Конспект урока по математике "Решение задач на движение" 3 класс






Конспект урока

по математике

3 класс



учитель Куприна О. М.

программа «Школа 2100»
















Предмет: математика

Программа «Школа 2100»

Тема урока: «Решение задач на движение»

Цели:

Предметные

- формировать умение устанавливать зависимость между величинами, характеризующие процессы движения

- формировать умение решать текстовые задачи с величинами скорость, время, расстояние

- совершенствовать умение читать и записывать числа римскими цифрами

- совершенствовать вычислительные навыки

Метапредметные цели:

Личностные УУД: с помощью учителя

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- дифференцировать известное и неизвестное

-определять отклонения и отличия от эталона в своей работе;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- находить необходимую информацию,

-определять и формулировать проблему

-работать со знаково-символическими средствами

-устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

- формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы

- контролировать, корректировать действия партнёра в соответствии с ситуацией

- создавать устные высказывания

Тип урока: урок рефлексии.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Структура урока: линейная.

Содержание соответствует требованиям ФГОС и уровню сложности изложения содержания в учебнике.

Методы контроля: устный, письменный.

Метод организации деятельности: проблемный.

Технология деятельностного метода.

Урок способствует формированию самостоятельного мышления.

Домашнее задание соответствует нормам затрат времени на выполнение домашних заданий в 3-м классе.

Оборудование:

  • Учебник математики. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких.

3 класс, 3 часть

  • Схемы

  • Индивидуальные карточки

  • Таблица возможностей для работы в парах

Ход урока.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Рисунок плывущего мальчика.

- Какая русская пословица подходит к этому рисунку?

Открывать по 1 слову: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду».

- Каким образом данная поговорка связна с нашим уроком?

Переделаем её так, чтобы она касалась математики: «Чтобы научиться считать, надо решать примеры, выполнять вычисления; чтобы научиться решать задачи, надо их решать».

  1. Актуализация знаний.

  • У каждого ученика таблица с римскими цифрами. Необходимо зачеркнуть все числа, в записи которых есть знак v, записать зачёркнутые числа в тетрадь арабскими цифрами. Найти сумму записанных чисел. Если у вас получился ответ 690, вы решили верно. (Приложение 1).

  • Устный счёт.

А) На доске примеры. Работа в парах. Ученики по очереди читают примеры и записывают ответы на листе. Проверка: 1 ученик называет ответы, остальные проверяют, ставят себе оценку.

580-60 520

267-43 224

374+123 497

740+230 970

240:8 30

720:9 80

80*6 480

110*7 770

333:3 111

4*90 360

Б) У каждого ученика карточка, на которой даны 3 простых задачи и таблицы к ним. Необходимо соединить задачу с соответствующей ей таблицей, записать данные из задачи в таблицу. (Приложение 2).

Проверка: ученики читают величины из таблицы и соответствующие данные.

Записать в тетради решение этих задач.

Проверка: что объединяет эти задачи? Задачи решаются умножением, т. к. нужно найти большее число.

6*8=48 кг всего; 38*2=76 км расстояние; 90*7=630 руб. стоимость

  1. Локализация затруднений (постановка учебных задач).

Кто справился с заданиями без ошибок?

Кто допустил ошибки? Каковы причины ошибок?

Какие цели поставим перед собой на уроке? (Решать текстовые задачи с величинами скорость, время, расстояние; совершенствовать вычислительные навыки).

Как вы думаете, какова тема урока сегодня?

В тетради записывается тема урока «Решение задач».

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

А) - что нам надо знать, чтобы решать задачи?

Задание: соединить название величины с формулой и единицами измерения.

Б) – учебник стр. 42 №2

- прочитать задание. Что нам надо сделать? Сколько задач нам надо составить?

Составление задач:

    • Прочитать величины из таблицы

    • Подумать, какой предмет может двигаться с такой скоростью

    • Рассказать задачу

  1. Пеппи каталась на гоночном автомобиле 2 часа. Какое расстояние она проехала, если скорость автомобиля 180 км/ч?

