Конспект урока по ИЗО «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Фурманова Ивановской области

Тема урока

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

Мозаика

Место урока по программе

8 класс 1 четверть 7 урок

Кучина Наталья Владиславовна

учитель изобразительного искусства

2012

Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу (аппликация) Использование данного вида искусства в оформлении зданий нашего города

Цель:

способствовать формированию знаний обучающихся об одном из видов монументально-декоративного искусства – мозаике.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения мозаики, о роли М.В. Ломоносова в создании мозаичных панно в России

  2. Сформировать представление о технологии изготовления мозаики

  3. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию

  4. Учить умению оценивать поисковую работу своих одноклассников

  5. Воспитывать чувство гордости и патриотизма

  6. Развитие ценностной компетенции

Тип урока: интегрированный урок (изобразительное искусство, история, технология)

Вид урока: урок с применением элементов исследовательской работы

Оборудование урока:

  1. Литературный ряд:

    1. А.С. Меликсетян «Юному любителю мозаики», Москва, «Просвещение», 1979 г.;

    2. Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1996 г.

    3. Журнал «Юный художник» № 11, 2011 г.

  1. Зрительный ряд:

    1. Словарь: мозаика, монументальное, смальта, мозаичист.

    2. Презентация к теме урока.

  1. Для обучающихся:

    1. Альбом;

    2. Сообщения к уроку (индивидуальное задание)

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

  1. Повторение.

Человек с давних пор стремится украсить свой быт, сделать его более нарядным и праздничным. И это не случайно, в этом, по-видимому, выражается его любовью к прекрасному.,

Прекрасное всегда доставляет людям радость, пробуждает их мысли, обостряет чувства, духовно обогащает. Еще на заре истории люди, живя в очень суровых условиях, стремились украсить свои жилища и предмета быта.

Художественно отделанные предметы, которые имеют практическое назначение, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Их различают по форме, материалу, технике изготовления и обработке.

I. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Дайте характеристику предметов декоративно — прикладного искусства. (На экране образцы знакомых промыслов)(гиперссылка на )

  • Слайд № 2. Хохломская посуда;

  • Слайд № 3. Жостовские подносы;

  • Слайд № 4. Дымковская игрушка.

По ссылке переходим на 1 слайд

На мольберте рисунок мозаики

3. Формирование новых знаний.

Что вы можете сказать об этом произведении искусства?

(На экране панно, которое выполнено в технике мозаика)

Действительно, это мозаика. С античности до наших дней она украшает фасады зданий и интерьеры.

Сегодня на уроке я ставлю перед собой цель: познакомить вас с одним из видов монументально-декоративного искусства – мозаикой (слайд №5) Рассказать вам историю возникновения мозаики. Во время рассказа мне будут помогать ребята, которые на прошлом уроке получили домашнее задание: подготовить сообщения о истории возникновения мозаики.

А какие цели ставите вы перед собой на этом уроке?

Мозаика является одним из видов монументального искусства.

В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.(определение мозаики)(гиперссылка на 6 слайд)

Искусство набирать узоры или картины из разных по цвету и фактуре материалов было известно еще в эпоху античности.

При раскопках в столице древней Македонии – городе Пеле, на полах некоторых домов, датируемых концом IV в. до н. э., найдены хорошо сохранившиеся мозаичные картины из речной гальки, в основном на мифологические и охотничьи сюжеты. На этом панно Дионис изображен в образе красивого обнаженного юноши. Профиль юноши — бога очерчен изящными тонкими линиями из полосок свинца. Тело Диониса набрано из мелкой белой гальки. Оно контрастирует с темным фоном картины. Другие части изображения выполнены из цветной гальки.

В Византии мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов. На весь мир прославилась мозаика «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Знаменитые равеннские мозаики обладали исключительной силой воздействия, их мерцающая поверхность, золотые фоны обогащали пространство храма. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками. В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики.

(Переход на следующий слайд (№7)

Наибольшего совершенства искусство мозаики достигло в эпоху Возрождения. В XVI веке средоточием мозаичного искусства становится Италия. При своем дворе папы основывают специальные мозаичные мастерские, искусные мастера создают образцы монументальной мозаики для украшения стен, сводов собора Святого Петра.

В конце XVI века мозаика постепенно перестает служить лишь украшением церквей, ее начинают использовать в области прикладного художественного промысла. Во Флоренции, например, мозаикой из пластин мрамора стали украшать столы, ниши дворцов и т.д.

На Руси искусство мозаики стало известно с XI века от византийских мастеров.

II. Возрождение монументальной мозаики в России

Презентация (сообщение ученика)

Совершенно верно, в наше время мозаикой украшают не только стены общественных зданий, но интерьеры различных помещений.

А в нашем городе есть здания или интерьеры украшенные мозаикой?

( гиперссылка на 10 слайд)

III. Мозаика своими руками

Давайте мы сегодня с вами попробуем создать панно.

IV. Как сделать «Схема выполнения задания»

1. Распечатайте рисунок. Переведите его на картон с помощью копировальной бумаги.

2.Нарежьте цветную бумагу на мелкие квадратики размером 3х3 мм или 5х5 мм. Для этого сначала нарежьте тонкую лапшу – узкие полоски шириной 3-5 мм, а затем «накрошите» их ножницами поперек.

3.Кисточкой нанесите на рисунок клей небольшими участками, чтобы бумага не намокала и не деформировалась.

4.Деревянной заостренной стороной этой же кисти сначала прижмите к намоченному поролону, а затем к цветному квадратику бумаги, чтобы перенести его в нужное место рисунка. Для удобства цветные квадратики из бумаги можно разложить по цвету в разные коробочки.

5.Кусочки бумаги сначала нанесите на контур рисунка, следя, чтобы они закрывали линю обводки. Затем заполняйте середину рисунка. Сделайте зеленую травку и цветочки: трава — это длинные полоски зеленой бумаги, нарезанной «лапшой», а цветы – разноцветные кусочки бумаги.

6.Вырежьте и наклейте глаза. Бороду козлику сделайте из тонких полосок белой бумаги, немного завейте их. Для этого проведите по полоске ножницами с небольшим усилием.

7.Контур козлика обведите черным фломастером. Получилась аппликация из бумаги в технике мозаика.

Можно наклеить козлика на согнутый в виде открытки картон. А можно вставить в рамочку и повесить на стену.

  1. Практическое задание

  1. Рефлексия

  1. Выставка работ

Схема работы с гиперссылками в презентации учителя

I. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Переходим по ссылке на слайд №2,3,4

По ссылке переходим на 1 слайд

На экране панно, которое выполнено в технике мозаика (гиперссылка)

Определение мозаики (гиперссылка на 6 слайд), затем переход на следующий слайд №7 (гиперссылка на первый слайд)

II. Возрождение монументальной мозаики в России

Ссылка на презентацию (сообщение учащихся сопровождается презентацией)

Гиперссылка на 1 слайд

III. Мозаика своими руками

по гиперссылке на 8-9- 10 слайд затем на 1 слайд

IV. Как сделать

Переход на презентацию «Схема выполнения задания»

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *