Конспект урока в 11 классе разработала и подготовила
учитель МБОУ «Степуринская СОШ» Инжеватова Светлана Борисовна
Тема 10 – 13 уроков: «БАРОККО»
Цель урока:
-
углубление и систематизация знаний по теме «Искусство эпохи барокко»
-
формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов
-
разработка электронного учебно-наглядного пособия.
Задачи урока:
-
выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
-
систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
-
формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
-
способствовать развитию творческих навыков;
-
стимулировать развитие способностей к самообразованию.
Оборудование:
1. Учебник.
2. Компьютеры или компьютер с мультимедийным проектором.
3. Карточки с тестом по теме «Эпоха Возрождения»
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Проверочная работа по теме «Эпоха Возрождения» (тест по теме).
Проверка выполненных тестов в форме взаимопроверки.
(Карточки с критериями оценок)
Выставление отметок.
-
Изучение нового материала
-
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.
Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.
Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:
/сл.№1/
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд и в области планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
{Перевод О. Румера)
— О чём свидетельствуют эти строки?
Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось, / Сегодня движется вперед без передышки»,— восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.
— О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера: /сл.№2/
Возьми в свою святую длань
Поводья, мой Господь,
У нашего кормила стань,
Чтоб волны побороть.
Прямее паруса поставь
И в этот грозный час
Нас на надежный путь направь
И якорь брось за нас.
(Перевод О. Румера)
— Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? ( Его разрешение искали в Боге)
Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко. /сл.№3/
-
Запуск проектов.
Посмотрите на экран, попробуем сравнить два предложенных стиля в архитектуре и в искусстве. /сл.№4-5/. Определите какие явные черты отличия вы заметили?
Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.
(Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 69 – 70., сформулировать ответы на поставленные вопросы
/сл.№6/
-
пояснить термин «Барокко»
-
объяснить когда и почему он возник
-
В чем заключается особенность стиля?
Проверка /сл.№7-8/
Посмотрите на экран /сл.№9/.
Иллюстрации показывают разнообразие направлений, которые подверглись изменениям. Перечислите. Итак, вы должны выяснить, чем они отличаются друг от друга, в чём их особенности, чтобы уметь определять стиль Бароко из большого разнообразия стилей художественной культуры.
Я предлагаю вам это сделать самостоятельно, о каждом направлении рассказано в учебнике уроки 10 — 13.
Каждый из вас ещё раз посмотрите на слайд /сл.№10/ и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш индивидуальный проект, он будет краткосрочным, над ним вы поработаете на следующих уроке и дома. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал)
-
Архитектура и скульптура эпохи барокко.
-
Живопись эпохи барокко.
-
Наука и литература эпохи барокко
-
Музыка и театр эпохи барокко.
Запишите в тетрадь выбранную тему и параграфы (10 — 13), среди них вы найдете нужный вам параграф, где рассказано именно по той теме, которую вы выбрали.
— Помимо того, что вы изучите каждый свой параграф, разберётесь в своей теме, я ещё предлагаю каждому из вас поработать в библиотеке и использовать возможности Интернет. Предупреждаю сразу, вы должны приготовить свой индивидуальный проект.
— Итак, каждый из вас выбрал тему индивидуального проекта. Что будем делать дальше? С чего начнём? Давайте составим план работы над проектом
(Учащимся предлагается проранжировать алгоритм работы над проектом – работают группой)
Проверка правильности выполнения задания Слайд 11
-
Определить тему проекта
-
Поставить цель
-
Определить задачи(Изучить параграф, найти примеры, поработать с другими средствами информации)
-
Собрать нужную информацию для проекта
-
Оформление проекта
-
Представление проекта (Обсудить каждый пункт алгоритма)
Самостоятельная работа детей: Планирование индивидуальных проектов
Проверка выполненного планирования.
-
Рефлексия.
-
Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы.
-
Что изучали сегодня на уроке?
-
Чему вы научились?
-
Что понравилось на уроке?
-
Что получилось?
-
В чём были проблемы?
-
Записываем дом. задание: работа над индив. проектом
VI. Подводим итог урока, выставляем оценки
План работы над проектом.
Поставить цель
Собрать нужную информацию для проекта
Определить тему проекта
Представление проекта
Определить задачи
Оформление проекта