ваше настроение от веселой танцевальной песни. Мы говорили с вами о вдохновляющей силе музыки Чайковского и Баха, мы говорили с вами о музыке Бетховена, как о помощнике в борьбе за свободу.

               Сегодня мы познакомимся с одной из составляющей нашей отечественной музыкальной культуры, имеющую удивительную силу воздействия на человека, и наша задача ответить на вопрос, в чем заключается эта сила?

              Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что за песня звучала в самом начале урока? (ответы детей) Вы незнакомы с этой песней.

В таком случае у вас будет урок – открытие, вы познакомитесь с удивительным явлением отечественной музыкальной культуры, авторской песней. Тема нашего урока: «Авторская песня – прошлое и настоящее». Урок открыла знаменитая песня «Гаудеамус», которая получила широкую популярность, прославляющая академию и преподавателей-профессоров, и уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.

Наша задача ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни, что она несет вашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?

              Но вначале, я хочу задать вам вопрос: Что такое чудо в вашем понимании?

(ответы детей)

Учитель: Да, это явление, которое очень трудно объяснить. Вы часто встречаетесь с чудесами?

(ответы детей)

Учитель: Наш мир дарит нам очень много чудес, но мы их просто не замечаем. Сегодня я хочу показать вам настоящее чудо, мимо которого вы проходите и не замечаете.

              Сейчас вы услышите один звук. Закрыв глаза, вслушайтесь в его звучание внимательнее, чем обычно (звучит нота соль бемоль второй октавы). А теперь попробуйте представить его форму, нарисуйте ее на листочках.

(повторяю звучание ноты, ученики рисуют форму)

 Учитель: Я соглашусь с теми, кто нарисовал объемную форму (показывает несколько форм, нарисованных учениками). А теперь скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, эта форма полая или заполненная? (ответы детей)

Учитель: Кто – то услышал в этом звуке море, кто – то гул самолета. Кто – то улетел вместе со звуком  к звездам. Форма звука оказывается, наполнена нашими мысли – формами! Если вы будете внимательны, обязательно уловите эти мысли – формы.  Скажите, а разве это не чудо, вдруг, казалось бы, из ничего, возникает мир образов?  Вот это чудо, так чудо! И это чудо называется звуком! А звуки рождают музыку!  Значит, звуки музыки несут в себе значительно больше, чем вы думаете.

              Почему я сегодня говорю вам об этом? Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое  открывается  только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов, стремлений – всю философию жизни. И сильна она тем, что несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов. Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.






ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Учитель:

Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен,  по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.

БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. (звучит ария из оперы «Садко»)

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты (шутники).

Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах. Большинство писали свои стихи на латыни. В своем творчестве они опирались не только на традиции церковных и речевых жанров, но и опыт народной лирики. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов.


Песня Давида Федоровича Тухманова «Из вагантов», которая и открыла наш с вами урок, рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра. В 60-е годы прошлого века в России зародилась новая волна авторской песни. Это своеобразный городской фольклор, который называют по - разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Многообразные явления жизни получили свое выражение в текстах и мелодиях людей, не имеющих специального музыкального образования. Лучшие образцы авторской песни, песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Александра Дольского и других авторов, заняли достойное место в отечественной музыкальной культуре. И сегодня их встречают равно как Баянов в древней Руси, называя их БАРДАМИ, они являются и авторами и исполнителями своих песен.

В их песнях та же искренность, доверительность, безупречная верность высокому духовному выбору.

В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Создатели нового жанра напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Много было в этих песнях шуток, юмора, даже сатиры.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который можно назвать и бардовская песня, самодельная песня, поэзия под гитару. Сначала авторские песни чаще называли студенческие и туристические. Их сочиняли и пели в основном студенты и туристы.

Авторскую песню 40 - 50-х годов можно назвать самодеятельной. Импульс к развитию данного направления дал музыкально-поэтический опыт предыдущих поколений, возможно, в какой-то мере фольклор, городской романс. Хотя, конечно же, у бардовской песни был новый стимул к творчеству, новая социальная задача, новые формы, обусловливавшиеся политической ситуацией в России. Несомненно, что бурный всплеск народного творчества произошел из-за ослабления тоталитарного гнета, так называемой «оттепели».

Юлий Ким (известный автор-исполнитель), писал о возникновении авторской песни так: «В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой жило наше общество, естественно, возникла мощная потребность в правде. И не удивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения. Графомания охватила всех... Произведениями же искусства можно называть лишь более поздние песни. А тогда зазвучали неслыханные ранее доверительные, личностные, искренние интонации, причем не только в песне, но и в поэзии, и в театре».

Кто же авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все: Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Розенбаум, Владимир Высотский, Андрей Макаревич…


В чем же ценность авторской песни?

Я предлагаю вам послушать несколько авторских песен и мы вместе попробуем ответить на этот вопрос.


