Конспект урока обществознания для 3 класса «Я такой, а ты какой?»

Государственное казенное учреждение

Детский дом-интернат

« Южное Бутово»







Конспект урока обществознания для 3 класса

«Я такой, а ты какой?»





Подготовила воспитатель Артемьева Александра Борисовна











Москва 2012 г.







Цель: Совершенствование умений и навыков позитивного общения.

Задачи.

Образовательные:

формировать представление о себе, как о человеке и его отличительных особенностях;

формировать представление о дружбе, друге.

Коррекционные: Развивать речь, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения к людям.

Материал: иллюстрации детей разного возраста, пола, цвета кожи;

листы бумаги, карандаши, фломастеры;

шаблоны овалов и кругов; мяч; красиво украшенная палочка.

Предварительное чтение:

Е. А. Пермяк «Самое страшное»;

С. П. Никитский «Что Вите делать?»;

В. П. Катаев «Цветик-семицветик»;

В. А. Осеева «Рассказы».



Ход занятия

Организационный момент – игра «Добрые слова».

Цель: обогащение и активизация словаря.

Дети c воспитателем встают в круг. У воспитателя в руках палочка.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Кто берёт её в руки, тому сразу хочется сказать хорошие слова. Но эту палочку нельзя держать в одних руках, иначе она перестанет быть волшебной. Передавать её надо из рук в руки, глядя в глаза, улыбаясь, и говорить при этом добрые слова, или хорошие пожелания. Давайте попробуем.

Воспитатель передает палочку со словами: Возьми, Руслан, ты хороший мальчик, я желаю тебе удачи. Дети передают дальше со словами: ты добрый, веселый, доброго тебе дня, ты хорошо поёшь и т.д. Воспитатель подсказывает при необходимости. Воспитатель спрашивает, приятно ли детям было слышать хорошие слова о себе. Дети садятся за парты.

Беседа по иллюстрациям.

Воспитатель: Посмотрите, что за дети смотрят на нас с этой иллюстрации? (Показывает иллюстрации детей трех рас - белой, желтой, черной.)

- Какие красивые дети. Чем они отличаются? (Цветом кожи, цветом и разрезом глаз.)

-Чем похожи? (Все они люди одного возраста, это дети)

- Как вы думаете, а могут они все трое хорошо петь, танцевать, быть добрыми? (да) Зависит это от цвета кожи? (нет) Видели ли вы людей с желтой или черной кожей? Можно их разглядывать в упор? Культурно ли о них говорить вслух, показывать пальцем? (Нет, потому что это может их обидеть.)

Воспитатель, показывает фотографии детей в инвалидных колясках, с дефектами лица, с палочкой и др.

- Как нужно относиться к людям с физическими недостатками? (так же как и к здоровым людям - доброжелательно, уважительно.)

- Чем мы можем их обидеть? (указывая на них пальцем, пренебрежением, если мы будем от них отворачиваться)

- Как мы в нашей группе относимся к такому мальчику? (помогаем ему переодеваться, играем с ним, помогаем ему на занятии, гуляем с ним на прогулке и т.д.)

Воспитатель: А давайте вспомним, в какой книжке девочка помогает больному мальчику с помощью последнего лепестка от волшебного цветка? («Цветик-семицветик»)

- Какими словами можно сказать об этой девочке? (Добрая, воспитанная, хороший друг и т.д.)

- А вы хотели бы иметь такого друга? (Да)

Физкультминутка «Давай познакомимся»

Дети встают в круг, мяч в руках воспитателя. Тот, кому бросают мяч, ловит его и называет своё имя, фамилию, возраст, пол, адрес, что он любит делать. Далее бросает мяч другому ребенку, с которым хочет познакомиться, и так, пока все дети не расскажут о себе. Дети садятся за парты.

Беседа «Твои друзья».

Воспитатель - Хорошо ли иметь друзей? Почему? (да, с ними не скучно, весело, легко выполнять любую работу, интересно играть и т.д.)

- А как вы помогаете друг другу? (Завязываю шнурки, помогаю на занятии, защищаю, учу кататься на велосипеде и т. д.)

-А как нужно поступить, если другу плохо - он упал, у него плохое настроение, его обидели и т. д. (Помочь встать, не смеяться над ним, сделать для него что – нибудь приятное)

- Что вы чувствуете, когда совершаете добрые поступки? (мне приятно, у меня становится хорошее настроение) А злые? (не приносят радости)

Повторение «Золотого правила жизни» - Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Далее воспитатель предлагает вспомнить произведения, в которых дети плохо относятся к окружающим людям и даже животным. («Самое страшное», «Что Вите делать?»). Воспитатель: - Почему мальчик Вова остался один? (Потому что он всех обижал).

- Почему Витя ни с кем не пошёл играть? (Потому что он боялся собаки, кота, гусей, которых дразнил и обижал)

Упражнение «Опиши своего друга».

Цель: Учить находить отличительные черты лица товарища и называть их.

Воспитатель - Мой друг - мальчик, ему 14 лет, у него темные прямые волосы, широкий лоб, карие глаза, прямой нос. У него тёмные брови. Угадайте, кто это? (Дети угадывают) Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей рассказать о своём друге. Остальные угадывают, о ком был рассказ. ( При затруднении описать предмет одежды)

Далее воспитатель предлагает нарисовать портрет друга.

Тем, кто затрудняется, предлагается воспользоваться шаблонами, лежащими на партах. Можно предложить шаблоны лиц разной формы – круглой, овальной, удлинённой, шаблоны глаз, губ. Дети рассматривают друг друга и рисуют. (Под музыку или песни о дружбе.)

В конце занятия дети дарят друг другу портреты. Воспитатель благодарит детей за активное участие в занятии.









Список литературы:

  1. О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (Программа «Детство») Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Журнал «Коррекционная педагогика 4 (46), 2011

  3. Л. Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2009





























Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.