  2. Пеппи проехала на водном глиссере 720 м. Сколько времени она потратила на этот путь, если водный глиссер двигался со скоростью 12 м/с?

  3. Пеппи проехала на лошади 1000 м за 2 мин. С какой скоростью двигалась лошадь?

Какое ещё задание мы можем придумать к этой таблице? (Решить)

Записать решение к каждой задаче с пояснением и формулой. На доске записывают ученики по желанию.

1) s=v*t

180*2=360 (км) – расстояние

2) t= s: v

720:12=60 (с) – время

3) v = s: t

1000:2=500 (м/мин) - скорость

  1. Физ. минутка.

Вы, ребята, молодцы! Справились с заданием! Пора отдохнуть.

Представьте, вы – маленькое семечко (присесть). Зима – вам холодно (закрыть глаза и сжаться). Весной солнечные лучи согрели землю, согрелось и семя (расправить плечи). Ему стали интересно, что там наверху (открыть глаза). У него появились корешки (встать) и первые листочки ( поднять руки). Солнце так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким – высоким, чтобы помахать солнцу своими листьями (встать на носочки, помахать кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок и улыбнулся всем, кто был рядом (улыбнуться друг другу). Увидев такую красоту, на цветок прилетела бабочка (собрать пальцы в кулак, поочерёдно выпрямить пальцы с мизинца, большой и указательный соединить в кольцо, остальными пальцами выполнять движение – трепетание). Я рада, что вы умеете и работать, и отдыхать.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

После минутки отдыха у меня появился к вам вопрос: если представить, что маленькое семечко – это знания, которые вы получаете на уроке, что будет цветочком? ( умение решать задачи). Решим задачу №3(б) стр. 42.

План действий:

  • Прочитать про себя, 1 ученик вслух

  • Рассказать, как поняли задачу

  • Определить вид задачи

  • Построение вспомогательной модели (самостоятельно, 1 ученик за доской, самопроверка)


v

t

s


}?


1

12 м/с

4 с

?

2

10 м/с

7 с

?

3

8 м/с

1 мин

?


  • Составление плана решения задачи (фронтальная работа):

- что надо узнать в задаче?

- что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?

- что мы можем узнать?

1) мы можем узнать, какое расстояние проехала Пеппи сначала за 4 с, для этого надо скорость умножить на время

2) мы можем узнать, какое расстояние проехала Пеппи за 7 с, для этого надо скорость умножить на время

3) мы можем узнать, какое расстояние проехала Пеппи за 1 мин,

для этого нам надо минуты перевести в секунды и скорость умножить на время

  1. мы можем узнать, чему равно всё расстояние от виллы до кондитерской, для этого нам надо сложить все 3 части

    • Решение задачи (самостоятельно, 1 ученик за доской, самопроверка):

  1. 12*4=48 (м) – первое расстояние

  2. 10*7=70 (м) – второе расстояние

  3. 8*60=480 (м) – третье расстояние

  4. 48+70+480=598 (м) – всего

    • Что надо было узнать в задаче? Ответили мы на этот вопрос? Запишем ответ: 598 метров.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

У вас ещё остались силы? Какое задание вы бы хотели выполнить сейчас?

Я предлагаю решить №8. Определите вид задачи? Как её решать?

Это логическая задача, для её решения надо заполнить таблицу возможностей. Работа в парах.




Пеппи

Альфред

слон

золотая медаль

+

-

-

серебряная медаль

-

-

+

бронзовая медаль

-

+

-

Альфред - бронзовая медаль

Слон - серебряная медаль

Пеппи - золотая медаль

  1. Рефлексия деятельности.

Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились. Осталось лишь оценить свою работу на уроке. У каждого таблица самооценки. (Приложение 3)

Расставить оценки:

+ делаю без ошибок

-допускаю ошибки

- не умею делать

Выполнить задание на обратной стороне листа. (Приложение 4)

Что вам понравилось на уроке? Чему ещё надо научиться?

Какое задание хотели бы получить на дом?

Обязательно: стр. 42 №5


Приложение1.















Приложение 2.





Приложение 3.






Приложение 4.