(Звучат песни: А. Розенбаум «Мы живы», А.Якушева «Вечер бродит»)

В чем же ценность авторской песни? Это искренность, доверие, с которыми она звучит; доступность для исполнения и восприятия любым человеком. И в то же время это настоящая поэзия и музыка. Мелодии авторских песен интересны и сами по себе, но главное, что они живут внутри стихотворения. Это особенная песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный.



Первым по значимости российским бардом по праву считается Булат Шалвович Окуджава. Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая, теперь это День Победы. И словно ему в подарок уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». (Звучит песня «Мы за ценой не постоим»)



Мы за ценой не постоим (Белорусский вокзал)


Здесь птицы не поют,

деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех -- мы за ценой не постоим.


Припев:


Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.


Едва огонь угас --
звучит другой приказ,
и почтальон сойдет с ума,
разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
бьет пулемет, неутомим...
И, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех -- мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла
война нас довела
до самых вражеских ворот --
такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это --
и не поверится самим...
А нынче нам нужна одна победа,
одна на всех -- мы за ценой не постоим.

Интересна история песни «Глобус». Ее мелодия приписывается поэту Михаилу Светлову. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Вов спел сам М.Светлов, были другими.

После войны, в 1947г., поэт М.Львовский по просьбе друга-однополчанина, написал на эту мелодию другие слова. Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. И сейчас мы послушаем песню М.Светлова на слова М.Львовского.


ГЛОБУС


Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.

Знаю, есть неизвестная
Широта из широт,
Где нас дружба чудесная
Непременно сведет.
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
А места, в которых мы бывали,
Люди в картах мира отмечали.


Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим,
Потому что мы народ бродячий,
Потому что нам нельзя иначе,
Потому что нам нельзя без песен,
Потому что мир без песен тесен.


Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой,
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.



Ребята, обратите внимание, как проста и искренна в этой песне мелодия, она помогает своей чистотой раскрыть глубину содержания слов! Здесь сила музыки в простоте и искренности.

              Ну что, наверняка вы уже хотите и сами петь, правда? И, конечно же, сегодня мы с вами разучим эту авторскую песню.

Сначала песня поется покуплетно, отрабатываются интонации с помощью раскрытия мыслей и чувств автора, а затем песня исполняется полностью.)



ИТОГ УРОКА 

Учитель: Сегодня мы с вами говорили об авторской песне, исполняли их. Для чего нужны авторские песни и нужны ли они?

(Эти песни помогают ценить любовь, дружбу, учат уважать друг друга, доверять, помогают правильно выбрать мечту, делают нас чище).

Учитель: Да, вы сейчас сказали правильные слова. Авторская песня несет в себе:

                  - помощь в понимании человеческих ценностей,

                 -  помощь в понимании единства человека и Мира,

               -  авторская песня очищает наши сердца,

                 -  музыка авторской песни обогащает своей красотой,

                -  она призывает к высоким чувствам, помогают  духовному становлению.

Могу еще добавить: авторская песня несет в себе глубокую философию познания жизни. И если авторская песня станет вашим другом, то можно быть уверенным, что вы сможете вырастить в себе такие качества как: искренность открытость, честность, чистота. Она поможет стать вам богатыми духовно, гармоничными людьми. Вот мы с вами и ответили на вопрос: в чем же ценность авторской песни.

Я предлагаю сейчас составить с моей помощью тематический спектр авторской песни:

«семь цветов радуги» (дети рисуют радугу и в нее вписывают спектр авторской песни).

Тематический спектр авторской песни это индивидуальная цветовая ассоциация: героизм, гражданственность, патриотизм, понятие «красного» цвета.

Понятие оранжевого цвета в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека.

Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов.

Понятии «зелёного цвета, песня размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия.

Понятие голубого цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение нежность.

Понятие синего цвета радуги, верность, благород-во драматизм неразделённой любви.

Понятие фиолетового цвета радуги, печаль, скорбь, утрата. Понятие синего цвета радуги: Воспоминание, тоска, память, драматизация, трагизм.

А в заключение урока я хочу познакомить вас еще с одной авторской песней. Ее знает, мне кажется все. Я предлагаю закончить урок замечательной авторской песней «Изгиб гитары желтый», написанную  Олегом Митяевым, известным в нашей стране бардом.

«Как здорово»

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнётся купол неба
Большой и звёздноснежный,
Как здорово что все мы здесь
Сегодня собрались
Как здорово что все мы здесь
Сегодня собрались
Как отблеск от заката костёр меж сосен пляшет,
Ты что грустишь бродяга, а ну-ка улыбнись,
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет,

И всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена как раны, на сердце запеклись,
Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним,


Учитель: Урок закончен, спасибо вам за искренность, до свидания!




































Булат Окуджава























































Михаил Светлов















































Олег Митяев



















































Александр Розенбаум





















































Владимир Высотский

















































Давид Тухманов























































Ада Якушева























































Александр ГОРОДНИЦКИЙ
























Список использованной литературы


1. Антология авторской песни. Составитель Дмитрий Сухарев. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. http://www.terle.ru/article/toccata/bard/razvitie.htm
2. http://music.privet.ru/tags/?tag_id=1493976
3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.