Конспект урока по экономике «Разнообразие семейных потребностей»

КОУ «Петропавловский детский дом»

Занятие

«Разнообразие семейных потребностей»

Составитель: Андреева Е.А.

воспитатель второй

квалификационной категории

Цели: воспитанники должны иметь представление о разнообразие потребностей.

Задачи:

1) Развивать умение осмысленно воспринимать информацию, развивать рефлексию и эмпатию.

2) Способствовать формированию разрешения жизненных проблем.

3) Воспитывать разумное поведение в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Сценарный план

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели занятия

3.Обсуждение темы

4. Практическая работа

5. Вопросы для закрепления

Ход занятия

1.Организациооный момент

2.Сообщение темы и цели занятия

— Ребята, сегодня на занятие мы поговорим о разнообразие потребностей. Надеюсь, что полученные знания, которые вы сегодня получите, вам обязательно пригодятся в жизни. Тема нашего занятия «Разнообразие семейных потребностей».

3.Обсуждение темы

— Ребята, что такое потребность? (Ответы детей)

— Правильно. Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.

При составлении списка потребностей семьи и установлении очередности их удовлетворения нам нужно учесть разумность потребностей. Какие виды потребностей вы знаете? (Ответы детей)

— Верно. Существуют разумные и неразумные потребности. Критерии деления потребностей на разумные и неразумные следующие:

— воздействие на человека и его здоровье;

— участие каждого в общественном производстве;

— наличие материальных, трудовых и денежных ресурсов не только в семье, но и в обществе, уровень развития науки и техники.

Список потребностей можно продолжать до бесконечности.

Половина населения планеты курит. У этих людей складывается стереотип потребности в курении. С экономической стороны курение – значительная статья в денежных расходах (в среднем до 6 %). Курение наносит большой вред окружающим. Еще больший вред и экономике, и здоровью наносит пьянство. Скажите, можно ли назвать такие потребности разумными? (Ответы детей)

— Правильно. Римский философ и писатель Луций Сенека писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впускает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего дома. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои желания.

Скажите, что означает народная мудрость «По одежке протягивай ножки»? (Ответы детей)

— Совершенно верно. Из множества потребностей мы выбираем наиболее подходящие для нас и соотносим их с нашими доходами. Высокая потребительская культура предполагает соизмерение запросов и возможностей промышленности.

Все потребности человека можно разделить на материальные, которые обеспечивают жизненные запросы человека и его самосознание. Скажите, что можно отнести к материальным и духовным потребностям? (Ответы детей)

— К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде. Они являются основой всех других потребностей. К духовным относятся потребности в культуре и искусстве, общении, знаниях.

Для каждой семьи список вещей, которые нужно купить. Является строго индивидуальным. Никогда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду и мебель в доме для нормального проживания, но количество этих вещей определяются индивидуально. У каждой семьи свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно. Свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей. Их необходимость в семье. Скажите, как изменяется набор необходимых предметов? (Ответы детей)

— Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: уровня благосостояния, материального развития общества. Например, вашей бабушке в молодости вряд ли пришло бы в голову, что на кухне необходим миксер для взбивания крема, а дедушка не имел представления об электродрели. Ваши родители считали эти вещи престижными, а для вас они уже обязательные. В домашний обиход прочно входят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос. Видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т.п. эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более комфортным.

Для некоторых людей персональный компьютер еще является престижной вещью, дорогой игрушкой. Но для тех, кто связан с компьютером в работе, использует его для ведения собственного дела, применяет в домашнем хозяйстве, он стал едва ли не самой необходимой вещью. Также и автомобиль давно уже превратился из предмета роскоши в средство передвижения.

Одной из важных потребностей с точки зрения потребления материальных благ является потребность в престиже. Скажите, в чем она заключается? (Ответы детей)

— Потребность в престиже заключается в стремлении потреблять такие блага, которые выделяют человека среди окружающих или свидетельствуют о принадлежности его к определенной социальной группе.

Скажите, какими важнейшими особенностями обладают престижные вещи? (Ответы детей)

— Престижные вещи обладают тремя важнейшими особенностями:

— во-первых. В роли средства престижа могут выступать любые потребительские товары, используемые для удовлетворения биологических и духовных потребностей, но отличающиеся высокой ценой, редкостью, модностью. Популярность и т.д. Это позволяет владельцу использовать их как «знак отличия». Например, набор дорогих фломастеров, пенал, ручка «Parker»;

— во-вторых, истинной потребительской стоимостью вещей, превратившихся в средства престижа, в условиях рынка становится их стоимость. Чем дороже вещь, тем меньше людей могут ее приобрести, тем большими престижными свойствами она обладает. Например, замена отечественного холодильника дорогим холодильником «Bosch»;

— в-третьих, в отличие от средств удовлетворения биологических и духовных потребностей, имеющих естественные границы потребления, потребление средств престижа ограничивается только личными доходами и ростом последних имеет тенденцию к безграничному увеличению. Примером служат приобретение драгоценностей, произведений искусства, антиквариата, одежды из меха и кожи экзотических животных, больших особняков, дорогих автомобилей, посещение престижной выставки и т.д. Так как средством престижа в принципе может стать любая вещь, то установить престижные мотивы ее приобретения бывает трудно иногда даже самому владельцу.

4. Практическая работа

— Теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас имеются карточки с заданием. Время 5 минут.

Карточка 1

Определите минимальные затраты на удовлетворение потребности в знаниях (расходы семьи на приобретения канцелярских принадлежностей) за полгода. Если учесть, что 1 тетрадь стоит – рублей, карандаш – 3 рубля, ручка – 5рублей, цветные карандаши – 36 рублей, дневник – 39 рублей, линейка – 6 рублей, циркуль – 26 рублей, резинка – 2 рубля.

Карточка 2

Определите минимальные затраты на удовлетворение потребности в знаниях (расходы семьи на приобретения книг, газет, журналов) за полгода.

Если учесть, что 1 учебник стоит 90 рублей, газета «Мальчишки и девчонка» — 20 рублей, журнал «Мне 15» — 35 рублей. Газета и журнал семья получает один раз в месяц.

— Давайте проверим, что у вас получилось. (Ответы детей)

5. Вопросы для закрепления

Что такое потребность?

Какие виды потребности вы знаете?

Что относится к материальным потребностям?

По каким критериям можно определить разумность потребности?

Приведите пример неразумных потребностей.

Чем определяется престижность вещи?

С чем связан переход вещей из одной категории необходимости приобретения в другую?

— Молодцы. Вы успешно справились со всеми заданиями, я надеюсь, что полученные знания вам обязательно пригодятся в жизни.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *