Конспект урока на тему «Совесть»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

г.о. Чапаевск Самарская область

МОДУЛЬ:

Автор: Вершинина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

высшей категории,

стаж работы – 36 лет

г.о.Чапаевск, 2014 г


Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи:

— дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

— развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

— воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Планируемые результаты:

Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

Предметные — знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы.

Ход урока:

Организационный момент:

Класс разделить на 4 группы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка к активной деятельности, мотивационная установка.

— Ребята, сегодня наше занятие начнем с небольшой разминки. Пусть каждая команда придумает себе название и доброе пожелание для других участников урока.

(Команды работают, пока звучит музыка, затем представляются и передают право ответа с помощью статуэтки)

Придумывают название команды и пожелания одноклассникам.

Представляют свои группы.

Определение темы и цели занятия.

— Молодцы! Теперь можно начинать работу!

У каждой группы на столе есть набор слов. Из них нужно собрать пословицу, не забывайте, что главное – не скорость, а правильный смысл! (После того, как дети соберут пословицы прочитать и обсудить их смысл)

— Ребята, кто заметил, какое слово повторяется во всех этих пословицах? Это слово – совесть. Как вы понимаете смысл слова совесть? Зачем она нужна человеку? Попробуйте ответить на эти вопросы, обсудите ответ в группе. (После обсуждения, ответы зачитываются всему классу)

Дети собирают из слов пословицы, затем зачитывают полученный результат, сравнивают с правильной формулировкой, расшифровывают смысл высказывания.

Ребята обсуждают понятие, записывают ответы, представляют одноклассникам

Изложение нового материала.

— Давайте узнаем, что такое совесть. Найдите определение совести в учебнике.

— А вот что говорят о совести великие писатели, ученые, деятели искусства.

Работают с учебником, выбирают из текста нужное определение. Записывают определение в рабочих тетрадях.

Смотрят презентацию, при желании обсуждают.

Закрепление новых знаний

— Ребята, как вы думаете, переживания совести это положительные или отрицательные эмоции. Чего они больше приносят человеку пользы или вреда?

Давайте заполним таблицу. За каждый положительный момент ставим плюс, за отрицательный – минус.

(Во время работы дети приходят к выводу, что плохие поступки вызывают угрызения совести, а это очень неприятные переживания, которые могут привести к тяжелым последствиям, даже к болезни)

— Что нужно сделать, чтобы совесть тебя не мучила, не приносила тебе вреда?

Каждый из нас может по ошибке или другой причине совершить нехороший поступок и единственный способ избавиться от угрызений совести – это попросить прощения, попытаться исправить последствия своего проступка. У верующих людей есть очень хороший обычай – искреннее раскаяние в своих грехах. Соблюдение этого обычая позволяет человеку жить со спокойной душой, осознанно относиться к своим поступкам.

Высказывают собственное мнение, желающие выходят к доске и заполняют таблицу.

Физкультминутка.

— Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем!

«Честный и нечестный сказочный герой» — игра

Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):

-Винни -Пух;

-Красная Шапочка;

-Кот Базилио и Лиса Алиса;

-Маша из сказки «Маша и Медведь»;

-Золушка?

-Шапокляк;

-Крокодил Гена;

-Лиса.

Просмотр и анализ нового материала.

— Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором тоже говорится о совести.

Смотрят мультфильм. «Лунтик» 350 серия

Самостоятельная творческая работа в группах.

— А теперь представьте, что вы кинорежиссеры. Вам нужно создать свой мультфильм о том, как совесть меняет человека. Попробуйте придумать свой сценарий. Вы можете просто прочитать то, что у вас получится, а можно показать вашу историю в театрализованном виде.

Работают в группах, сочиняют свои истории и форму их презентации.

Презентация результатов творческой работы групп.

— Давайте послушаем и посмотрим, что у нас получилось. Будьте внимательны! На столе у вас есть набор карточек 3 цветов. Подарите карточку красного цвета той команде, чья работа больше всего соответствует поставленной задаче. Зеленую и синюю карточки вы можете подарить той команде, которые на ваш взгляд заняли второе и третье место.

Смотрят результаты работы групп, представляют свой результат, дают оценку работе товарищей.

Закрепление изученного материала

Работа с притчей. (В парах)

  • Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Отвечают на вопросы, делают обобщение по теме

Подведение итога урока. Рефлексия.

— Наше занятие подходит к концу. Давайте проверим, что мы узнали и поняли.

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: — Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево) С ним каждый путь и правилен и светел. Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: — Воля на пути, (прикрепляю карточку) Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека — совесть!(прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

Формулируют итоги урока.

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно

Домашнее задание.

— Ребята, подумайте дома о том, что мы обсуждали на уроке. Найдите в произведениях литературы, кинофильмах, мультфильмах примеры того, как совесть меняет человека.

— Спасибо за работу!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *