Конспект урока окружающего мира в 1 классе «Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубча-тые и пластинчатые)»

Григорова Анжела Владимировна

МКОУ СОШ № 17 с. Сухая Буйвола

учитель начальных классов

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Гармония»

Тема: «Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубча-тые и пластинчатые)».

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Цели: продолжить изучение раздела «Разнообразие грибов», рассказать учащимся, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы, учить различать грибы, правильно их собирать, приводить примеры съедобных и несъедобных грибов; сравнивать грибы, объединять их в группы; способствовать проявлению учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формировать навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе; готовность оценивать свой учебный труд и труд других учеников, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; организовывать свою деятельность; действовать согласно плану, составленному учителем; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия; строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в паре, группе.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, тренажёр для учащихся «Съедобные – несъедобные грибы», презентация, учебники и рабочие тетради по окружающему миру часть 2, 3 одинаковых набора с картинками съедобных и несъедобных грибов, 6 конвертов, клей, смайлики для самооценки.

Ход урока

I. Организационное начало.

1. Приветствие.

2. Эмоциональный настрой класса.

3. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Фронтальный опрос:

  • О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

  • А о каких именно грибах мы говорили?

  • Кто помнит, какого же строение гриба?

  • На какие две группы можно разделить все шляпочные грибы?

  • Какие условия необходимы для роста и развития?

  • Какой можно сделать вывод? Грибы являются живыми или не живыми существами?

III. Введение в тему. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.

Отгадывание загадки.

— Послушайте загадку:

— Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

— А как вы думаете, ребята, все ли грибы можно употреблять в пищу?

— А почему не все грибы можно есть?

— Так, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

— А какие мы себе поставим цели и задачи?

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

— Послушайте стихотворение Зои Александровой:

— Нам и лето,

Нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, —

Это чудо из чудес.

— О чём это стихотворение?

— Сегодня мы с вами отправимся за грибами.

— Знаете ли вы, какие грибы можно собирать?

— Как правильно их собирать?

— Что можно приготовить из грибов?

— Расскажите мне, пожалуйста, какие грибы вы собирали, что готовят из них в вашей семье и как заготавливают на зиму.

(Рассказы учащихся)

— А знаете ли вы, в какое время года появляются грибы?

(Ответы учащихся)

— Обычно в лес за грибами идут летом или осенью. Но есть и весенние грибы – это сморчки и строчки. Шляпки у них морщинистые, все в бороздках жёлто-коричневого цвета. У этих грибов есть вредная для здоровья человека кислота. Среди строчков есть и смертельно ядовитые, лучше их не собирать.

— Грибы – это полезный продукт питания. Их варят, жарят, солят, маринуют и сушат. Но при неправильном приготовлении они могут вызвать отравление.

— Собирать грибы нужно внимательно: распознавать съедобные, отличать их от несъедобных, ложных и ядовитых. При сборе грибов нельзя повреждать грибницу. Перезрелые, смятые, червивые грибы лучше оставить в лесу – они продолжат нужную ему работу.

— А сейчас кто-нибудь из ребят познакомит нас с секретами полного лукошка:

  • грибы хорошо растут после тёплого дождика;

  • грибная охота удачна ранним утром, когда солнце хорошо освещает шляпки грибов;

  • увидели белый гриб – ищите рядом второй, третий;

  • запоминайте место, где нашли грибы – они будут появляться там снова.

— А как вы думаете, о чём нужно помнить, отправляясь в лес за грибами?

— Главное – необходимо знать, какие грибы являются съедобными, а какие – ядовитыми.

2. Работа в парах по учебнику с. 19.

— Откройте учебники на с. 19. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Третий лишний», задание которой вы выполните в парах.

— Подумайте, посоветуйтесь, какой гриб в каждом ряду «лишний», и объясните своё решение.

(Ответы учащихся)

3. Электронная физминутка.

4. Работа по учебнику с. 20.

