КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ «ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ: ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ,ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ» для 8 класса

1001 идея интересного занятия с детьми


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

«ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ: ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ,ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ»


Пегушина Наталья Егоровна

МБОУ СОШ №9 г. Ковров Владимирская обл., учитель географии

Предмет (направленность): география

Возраст детей: 8 класс

Место проведения: класс



Тема: Почвенные ресурсы России: значение, проблемы, пути улучшения (урок получения новых знаний в форме деловой игры).

Цель : - раскрыть значение почв в природе и жизни человека;

- выявить основные экологические проблемы, связанные с почвенными ресурсами;

- знать меры по улучшению и охране почв;

- развивать умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения,

работать с дополнительными источниками географической информации;

- продолжить формирование экологического мышления, чувства ответственного отношения к почве как уникальному дару природы.


Оборудование: слайды

почвенная карта

таблица «загрязнение почв»

портрет В.В.Докучаева

книжная выставка

таблички «почвоведы», «экологи», «представители комитета по охране окружающей среды», «эксперты».

Ход урока.

Организационный момент.

Урок сегодня необычный – в форме деловой игры. Представим, что мы находимся не в школе, а на заседании географического общества. Вы не ученики, а представители почвоведов, экологов, комитета по охране среды. Будут на нашем заседании и эксперты, которые имеют право после выступлений задавать вопросы, а в конце подведут итог .по ходу заседания- урока вся информация будет нами постепенно оформлена в виде схемы на доске и в тетрадях.

(Учащиеся рассаживаются по группам,раставляют таблички с надписями групп. Распределение происходит заранее по желанию учащихся).

Вначале необходимо сказать несколько слов о географическом обществе, раз уж мы сегодня на нём присутствуем.

(Показ слайда с краткой информацией)

Основная часть урока.

Итак, заседание географического общества можно считать открытым.цель заседания(на слайде):

- раскрыть значимость почв;

- выявить экологические проблемы почв;

- определить меры по улучшению и охране почв.


(На слайде высказывание академика Б.С.Соколова)

«Почва уникальна. Может статься, что нигде во вселенной нет ничего похожего на почвенный покров земли. Почва - вторая колыбель живого после океана.»

В чём же уникальность почвы? Каково её значение для человека и в биосфере в целом?

( Предоставляем слово почвоведам, которые прорабатывали материал заранее по дополнительным источникам информации. Учащиеся по ходу выступления заполняют первую часть таблицы-схемы).


Эксперты: - Вы выяснили, что важнейшим свойством почвы является её плодородие. Какие почвы в России самые плодородные? Где они расположены и много ли их в России?

- Какие типы почв, кроме чернозёмов используются в земледелии на территории России?


(Представители почвоведов отвечают на вопросы, используя почвенную карту).


Учитель :-Есть ли данные ,сколько в целом в России продуктивных земель, на которых возможно земледелие?

Всего 13 %!

Эти 13% земель испытывают колоссальную нагрузку, усиленно эксплуатируются. Это не могло не сказаться на качестве почв и породило ряд экологических проблем.

(Предоставляется слово экологам, которые прорабатывали материал самостоятельно заранее, используя таблицу «загрязнение почв» и слайды. Учащиеся по ходу выступления заполняют вторую часть таблицы-схемы).

Эксперты: -Мы совершенно согласны, что одной из экологических проблем является загрязнение. Но влияет ли загрязнение почв, например, с/х химикатами, на каждого из нас? На человека?

(Представители экологов отвечают на вопрос)

Учитель: Как видите, проблемы очень серьёзные. Я обращаю ваше внимание на слова Н. Реймерса по этому поводу.

(Слайд «Почва – кожа земли. Химия её травит. Свалки душат. Но без почвы не было и не будет процветания.»)

Обращаемся к представителям от комитета по охране окружающей среды. На какие меры мы сегодня можем рассчитывать по сохранению почвенных ресурсов, по их улучшению?

(Предоставляется слово представителям комитета по охране среды, которые прорабатывали дополнительный материал заранее, используя слайды. Учащиеся заполняют третью часть таблицы-схемы)

Эксперты: Все перечисленные вами мероприятия обходятся работникам сельского хозяйства недёшево. Нас интересует, в полном ли объёме эти мероприятия осуществляются?

- мероприятия, о которых шла речь ,относятся к технологическим мерам по охране почв. Будут ли иметь значение воспитательные меры?

(Представители комитета отвечают на вопросы)

Заключительный этап.

Учитель: мы выслушали всех представителей . Благодаря полученной информации, у нас определилась схема-таблица, отражающая главные вопросы сегодняшнего заседания(на слайде).

Выслушаем экспертов, которые подведут итог заседания, вынесут решение.

(Выступают эксперты, зачитывается примерный вариант решения заседания географического общества)

Учитель: У кого будут добавления, дополнения?

Все ли согласны с данным решением?
Решение заседания географического общества принимается единогласно (На слайде. Раздаётся каждому ученику).

Вопросы, по которым мы сегодня вели разговор, нашли своё отражение в научной литературе. Обращаю внимание на книжную выставку.

Вопросы, которые стояли на повестке дня, исчерпаны.собрание географического общества можно считать закрытым.

Итог .

Мы снова возвращаемся в статус учеников. Сегодня вы хорошо поработали, за что получаете следующие оценки…

Думаю, этот урок останется в вашей памяти.

Домашнее задание : параграф 20-21 ; по желанию - плакат «Берегите почвы».





3

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.