— Откройте с. 20 учебника и обратите внимание на зелёную рамку, в ней изображены грибы. Подумайте и объясните, почему ученик объединил эти грибы в одну группу и поставил знак опасности.

(Ответы учащихся)

— А кто догадался, какие признаки ядовитых грибов он указал?

(Ответы учащихся)

— Давайте прочитаем текст на с. 20 о несъедобных грибах.

(Ученик читает текст)

— Посмотрите на фотографии ложных грибов и запомните, их ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.

— А как вы думаете, везде ли можно собирать съедобные грибы?

— А могут ли они стать ядовитыми?

(Ответы и предположения учащихся)

— А в нашей местности встречаются ядовитые грибы?

(Ответы учащихся)

— Учитывая, что сейчас воздух и почва сильно загрязнены, а грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества и даже ядовитые, нельзя собирать грибы в городе (на газонах, в парках, вдоль дорог).

5. Работа учащихся в группах.

— Ребята, вам надо распределиться на три группы. Каждая группа получает два конверта и набор разных грибов. Ваша задача как можно быстрее разложить все грибы на два конверта, положив в один конверт все съедобные грибы, а в другой – несъедобные, иными словами ядовитые. Та группа, которая выполнит задание быстро и правильно, получит карточки с пятёрками.

(Учащиеся выполняют задание.)

6. Работа в тетради на печатной основе с. 11, № 5.

— Откройте рабочие тетради на с. 11, найдите задание № 5. Помогите Незнайке найти белые грибы. Нарисуйте ему дорожку.

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)

7. Игра «Узнай гриб по описанию».

— Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай гриб по описанию». Я буду давать описание гриба, а вы должны узнать этот гриб и сказать его название.

  • Этот гриб названием схож с животным; обычно не растёт один, а старается быть рядом с сестричками. Эти грибы лучше жарить. (Лисички)

  • Этот гриб очень дружен с осиной. Его жарят, сушат и варят. (Подосиновик)

  • Начинается название гриба на букву «Р». Хороши эти грибы в засоле. На срезе у него появляется ярко рыжая полоска. (Рыжик)

  • Шляпки желтовато-бурые, в тёмных чешуйках. Пластинки у молодых грибов белые. Растут семьями на пнях. (Опята)

8. Обсуждение проблемного вопроса «Надо ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?».

— Ребята, как вы считаете, надо ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?

(Ответы учащихся)

— Несъедобные грибы уничтожать не следует, так как они лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.

V. Закрепление.

1. Применение тренажёра «Съедобные — несъедобные грибы».

(Несколько учащихся тренируются в распознавании съедобных и несъедобных грибов на интерактивной доске, раскладывая их в корзины разных цветов.)

2. Фронтальный опрос по изученной теме.

  • В какое время года появляются грибы?

  • Где чаще всего их можно найти?

  • Какое строение имеет тело шляпочного гриба?

  • Какие грибы называют трубчатыми, а какие — пластинчатыми?

  • В чём особенность строения большинства ядовитых грибов?

  • Какие грибы называют ложными?

  • Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?

2. Работа по рисунку с. 21 учебника.

— Рассмотрите рисунок на с. 21. Чем занимаются ребята?

(Ответы учащихся)

— Я предлагаю вам выполнить творческое задание: к следующему уроку подготовить работу в идее грибка, это может быть грибок из пластилина, природного материала, яичной скорлупы, аппликация из цветной бумаги, рваной цветной бумаги или любого другого материала. И мы в классе оформим выставку «Разнообразие грибов».

VI. Рефлексия (подведение итогов урока).

— Наш урок подходит к концу, и я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке смайликами, которые лежат у вас белых конвертах. Наклейте подходящий вашему настроению смайл в рабочей тетради на с. 10 в верхнем левом уголке.

— Благодарю за работу!

VII. Организация на перемену.

1. Уборка рабочих мест.

2. Готовность к следующему уроку.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *